Патриотизм и национальная идея

Зуев Андрей Яковлевич
ПАТРИОТИЗМ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

       «Встреча Путина с «Клубом лидеров» получилась на редкость странной. Президента призвали сделать национальной идеей союз бизнесменов и чиновников» - пишут в российских средствах массовой информации. «Владимир Путин призвал не заниматься поисками национальной идеи, поскольку она у России уже есть. «Наша национальная идея — это патриотизм! Ничего другого придумывать не надо!» — заявил бизнесменам президент».
 
       "У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма", - подчеркнул глава государства. "Это и есть национальная идея, - пояснил он. - Она не идеологизирована (?), не связана с деятельностью какой-то партии или стратой в обществе". "Это связано с общим объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной", - считает Владимир Путин. "Страна - это люди", - сказал президент. "Другой идеи не придумали, и придумывать не надо", - отметил он. Но для внедрения национальной идеи недостаточно, чтобы президент об этом один раз объявил. "Об этом нужно говорить на всех уровнях, постоянно", - полагает Путин.

       Есть мудрая восточная поговорка: «Сколько ни говори – халва – во рту слаще не будет». «Играть мускулами» и «шевелить мозгами» - не одно и то же. Власть, наконец, определилась с национальной идеей, хотя по всей видимости, слово «идея» ей не очень-то и  нравится. Дело в том, что понятия «идея» и «идеология» выражают содержание  стройной системы научных взглядов на мир, человека и общество. Идеология – это, прежде всего, политическая культура и, более того, общая культура человека. К примеру, идеология здорового образа жизни – саногенное мышление (мышление, рождающее здоровье).

       Можно, конечно, используя буржуазную политическую риторику, публично оттолкнуться от идеологии в расчёте на наивных и простодушных людей. Однако диалектика вещей и кажущийся парадокс социальной действительности состоит в том, что отрицание общественного феномена (понятия и объекта) только ещё сильнее привязывает к нему. Ни одному человеку, ещё никогда, не удавалось убежать от науки, идеологии и реальной действительности.

       Если понятие «патриотизм» находится вне идеологии, то есть вне культуры, оно становится своей противоположностью: социал-шовинизмом, национализмом, расизмом и фашизмом.   Давайте вспомним  недавние исторические события. Гитлера к власти привела рабочая партия. Его политическая риторика включала в себя множество «сладких» слов, в том числе «свобода» и «патриотизм». Под гипнозом патриотической буржуазной риторики находился трудолюбивый и социально ориентированный немецкий народ. К каким страшным и трагическим событиям для всего мира, а для нашей страны особенно, это привело.

       Многие реакционные режимы в мире пришли, таким образом, к власти, эксплуатируя патриотические чувства, простодушие, доброту и доверчивость людей. Благими намерениями может быть вымощена дорога в ад.  Говорил же «великий философ» Черномырдин о реформах в России: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Может быть, только я сгущаю краски и навожу «тень на плетень»? 31.01.2016 года я слушал лекцию доктора исторических наук, профессора Пермского государственного научно-исследовательского университета Суслова Михаила Григорьевича, точно и обоснованно предсказавшего в своей научной статье распад СССР. Он всерьёз обеспокоен реальной опасностью возникновения фашистской диктатуры в сегодняшней России.
 
       Основа патриотизма – благосостояние или, хотя бы, его предполагаемая возможность. Страну покинули 1200000 работников науки. Давайте обвиним их в отсутствии патриотизма.  Патриотизм – нравственное чувство. Культура нравственных чувств зависит от развитой способности к чётким оценкам и суждениям. «Утечка мозгов», содержащих идею и, соответственно, идеологию, ослабляет патриотизм русской нации. Патриотизм и одухотворённость – понятия с одной сущностью. Одухотворённость – это такое качество сознательной жизни, которое наделяет жизнь человека и всё, что с ней связано, Высоким Смыслом целесообразного существования. Патриот, следовательно, такой одухотворённый человек, в душе которого есть место Смыслу Жизни и Социальному Идеалу.

       Публичное отрицание идеологии-вообще – самый любимый и лживый приём самоутверждения буржуазной идеологии, оказывающий реакционное (деструктивное) воздействие на умы людей и экономику России. Профессор Суслов М.Г. утверждает, что экономика России зашла в тупик. Вопрос только в том, сколько времени будет происходить её гниение до полного краха.  Известный американский экономист, лауреат нобелевской премии по экономике, Джон Кеннет Гелбрейт утверждал, что экономические реформы в постсоветской России – глупость и подлость.

       Высокопосавленные чиновники, вероятно, искренне уверены, что вектор движения развития общества направлен не от простого к сложному, а от сложного к простому. Эта теоретическая парадигма (догма) господствует в их сознании, «упрощая» для них суть общественных, в том числе экономических отношений. Такова либеральная идея - идеология свободного рынка. Более простого способа производства, чем капитализм, нет. Оказывается ничего делать и не нужно, рынок отрегулирует себя сам. 

       Смысл Жизни и Социальный Идеал в унылом политическом и экономическом состоянии сегодняшней России могут стать мощным стимулом к преодолению трудной действительности в жизни конкретного человека и всего Российского общества. Вот где нужно искать национальную идею. Патриотизм вне идеологии, без Социального Идеала всегда  проявляется в извращённой форме.        Национальная идея как мобилизующая материальная сила самым естественным образом должна быть связана со Смыслом Жизни и Социальным Идеалом.

       Социальная (индивидуально-коллективная) форма движения материи отличается от биологической формы новым качеством – сознанием, то есть жизнью со знанием и смыслом. Для  выяснения структуры понятия, обратимся за помощью к диалектической философии. Чтобы сосредоточить внимание на главном, воспользуемся приёмом диалектической логики и определим в сущности понятий форму и содержание. Содержанием жизни со знанием и смыслом является способ жизнеобеспечения социальной материи, иными словами, способ производства. Содержанием способа производства выступают производительные силы (средства производства и люди, владеющие ими), а формой – производственные отношения, организованные со знанием дела.

       Всё более совершенные производственные отношения становятся непосредственной производительной силой общества, обеспечивая ему дальнейшее развитие. Форма становится всё более содержательной. Этот процесс развития от простого к сложному, бесконечен. В самом общем выражении можно сформулировать направление развития общества, которое определяется внутренним самодвижением содержания социальной  материи, как совершенствование общества и окружающего нас мира.

       Таким образом, Смыслом Жизни и Социальным Идеалом может быть только самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира, в том числе, способа производства и производственных отношений. Другой, более важной идеи, нет, и не может быть. Однако речь всё ещё идёт о содержании, а содержания без формы не бывает. Форма совершенствования индивидуального и общественного бытия определяется запросами жизненной практики и идеологией как стройной системой научных взглядов на мир, человека и общество.
   
   Для человека, страны и общества нужна ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА НА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО НАС МИРА. Эта установка и может стать национальной идеей. Народосбережение – часть такой национальной идеи.   Для России в настоящее время нет более важной задачи, чем ПРОБУЖДЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ. Её решение требует индивидуального подхода, длительной и кропотливой  настройки интеллектуальных процессов отдельной личности и всего общества.

       «Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. – «…одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В.И., ПСС, т. 37, с.190). Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы.

       В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой составной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её патриотизм перестаёт отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «…выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся…» (там же, т. 36, с.328-29). Для мелкой буржуазии характерны национальная ограниченность и национальный эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к другим народам.

       В буржуазном обществе пролетариат выступает выразителем коренных национальных интересов народа, а потому и носителем подлинного патриотизма. В статье «О национальной гордости великороссов», написанной в годы 1-й мировой войны, В.И. Ленин отмечал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е.  9/10  её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107). Подлинный патриотизм несовместим с национализмом, шовинизмом и расизмом. Социалистический патриотизм неразрывно связан с пролетарским интернационализмом». – Философский энциклопедический словарь, 1989 год.

     Доктор Зуев, социальный философ и социальный психотерапевт.  05.02.2016