Чеканщица

Оксана Линевская
Чеканщица.
Вступление.
     Было это в стародавние времена, еще до нашей эры, когда человечество только-только научилось добывать и использовать медь, чаще всего в виде бронзы. Тогда же только начинали развиваться ремесла, но уже искусство стало неотъемлемой частью жизни людей. Искусные мастера создавали картины на холстах, ткали гобелены, ковры со сложным рисунком, создавали скульптуру, архитектурные сооружения, ювелирные изделия, жестяные зеркала, кованые изделия и литье, а так же чеканные барельефы, чеканные картины, чеканные скульптуры.
 
     1. Тайна рождения и становления.
     Жил в средней Азии один чеканщик, достигший в своем деле наивысшего мастерства, звали его Фарух. Женился он, когда смог построить дом и мастерские, а так же почувствовал, что способен содержать не только себя, но и жену, и детей. Был он уже не молод, надеялся передать свое умение сыновьям. Жена у него была молода и красива, позировала для чеканных скульптур и барельефов, которые охотно раскупали заезжие купцы. Звали жену Фаруха Малика.
     Однако, родила она девочку, которую назвали Амина. Фарух не терял надежды на появление сына - наследника. Но тут произошла странная история. Когда малышка научилась ходить и Малика перестала ее кормить грудным молоком, попросился на ночлег богатый купец, проезжавший через селение. Так сильно понравилась ему Малика, что он уговаривал Фаруха отдать ему Малику в жены за очень большие деньги. Фарух от денег отказался, а про жену сказал, что она сама вольна решать с кем ей остаться. Утром купец уехал, а Малика осталась, но через два дня пошла Малика на рынок за продуктами и пропала. Кто-то сказал Фаруху, что на рынке видели в тот день слуг того самого богатого купца. Сама Малика ушла с ними или силой ее увели, но к Фаруху она так и не вернулась.
     Погоревал Фарух немного, но больше жениться не захотел, решил набирать учеников из желающих обучиться чеканному делу мальчишек. Амина росла среди папиных изделий, часто смотрела и слушала, что показывал и говорил отец ученикам. Она игралась с его инструментами, а в пять лет сделала свой первый барельеф, который купили местные жестянщики для своей лавки. С этого момента Фарух стал методично обучать Амину секретам своего мастерства. Малышка усердно постигала искусство чеканки. Вскоре она создавала жестяную посуду, украшенную чеканкой, медные зеркала с изящной рамкой, браслеты, монисто, ожерелья и небольшие скульптуры бронзовых коней. Потом кони стали основной темой ее работ. Они были на ее чеканных картинах в рамах из того же листа бронзы, на барельефах, на жестяной посуде, на браслетах, кулонах, на рамках зеркал. Амина часто присутствовала на занятиях, проводимых Фарухом с группой учеников.    
      Один из учеников очень хотел научиться чеканить, но у него совсем не было к этому способностей. Это был сын лавочника, торговавшего тканями. Звали мальчика Хафиз. Его притягивало все прекрасное, и он стремился что-то создать яркое и красивое, но умения не соответствовали его стремлениям. А еще больше, чем научиться искусству чеканки, он хотел понравиться дочке мастера - Амине. Дети часто общались между собой. Амина показывала Хафизу свои работы, объясняя, что и как было создано, раскрывая ему технические тайны чеканного дела. В результате их долгого общения, Хафиз все же научился создавать простейшие изделия, а потом и украшения, зеркала, посуду как заправский жестянщик. Барельефы и скульптуры ему не удавались.
    
2. Поклонник и талант.
     Время шло. Амина, хоть и одевалась в мужскую одежду и не пользовалась косметикой, превратилась в красивую взрослую девушку. Хафиз беззаветно был в нее влюблен, но она продолжала видеть в нем только друга. Все ее мысли занимало искусство чеканки. Именно этому делу Амина отдавалась вся без остатка. Все чаще и чаще покупатели предпочитали ее работы изделиям старого чеканщика. Его любимым сюжетом были пейзажи с девушками, ручьями, реками, реже он изображал цветок. Амина чаще всего изображала языки пламени, коней, ночное звездное небо, иногда луну над водой или пейзаж с бегущим по полю табуном, стремящимся догнать облака, плывущие по небу. Изредка она брала в сюжет реку и лодки.
     Отец Хафиза заказывал барельефы на стены своей лавки: изображение лотка с рулонами тканей, название своей лавки, коней, бегущих среди ковыльных степей. Звали отца Хафиза Юсуф, кроме лавки у него еще были мастерские по изготовлению гобеленов. Все гобелены, сотканные в его мастерских, Юсуф продавал в своей лавке, особые гобелены были сотканы специально в дар деловым партнерам или родственникам, они являлись визитной карточкой товарной лавки и все, кто побывал в селении, на память покупали гобелены у Юсуфа. Хафиз был единственным сыном и наследником лавочника, именно он должен был продолжить семейное дело. Юсуфу надоело увлечение Хафиза чеканкой, тем более, что особых успехов в этом ремесле сын не добился. К тому же, детская увлеченность Хафиза дочерью чеканщика тоже не нравилась Юсуфу.
     "Не будет чеканщица хорошей женой лавочнику. Она, кроме своего ремесла, ни к чему не приучена. Ни хозяйство вести, ни детей воспитывать, ни любимого мужа ублажать или танцами развлекать она не умеет. Без матери выросла, ни одеться, ни накраситься как женщина, не может,"- рассуждал Юсуф и решил, что придется сына женить на подходящей девушке и к семейному делу приладить. У партнера по бизнесу две старшие дочери совсем уже невесты. Он в городе живет, его корабли из-за моря товар возят, а ткацкие мануфактуры очень хорошее полотно изготавливают и из шелка, и из льна, и из хлопка, и из шерсти. А какие ковры делают - просто загляденье. И партнерские отношения упрочатся, если с ним породниться. Партнера звали Саид.
     - Фатима, готовься встречать дорогих гостей. Я письмо Саиду отправил. Пригласил его приехать с женой и старшими дочерьми. Может наш Хафиз, наконец, обратит внимание на нормальную девушку. За ум возьмется, женится и продолжит семейное дело со мной,- сказал Юсуф.
     Поздно вечером вернулся домой Хафиз. Фатима поговорила с ним тихонько и убедила, что пора подумать и о семейной жизни, и о помощи отцу. Детские увлечения пора оставить в прошлом потому, что хоть Амина и хорошая девушка, но не создана для семейной жизни, а он единственный сын и наследник, потому именно он - Хафиз должен позаботиться и о семейном деле, и о продолжении рода. К тому же партнер отца привезет двух дочек. Хоть одна из них должна ему понравиться. Отцу выгоден этот союз для семейного дела, передаваемого из поколения в поколение. Этот брак необходим. Амина любит только чеканку, отдает все свое время, внимание и силы только ей. Семья не входит в планы чеканщицы. Если бы Хафиз был не единственным сыном у своего отца, то мог бы вздыхать о своей чеканщице хоть всю жизнь. Но так вышло, что нет у Хафиза ни братьев, ни сестер, не должен род на нем прерываться. Пора почувствовать свою ответственность перед потомками... Хафиз сдался под натиском матери и на следующий день остался дома встречать гостей.

3. Хафиз.
     Поздним утром приехали гости. Целый караван из нескольких лошадей, верблюдов, повозок. Саид прибыл с женой, двумя дочерьми в сопровождении слуг, за одно привез ткани и ковры для лавки Юсуфа. Юсуф разместил в лавке привезенный товар с помощью своих слуг и слуг Саида, провел гостей в дом и стал знакомить со своей семьей:
     - Это жена моя - Фатима, это сын - Хафиз, а это мой партнер и друг Саид, его жена - Зульфия, его старшая дочь - Эсмигюль и помладше - Альфия, есть еще младшие дочери, но они остались дома с няньками и слугами.
     Юсуф провел гостей по всему дому, потом устроил прогулку по саду, завел в мастерские, подарив каждому из гостей по гобелену, показал свою лавку, где обходительные продавцы кланялись и улыбались всем посетителям. Когда вся процессия вернулась в дом, в просторной зале уже был накрыт обеденный стол, щедро уставленный яствами. Хафиза усадили между Эсмигюль и Альфией. Он угощал обеих как самый гостеприимный хозяин. После трапезы старшие мужчины закрылись в кабинете обсуждать дела, их жены отправились в комнату с рукоделием. Хафиз, Эсмигюль и Альфия вышли на балкон, увитый плющом и диким виноградом.
     С балкона открывался шикарный вид на сад с бассейном и фонтанами, в глубине которого находилась беседка, скрытая деревьями и кустарником от посторонних глаз. С крыши беседки спускались гирлянды плетущихся роз, опутывающих резную решетку, придавая ей причудливый вид и дополняя колоритный узор, выполненный рукой опытного резчика по дереву. Хафиз в детстве часто прятался в этой беседке после ссоры с отцом или от обид и неудач. В те времена он легко успокаивался и забывал обо всем, разглядывая узоры решетки и дуги под сводом беседки. Сейчас, глядя с балкона в глубину сада, Хафиз легко угадывал очертания беседки и жалел, что детство прошло, и он больше не может спрятаться от всего мира и от взрослых проблем, его тяготила необходимость принять решение, выгодное его отцу. Какую из сестер предпочесть? Обе красивые девушки, но обе чужие, обе ему навязаны, обе совсем не похожи на милую его сердцу Амину...
     Из задумчивости его вывел вопрос Эсмигюль:
     - Скажите, Хафиз, а можете ли Вы устроить нам с Альфией экскурсию по Вашему саду, а потом и по селению, в котором находится этот гостеприимный дом? Показать все местные достопримечательности, раз уж мы оказались здесь?
     - А ваши родители не будут против этих экскурсий?,- отозвался вопросом на вопрос Хафиз.
     - Ну, если Альфия попросит маму, она не сможет ей отказать,- ответила Эсмигюль.
     - Хитрая ты, Эсмигюль, тебе дома не сидится, а я должна маму уговаривать согласиться на твои капризы!,- возразила Альфия.
     - Самой тебе тоже ой как любопытно на знаменитую девушку-чеканщицу посмотреть,- парировала Эсмигюль выпад младшей сестры, умело подогревая ее любопытство.
     - Ладно, уговорила, пойду нас отпрашивать у мамы, а отца пусть мама в известность поставит, но если она не разрешит, то ты пойдешь отпрашивать нас к отцу,- заявила Альфия капризно.
     Как только Альфия скрылась за дверями комнаты для рукоделия, Эсмигюль схватила Хафиза за рукав и заговорщически прошептала:
     - Выбери Альфию, тебе же все равно на которой из нас жениться, а у меня есть с кем создать семью. Наш сосед - молодой купец ко мне сватался, но отец отказал из-за желания породниться с твоим отцом. Мой отец хотел, чтобы ты имел выбор. А если ты выберешь Альфию, то и меня отец вынужден будет выдать замуж, я же старшая дочь, значит первая должна замуж выйти. Искать другого жениха у него не будет времени. Альфия всегда была послушной папиной дочкой. Она считает счастьем выполнить волю отца и выйти замуж за того, кого он укажет. Она тебе будет послушной и верной женой, но и от тебя потребует того же. Твоя чеканщица замужем за своим ремеслом и не променяет его на семью. А Альфия даст тебе семью, родит детей, тебя со временем полюбит, и ты к ней привыкнешь, привяжешься, детей будете  вместе растить. Твой отец хотел бы внуков - наследников, ты тоже задумываешься о спасении семейного дела или я не права?
     - Права, иначе я бы здесь не был. Не мое призвание развлекать девушек из почтенного семейства, с которыми хочет породниться мой отец. Вы обе красивые, но я люблю другую. Сама же ты не хочешь выходить замуж за нелюбимого, когда есть милый сердцу избранник. Но, ты права, моя любимая предпочла мне искусство чеканки. Я хочу еще раз с ней поговорить, открыться. Если она мне откажет, то я женюсь на твоей сестре.
     Вернулась Альфия с победоносным видом и заявила:
     - Радуйтесь! Нас отпустили на экскурсию в селение сейчас, а по возвращению можем погулять по саду пока не стемнеет. Хафиз, Вы готовы показать нам все местные достопримечательности, включая мастерскую знаменитой чеканщицы?
     - Конечно, Альфия, я к Вашим услугам,- ответил Хафиз.
     Все трое сели в повозку, Хафиз взял в руки поводья, и они отправились осматривать достопримечательности... Все ремесленные мастерские, все торговые лавки, красивое место для купания на берегу моря и с другой стороны селения пресное озеро, воду из которого берут для питья, лесной родник, обложенный камнями так, чтобы образовалась чаша для накопления воды. В этом источнике вода была очень холодной, кристально чистой, утоляла жажду, а если умыться или окатить себя этой водой с головы до ног, то появляется такое чувство, словно заново родился. Местные селяне называли этот источник волшебным источником живой воды...

4. Деловая хватка Эсмигюль.
     Наконец, осмотрев все другие достопримечательности, Хафиз и его гостьи подъехали к мастерской чеканщицы Амины. Вот и высокий забор с воротами, украшенными чеканными барельефами, огораживающий широкий двор и дом с мастерскими. Старый чеканщик Фарух был как раз во дворе, выбирал заготовку для новой чеканки. Хафиз спустился с повозки и помог Эсмигюль и Альфие, затем постучал в ворота и поздоровался:
     - Здравствуйте, мастер! Покажете нашим гостьям Чеканку? Что понравится, купят на память.
     - Здравствуй, Хафиз! И вам, девушки, доброго здоровья,- поприветствовал Фарух своих гостей.
     Старый чеканщик отставил в сторону выбранную заготовку и повернулся к гостям:
     - Что ж, гости дорогие, пойдемте чеканку смотреть. Да только мои работы покупателей меньше интересуют, а вот работы Амины - другое дело. Хафиз, ты здесь все лучше меня знаешь, проводи девушек и все им покажи.
     - Мастер Фарух, Вы хозяин дома! Вам и показывать его гостям. А с Аминой поговорить можно?,- спросил Хафиз.
     - Когда-то мог содержать я этот дом сам, а теперь Амина основную часть дохода в дом приносит, она нас всем обеспечивает, настоящий хозяин дома - она. Я детей чеканке обучаю, создаю чеканные барельефы, жестяную посуду, зеркала и украшения больше для души, чем по заказу. Пойдемте, покажу мастерские и свои работы, а Хафиз пока сходит за Аминой, потом она вам свои работы покажет, можете купить то, что понравится, или просто посмотреть из интереса. Удовлетворите ваше любопытство, вы ведь для этого здесь?
     - Да, Мастер Фарух, если позволите Вас так называть. Мы пришли сюда из любопытства. Много слышали о девушке-чеканщице, живущей с отцом - старым мастером. Хотелось самим все увидеть и сравнить с тем, что говорят. Мы видели работы заморских мастеров, которые привозят в наш город купцы, но по легендам, Ваша дочь их превзошла в мастерстве. Так ли это?,- заговорила Эсмигюль с хозяином дома.
     - Иностранных мастеров не берусь судить, но среди местных чеканщиков ей равных нет,- спокойно ответил Фарух, провожая девушек в мастерские, где давал уроки ученикам и хранил свои работы.
     Хафиз тем временем зашел в дом, в поисках Амины, только ее там не было. Амина была в своей мастерской, пристроенной к дому, выходящей окнами и основной дверью в маленький фруктовый сад за домом. Пройдя через весь дом, заглянув во все комнаты, Хафиз зашел в мастерскую. Амина не сразу отвлеклась от своего занятия, она сначала закончила сборку ажурных бус, состоящих из медных ажурных шариков, скрученных словно из медной проволоки, спаянной в причудливый узор, и все эти шарики были собраны между собой миниатюрными медными кольцами. Закончив сборку бус, Амина повернулась к Хафизу:
     - Здравствуй, Хафиз, почему ты сегодня так поздно пришел, обычно ты здесь уже с раннего утра?
     - Ну, здравствуй, Амина, и как ты меня заметила, я здесь всего лишь полчаса стою? Скажи, я тебе так же безразличен, как ваш старый сад? Лишь бы не мешал чеканкой заниматься? 
     - Что за вопрос? И что с тобой сегодня? Ты на себя не похож, Хафиз! Раньше тебя никогда не раздражало мое увлечение чеканкой. Что-то случилось?
     - Случилось. Мне придется жениться на одной из тех девушек, что пришли со мной сегодня. Они обе дочери делового партнера отца. Я единственный наследник и должен продолжить семейное дело. Но, если ты готова стать моей женой, то я на все пойду, чтобы мы были вместе. Подумай, сейчас от твоего ответа все зависит, и времени на раздумье у тебя нет. Ответ нужен прямо сейчас. Девушки интересуются твоими работами, после того как они что-нибудь приобретут себе на память, мы уедем, и я должен буду назвать отцу имя моей избранницы. Он расстроится, если я выберу не из этих девушек себе жену, но если ты согласна, то я уговорю мать, а она убедит отца. Что ты ответишь?    
     - Ты же знаешь, что я не создана для семейной жизни! Чеканка - это вся моя жизнь, прости, я не смогу стать твоей женой. Не обижайся, Хафиз, приходи к нам с отцом, когда захочешь. Ты нам как родной, но я выбираю свое ремесло, это моя судьба! Твоя судьба - это продолжение дела отца, ты должен родить и воспитать продолжателей вашего семейного дела. А я не могу оставить дом отца, не могу бросить чеканку, забота о доме, детях... и другие занятия замужних женщин - это не мое призвание. Ты мой единственный друг, самый дорогой и близкий по духу человек, но у нас с тобой разные пути, они никогда не соединятся в одну дорогу. Я желаю тебе счастья, но не смогу его тебе дать. Женись на той, что тебе подходит. Если потребуется моя помощь, то я помогу, не сомневайся. Говоришь, девушки интересуются моими работами? Идем, я им все помогу рассмотреть. Не хорошо мне прятаться от гостей, а тебе нехорошо оставлять свою будущую жену без присмотра надолго.
     - Жаль, Амина, я надеялся на то, что ты согласишься, хотя бы из ревности. Но, если ты уверена в своем решении, то я смирюсь с судьбой и выполню волю отца. Только не забывай, что ты сама так решила и обещала, что поможешь, когда я тебя попрошу. Навещать вас с твоим отцом ты мне тоже сама разрешила. Эти девушки думают, что я просто пошел за тобой, чтобы тебя с ними познакомить, а ты им покажешь свои работы. Они все местные достопримечательности уже осмотрели и запаслись сувенирами, но твои работы - это такой сувенир, которым можно хвастаться всю жизнь. О наших с тобой дружеских отношениях они не подозревают. Им этого не нужно знать, будь естественной, но не акцентируй их внимание на наших отношениях. Мне предстоит стать членом их большой семьи, есть и другие сестры, помладше, но те остались в городе. Им дома с няньками и слугами лучше. Ты готова? Идем?
     - Готова, Хафиз, идем к твоим гостьям.
     Они прошли через весь дом во двор и вошли в мастерские. Обе девушки сразу неприкрыто придирчиво стали разглядывать Амину, как только она вошла. Амина, ничуть не смутившись, по-мужски прямо начала разговор:
     - Здравствуйте, гости дорогие, что вас интересует? Я - Амина, дочь хозяина дома и его ученица, занимаюсь чеканкой. Готова показать вам свои работы, что для продажи. Идем?
     - Идем, веди нас,- ответила Эсмигюль смело сделав шаг навстречу Амине.
     Амина открыла дверь из зала для обучения в комнату готовых к продаже работ. Тут были работы и ее, и отца. Лежали, как товары в магазине, каждая на своей полке, в особой ячейке. Такое многообразие, богатый выбор и столько интересных красивых, даже изысканных вещиц привели в неописуемый восторг обеих девушек. Глаза у них загорелись, внимание постоянно перескакивало с одного предмета на другой. Им хотелось все рассмотреть, все потрогать, все приобрести, но надо было что-нибудь выбрать такое, что оценили бы и родители, и чтобы не пришлось им и себе долго объяснять зачем купили именно это, для чего оно может понадобиться, да и перед этой девушкой надо было показать свой хороший вкус, какой должны иметь все городские девушки из хороших семей. Амина заметила, что старшая из сестер чаще рассматривает чеканные картины и барельефы, статуэтки и обрамление зеркал; а младшая примеряет украшения и подбирает жестяную посуду, украшенную чеканкой. Из этого чеканщица сделала вывод о том, что старшая отдает предпочтение красивым вещам, которые могут сделать дом уютнее и изысканнее; а младшая любит украшать себя. Вдруг Эсмигюль, словно от озарения, встрепенулась и, повернувшись к Амине, сказала:
     - Прости, ты нас встретила, как радушная хозяйка дома, а мы даже не представились. Амина, меня зовут Эсмигюль, а эта девушка - моя сестра Альфия.
     - Очень приятно,- ответила Амина сдержанно.
     - Здесь то, что можно купить, но не все, что было создано тобой и твоим отцом. А можешь показать то, что не продается? Прости мне мое любопытство. Думаю, что Альфия найдет для себя украшения здесь, потому, что примерять то, что нельзя купить - неинтересно. А Хафиз поможет ей выбрать украшения с точки зрения мужчины. Покажешь то, что не для продажи?
     - Покажу, пойдемте, Эсмигюль, но прежде пообещайте, что не будете пытаться уговорить меня продать Вам что-то из тех вещей,- ответила Амина.
     - Обещаю, пойдем!
     Они вышли во двор, прошли через весь дом в мастерскую Амины, а там через дверь за шкафом в потайную комнату, где хранились лучшие и любимые работы Амины, с которыми она не хотела расставаться. Здесь все напоминало выставку-музей. У каждой работы была табличка, на которой значились названия работ и даты их создания. Они размещались так, что их было удобно рассматривать, но невозможно потрогать. Эсмигюль обошла всю экспозицию, было заметно, что она просто потрясена увиденным. Потом она молча вышла в мастерскую, Амина последовала за ней, закрыла дверь в потайную комнату, и подошла к Эсмигюль:
     - Как впечатления? Ваше любопытство было удовлетворено?
     - Да, Амина. Те легенды, что о твоем искусстве складывают, оказались правдивы, но неточны. Твои творения восхищают, потрясают, покоряют, притягивают, и я поняла почему ты их не продаешь. Но, однажды создав такое, ты же можешь создать похожее, но для продажи, на заказ?,- спросила Эсмигюль.
     - Вы имеете ввиду что-то конкретное?
     - Да, чеканную статую коня, ее копию я бы купила за очень хорошие деньги.
     - Через две недели будет готова, надо закупить материал, новые инструменты, старые подремонтировать. Но, если Вы не выкупите эту статую втечение месяца, я ее выставлю на продажу потому, что на нее будет потрачено много средств, и оставлять себе вторую такую статую я не стану.
     - Договорились, через три недели я буду снова здесь, потому что свадьбу играть Хафиз будет здесь. Он тебе сказал, что женится?
     - Да, но не сказал на ком. Вы его невеста или Ваша сестра?
     - Амина, не ревнуй. Я люблю нашего соседа, он уже сватал меня, но отец отказал. Я рассказала об этом Хафизу и попросила выбрать Альфию. Ты, ведь, не согласилась стать его женой сегодня?
     - Эсмигюль, когда Вы об этом узнали? Мы одновременно пришли, и он не мог успеть Вам рассказать об этом.
     - Амина, ты очень откровенно, искренне удивилась. Но, когда я рассказала Хафизу про своего избранника, он в ответ признался, что не потерял надежду уговорить тебя выйти за него. Если на этот раз ты откажешь, то он согласится жениться на Альфие. А когда вы с ним вошли, то на его лице была такая обреченность, что все стало ясно без слов. Он смотрел на тебя так, словно на всю оставшуюся жизнь хотел наглядеться, словно видит в последний раз и хочет каждую черточку твоего образа сохранить в своей памяти. Если бы ты согласилась, он бы радостным был и не стал бы так смотреть на тебя. Вот я и увела тебя от него, а Альфия побудет с ним. Хотя и работы твои я хотела увидеть, знала, что самые лучшие ты не продаешь. А вот под заказ ты можешь сделать что-то похожее и не откажешься отдать то, что заранее обещала. Я права?
     - Да, Эсмигюль, у Вас были верные сведения. И откуда эти сплетники все знают? Я, ведь, ни с кем не откровенничала...
     - И о твоей нелюдимости тоже говорят... А по поводу заказа я не шутила. Свадьба у Хафиза с Альфией точно будет здесь, точно через три недели. Я старшая дочь в семье, отец должен выдать замуж сначала меня, а потом Альфию. Наш сосед очень любит меня и не откажется оплатить мой каприз. А когда увидит твою работу, то уверена, что ему понравится, он в искусстве разбирается... Я со своей стороны обещаю помогать с заказами и заказчиками и избавить от приступов ревности Альфии, а от тебя жду, что ты отпустишь, наконец, Хафиза от себя, и у моей сестры не будет повода для ревности. Она все-таки моя сестра, и я буду ее защищать всеми доступными мне способами. Она может стать идеальной женой и принести счастье любому мужчине, создав вокруг него домашний и семейный уют, родив ему детей и продолжая при этом вести хозяйство и заботиться о супруге и детях. Нас всему этому учили, и еще нам открыли секреты того, как правильно ублажать своего мужчину. Ему с ней будет хорошо, а ты могла поссорить его с семьей, сломать ему жизнь. Он был бы с тобой счастлив потому, что очень любит, но чувствовал бы свою вину перед родителями, и твоя неприспособленность к семейной жизни сделала бы его жизнь невыносимой. Он бы мучился, разрываясь между невыполненным долгом перед родителями и любовью к тебе. Мне кажется, что ты и сама так думаешь. Верно?
     - Я, действительно, думала, что Хафиз не будет со мной счастлив, но и самой мне не в радость брать на себя обязательства, которые я не в силах выполнить. Во всех ситуациях я выбираю занятие чеканкой, а не семью. Это нельзя совместить, отказаться от искусства я не могу. Мне не доставляет радости мучить парня. Хафиз - хороший парень и заслуживает счастья. Я не буду стоять у него на пути. Альфия может на этот счет не беспокоиться, мужа у нее уводить я не стану.
     - Вот и договорились! Через три недели увидимся. Пора возвращаться к Альфие и Хафизу.
     Амина проводила Эсмигюль обратно через весь дом в комнату, где Хафиз и Альфия подбирали украшения для Альфии. Фарух был в мастерской, где обучал учеников днем, а сейчас там было пусто. Амина, Эсмигюль, Альфия и Хафиз вышли из комнаты с готовыми изделиями в мастерскую, где был Фарух. Хафиз заплатил за украшения, выбранные Альфией (это были браслеты на обе руки, бусы, серьги и два одинаковых перстня, все в одном стиле с перекликающимися узорами), и за зеркальце, выбранное Эсмигюль. Обе сестры отдали предпочтение работам Амины. Фарух не был этим удивлен, он гордился достижениями дочери, души в ней не чаял. Расплатившись за приобретенные изделия гости ушли, а Фарух и Амина снова принялись за создание своих работ.

5. Помолвка и подготовка к свадьбе Хафиза.
     Хафиз, Эсмигюль и Альфия вернулись в дом Юсуфа, пока еще было светло, и успели погулять по саду. Когда девушки удалились в отведенные им комнаты для сна, Юсуф и Фатима стали расспрашивать Хафиза о его выборе. Хафиз ответил родителям:
     - Я принял решение: моей женой будет Альфия. Она скромная, милая, послушна воле отца... Эсмигюль умнее, взрослее, красивее, но она своевольна, упряма и явно выказывает мне свою антипатию. Поэтому мой выбор закономерен. Альфия мне больше подходит, чем Эсмигюль. Альфия больше соответствует образу идеальной жены восточного мужчины. Надеюсь, со временем мы сможем полюбить друг друга или хотя бы привыкнуть и проявлять взаимное уважение и симпатию. Три недели нам хватит на подготовку к свадьбе?
     - Хватит, я займусь приготовлениями завтра утром, но сначала мне нужно поговорить с Саидом. Сегодня уже поздно, а завтра, прямо перед завтраком, я с ним поговорю. Хочу, чтобы свадьба моего единственного сына была здесь, в родительском доме, в который муж приведет молодую жену. Надеюсь, Саид не будет против. А свою старшую дочь он успеет выдать замуж до этой свадьбы в своем городе. А теперь пора спать,- ответил Юсуф.
    Почтенное семейство разошлось с семейного совета по своим спальным комнатам...
     Утром Юсуф с Саидом уединились в переговорной комнате, часа два совещались наедине, вышли к завтраку оба довольные. Было явно заметно, что обо всем договорились ко всеобщему удовлетворению. Завтрак проходил в непринужденной обстановке, где все ведут себя вежливо, тактично, но не натянуто, не напыщенно, а дружелюбно и искренне.
     После завтрака все вместе гуляли по саду, в беседке Хафиз и Юсуф официально попросили руки Альфии у Саида для Хафиза, и Саид официально дал свое согласие на брак Хафиза и Альфии. Была определена дата свадьбы: через три недели, и место проведения свадебной церемонии - дом Юсуфа. Беседка должна была стать центром события потому, что именно в ней новобрачные должны были произнести клятвы и обменяться кольцами, связав свои жизни и судьбы воедино.
     Потом был пышный обед в честь помолвки Хафиза и Альфии, а после обеда гости всей своей семьей отправились в свой городской дом. А Юсуф и Фатима сразу же принялись готовиться к свадьбе единственного сына, Хафиз помогал то матери, то отцу. У него больше не было свободного времени, он с раннего утра и до поздней ночи бегал с поручениями от матери, от отца, составлял списки гостей, писал приглашения, считал столовые приборы, стулья, лавки, кресла и столы на предмет посадочных мест. В лавке отбиралась лучшая ткань для скатертей на свадебных столах, для новых занавесок, для костюмов Хафиза и Юсуфа, для нового платья Фатимы. Заказ памятных гобеленов в мастерской по персональным эскизам для каждого из гостей, а так же на выкуп невесты закупались дорогие дары для ее многочисленных родственников. Хафиз помогал отцу в лавке, которая продолжала работать без перебоев, украшение дома тоже легло на плечи Хафиза, он помогал в этом Фатиме, потому, что других детей у нее не было, обычно это обязанность младших детей в семье...

6. Тахир.    
     У Саида в доме так же готовились к свадьбе, но это была свадьба старшей дочери - Эсмигюль, она должна была состояться через неделю. Саид сам пошел в дом соседа, чтобы помириться с ним и предложить в знак примирения руку своей старшей дочери. Сосед решил обернуть ситуацию в свою пользу, он поставил свои условия: свадьба состоится в доме Саида, а вместо выкупа за невесту сосед предложил взаимовыгодный контракт на поставку заморских товаров, при этом Саид должен был дать за Эсмигюль богатое приданое. Саид согласился на все, лишь бы выдать дочь замуж через неделю, получив две недели на подготовку свадьбы Альфии. Зульфия, Альфия и все младшие дети семейства занимались украшением дома, подготовкой мест для гостей, составлением списков гостей и прочим. Эсмигюль готовила свое свадебное платье, приводила свое тело в порядок, множество процедур для оздоровления кожи и волос. Саид поддерживал работу ткацких мануфактур и поставку товаров из-за моря его кораблями, а так же переправу этих товаров в лавки партнеров по бизнесу. Юсуф был самым крупным закупщиком его товаров, но не единственным. А сосед был конкурентом, но он завозил другой товар, не такой, как Саид. Саид завозил ткани, а его сосед украшения и мелкие, а так же крупные предметы для украшения интерьера, предметы искусства. Конкуренция их была не явной, а косвенной. Они предлагали товар для удовлетворения потребностей, отличающихся друг от друга, но оплачивал покупатель то и другое из одного кошелька. В этом-то и была их косвенная конкуренция за кошелек покупателя, но ведь это же не повод для ссоры. Можно договориться о поставках товара для своих закупщиков, на кораблях соседа, у него давно стало больше кораблей более грузоподъемных, современных и отваживающихся на более дальние плавания. Саид никогда не упускал свою выгоду. Обе дочери своим замужеством упрочили его партнерские отношения Альфия - с давним партнером Юсуфом, а Эсмигюль - с новым партнером, которого он раньше считал своим конкурентом. Теперь Тахир (так звали соседа) стал партнером и зятем.
     Когда Тахир приходил сватать Эсмигюль, он предлагал богатый выкуп, выгодный договор, и даже подарить Саиду один из своих новых кораблей. Но получив отказ, он не перестал общаться с Эсмигюль с помощью записок, передаваемых через служанку, закупавшую продукты на рынке. К приходу Саида Тахир был готов, он знал из записок Эсмигюль причину, по которой ему Саид отказал, знал о выборе сына партнера Саида, о том, что теперь Саиду срочно нужно выдать замуж свою старшую дочь, что теперь делает положение самого Тахира наиболее выгодным, чем грех не воспользоваться, несмотря на то высокое и светлое чувство, которое он испытывал к Эсмигюль. Иначе Саид совсем не будет его уважать, что для дальнейших партнерских отношений было бы нехорошо.
     Саид все понимал и уважал способность Тахира видеть свою выгоду, это делало их похожими. Теперь надо было двигаться дальше, а не жалеть об упущенной выгоде. Новый день подскажет новые выгодные шаги, поможет закрепить достигнутый успех. Через неделю Тахир получил Эсмигюль в жены, он был счастлив и готов потакать всем капризам своей любимой. Она разбиралась в искусстве безошибочно, через две недели надо было выкупить новое произведение искусства у какой-то легендарной чеканщицы из ближайшего селения. Он, конечно же, слышал, что она очень талантлива, но пока не увидит сам, сколько готовы выложить за ее работу истинные ценители искусства, будет сомневаться. При этом он свято верит в чутье Эсмигюль. Как ей это удается? На каком-то интуитивном уровне она всегда выбирает самое лучшее, ценное, уникальное, эксклюзивное, то, что хотели бы иметь все люди, обладающие тонким изысканным вкусом.

7. Свадьба Хафиза.
     Еще через две недели Саид со всей своей огромной семьей, включая всех младших детей и новоиспеченного зятя Тахира, прибыли в дом Юсуфа. Была такая пышная свадьба, что все селение диву давалось. Юсуф и Хафиз были наряжены в одинаковые костюмы, Фатима в шикарном платье, тонкая вуаль прикрывала нижнюю часть ее лица, выразительно подкрашенные глаза, роскошные украшения... А невеста, просто чудо, в роскошном национальном подвенечном одеянии, украшения из драгоценных камней и металлов, изысканный макияж, маникюр, богато расшитая обувь, открытые участки кожи выдавали девушку высокого происхождения. Нежная, чистая, ухоженная светлая кожа, словно светится вся изнутри, словно она и есть сама светлый нежный драгоценный камень, к которому хочется прикоснуться (розовый жемчуг, например).
     Хафиз был ужасно бледный, он неукоснительно выполнял все предписанные ритуалом действия, но как-то механически, с потухшим взглядом, без эмоций, без интереса, словно смирившись со своей участью преступник, которого ведут на казнь. Он не видел всей этой красоты вокруг, не замечал всей привлекательности Альфии. Все селяне, ставшие свидетелями торжества завидовали: мужчины - Хафизу, ведь его невеста была так прекрасна, а женщины - Альфие, ее шикарному наряду, украшениям, ухоженности ее кожи. Хафиз же провел этот день как во сне. Словно это был кошмар о самоубийстве. Он произносил клятву, соглашался со всеми необходимыми ритуалами, дал надеть себе кольцо, надел кольцо Альфие. Он чувствовал и осознавал только одно: именно сейчас он навсегда прощается со своей мечтой; со своей любовью к Амине, разрушая последние мосты, ведущие к ней; сейчас он расстается со своей свободой, волей, искренностью чувств. Теперь только чувство долга и четко очерченный круг обязанностей, жизнь по привычке - вот его будущее. Тризна по своей свободе - это его настоящее.
     На следующий день гости Юсуфа стали собираться к отъезду. Тахир и Эсмигюль перед отъездом посетили мастерскую Амины. Амина выкатила на специальной подставке на колесах статую коня. Она была очень похожа на ту, что осталась в ее тайной комнате, не лучше, но и не хуже, только чуть-чуть другая. Тахир заплатил не торгуясь столько, сколько чеканщица запросила, Эсмигюль осталась довольна. Тахир с нетерпением ждал, во сколько оценят это его приобретение знатоки высокого искусства.
     На третий день в доме Юсуфа остались только свои домашние: он сам, Фатима, Хафиз и его молодая жена Альфия.

8. Тахир и Эсмигюль обеспечивают заказы.    
     Тахир в своем доме принимал гостей, любители искусства собрались, чтобы оценить его новое приобретение. Один из них предложил тройную цену, уплаченную Тахиром и новый заказ на похожее произведение искусства. Разобравшись со срочными делами, Тахир поехал в селение, чтобы повидаться с Аминой. Для переговоров с ней он взял с собой Эсмигюль. Как обещала Эсмигюль Амине, заказы посыпались как из рога изобилия. В городе Тахир получал заказы на работы Амины, договаривался через Эсмигюль о сроках и цене изготовления. Амина всегда все заказы исполняла в срок. Вскоре множество копий всех изделий из тайной комнаты Амины было распродано в городе через Тахира. Один из его друзей вывез за море несколько барельефов, статуй, украшений и зеркал Амины, получив за них в десять раз больше, чем заплатил Тахиру. Селяне так же покупали работы Амины и Фаруха. Теперь чеканщики закупали материал впрок. Учеников у Фаруха прибавилось. Иногда и Юсуф заказывал чеканку для своей лавки и чеканную посуду для хозяйства. Хафиз изредка приходил, чтобы сделать чеканную жестяную посуду для своей жены или купить у Фаруха или у Альфии украшения для жены, а так же зеркала...

9. Пять лет спустя. Злой рок.
     Пять лет одно и то же. Один день был похож на другой. Фарух старел, но силы не терял, учеников по разным классам обучал, подобранным по возрасту и сроку ранее полученного обучения. Даст задание в одном классе, пока ученики его выполняют, он дает задание в другом классе. Собирая всех вместе, Фарух проводил теоретические занятия... В один из таких обычных дней появился заезжий купец средних лет и спросил у Фаруха, не отдаст ли он за него в жены свою дочь. Фарух сказал:
     - А жены моей Вам уже не хватает?
     - Ты, старик, не шути. А то ты не знаешь, что жена твоя с балкона спрыгнула, когда я ее в своем доме закрыл, да не рассчитала, прямо в пропасть упала. Дикая она у тебя какая-то была. И как ты с ней дочку нажил, непонятно. Слышал я, что дочка твоя стала искусной чеканщицей и к тому же красавицей, как ее мать. Выдай ее за меня замуж, я тебе столько денег отвалю, что работать больше не нужно будет, дворец и слуг себе купишь, чеканщиков целый цех наймешь, если захочешь.
     - Моя дочь не раба, сама свою судьбу решает. Замуж не собирается, а я ее неволить не стану. Что ты мне деньги предлагаешь? Она не товар, не продается.
     - Значит, не позовешь дочку?
     - Нет, не выйдет к тебе моя дочь.
     - Ты об этом пожалеешь. Кровавыми слезами плакать будешь!,- сказал заезжий купец и ушел.
     Свидетелями этого разговора были ученики Фаруха, что вышли из классов за своим учителем.
     А вечером, когда стемнело, Фарух вышел ворота закрыть, а в дом уже не вернулся. Амина ночью забеспокоилась. Весь дом и мастерские обежала, сад с фонарем обошла, во дворе у ворот нашла отца, истекшего кровью. Сама затащила его в дом, собрала всех соседей. Но дом Фаруха на отшибе, поэтому никто ничего не видел и не слышал. Фаруха все уважали, справили обряд погребения, похоронив его в глубине старого сада.
     Амина месяц носила траур, часто плакала на могиле отца. Потом с головой ушла в работу, заказы накопились, и оттягивать их было нельзя. Тахир и Эсмигюль получили свои заказы вовремя, произнесли слова сочувствия и уехали. Вечером того же дня появился купец средних лет со своими слугами и телегой для перевозки товаров. Постучав в ворота, не дождавшись ответа, они принялись их ломать. Амина выскочила из дома, когда ворота уже были сломаны, слуги купца с факелами в руках обступили ее плотным кольцом. Купец из темноты с внешней стороны этого плотного кольца факелов рассматривал ее как скульптуру, товар, как породистую кобылу, и при этом говорил:
     - Ну, здравствуй, дочка чеканщика, знаменитая чеканщица!
     - Здравствуйте, я Вас не знаю, зачем Вы пришли в мой дом?
     - Не торопись, девочка, скоро все узнаешь! Ты красивая, хотя и неухоженная, смелая до дерзости, любопытная и горячая, как норовистая лошадь. Сейчас, повзрослев, ты стала похожа на мать Малику. Как на чеканке, что я купил у твоего отца двадцать три года назад. Тогда ты была совсем крошкой, не то, что теперь.
     - Так Вы тот самый купец, что украл мою мать? Она еще у Вас? Что Вы с ней сделали?
     - Я осыпал ее подарками, накрыл стол самыми лучшими и дорогими яствами, а когда хотел получить хоть какую-то благодарность, она сразу с балкона выпрыгнула и прямо в пропасть. Я же обещал, что женюсь на ней... А она, как норовистая кобыла, вся такая недотрога, предпочла смерть жизни со мной. Я так и не женился, глубоко запала мне в душу красавица Малика... Вот тебя теперь увидел, и словно не было этих двадцати трех лет. Мои служанки сделают твою кожу ухоженной, а тело нежным, приведут в порядок твои пышные волосы и руки... А чеканкой будешь заниматься только ради собственного удовольствия, украшая наш дом. У меня с детства тяга ко всему прекрасному, все самое лучшее должно быть моим. Я видел и выкупил кое-какие твои работы, но слышал, что самые лучшие ты не продаешь. Мне покажешь их?
     - Нет, уходи, купец! Не будешь ты владеть ни мной, ни моими лучшими работами!
     Купец еще до начала этого разговора сделал знак своим людям с телегой, они в темноте без факелов обошли дом и погрузили все, что было в тайной комнате за мастерской вместе с табличками и стеллажами, на телегу и уже были на полпути к дому купца.
     - Нельзя со мной так разговаривать! Я получаю все, что хочу! А старый мастер Фарух так этого и не понял!
     - Значит мать моя из-за тебя погибла, и отца ты убил. Ты что же, весь род наш решил уничтожить?
     - Ну, что ты! Мать твоя сама жить не захотела, а отец не сделал сам и моим людям не дал сделать то, что я его просил! Мои люди не могли ослушаться моего приказа, а твой отец хотел им помешать. Его по-хорошему просили, но он оказался упрямым, потому и погиб. А ты, если станешь моей женой, можешь все исправить! Родишь детей, они будут хорошо обеспечены всю жизнь, я их любить буду, баловать буду. Ты всю жизнь ни в чем не будешь нуждаться, не будешь без сна и отдыха выполнять заказы, чтобы зарабатывать на жизнь. Сможешь чеканить лишь для развлечения, когда сама захочешь. У меня большой красивый дом, много торговых лавок и кораблей столько, что можно на них всю страну погрузить, столько золота, что можно все на свете купить. Собирайся, пойдем со мной, назначим свадьбу!
     - Нет, купец, ты меня не понял! Я не продаюсь! Мне не нужны ни твой дом, ни твое золото, ни твои корабли! Я горжусь тем, что сама зарабатываю себе на жизнь и ни от  кого не завишу! Уходи и забери своих людей! Это мой дом! Я тебя не приглашала!
     - Что ж, чеканщица! Ты сама так решила! Со мной нельзя так поступать! Это твой дом, твои работы, но в моей воле сейчас сделать так, что не будет у тебя ничего: ни дома, ни твоих работ, ни сырья, ни инструмента. Сожгите здесь все!,- крикнул купец и махнул рукой в сторону дома.
     Тут же его люди стали от факелов поджигать стрелы и пускать их в дом. Дом, забор, ворота - все занялось огнем, а горящие стрелы все летели и летели огненным дождем. Амина вырвалась из кольца факелоносцев и помчалась к дому, чтобы спасти если не работы и материал, то хотя бы инструменты. Полпути к дому она уже пробежала, когда что-то резко прожгло ее грудь. Амина обернулась и упала на спину, высоко запрокинув голову. От пламени, объявшего ее дом, она перевела взгляд на звездное небо и подумала: "От судьбы не уйдешь! Злой рок послал этого купца, чтобы уничтожить род Фаруха. Сначала ее мать - Малика, потом отец - Фарух, а теперь и дочь Фаруха - Амина."
     Купец увидел как упала Амина с горящей стрелой, пронзившей ее насквозь через спину и грудь, и заорал с нечеловеческой яростью:
     - Прекратите стрелять! Теперь нет в этом смысла! Я хотел, чтобы ей было негде жить! Но она должна была жить! Кто в нее выстрелил? Найду, руки поотрубаю по самое горло!
     - Простите, господин, все в дом стреляли, как Вы и приказывали. Она вырвалась, не уследили!,- сказал старший из слуг и упал перед купцом на колени.
     - Прости меня, девочка, я этого не хотел! Уходим! По коням! Домой!,- купец махнул своим людям, незаметно смахнув слезу с ресниц.

10. Последние минуты жизни.
     Через минуту уже не было слышно даже топота коней. Амина лежала в центре двора, а вокруг нее все горело: ворота, забор, сарай, мастерские, дом... Не горел только сад. К рассвету все, кроме дома, превратилось в угли. Утром дети бежали к морю и увидели зарево пожара. Они вернулись домой и позвали взрослых, вскоре все жители селения столпились во дворе дома чеканщицы, но никто не рискнул подойти ближе к Амине, таким образом образовался круг радиусом три метра, в центре которого лежала Амина.
     Хафизу сказали соседи, что пожар в доме чеканщицы, и все туда бегут. Он побежал, не раздумывая. Альфия, подхватив двоих старших детей, побежала за мужем. Она давно уже знала о его чувствах к чеканщице Амине... Хафиз пробрался сквозь толпу селян и подбежал к Амине. Она улыбнулась ему так, словно ждала его прихода:
     - Ну, здравствуй, Хафиз!
     - Кто это сделал, Амина!?,- спросил Хафиз, опустившись на колени перед Аминой.
     - Купец, тот что мать украл двадцать три года назад, из-за которого она бросилась в пропасть, его слуги убили отца месяц назад, а теперь и моя очередь. Как зовут, где живет, я не знаю. Да, и я сама виновата, бросилась к дому, чтобы инструменты спасти, вот под стрелу и попала. Одежда на мне обгорела, крови вытекло много, жить мне мало осталось. Только я не жалею ни о чем.
     - Если бы тогда, пять лет назад, я сказал тебе, что всю жизнь тебя люблю, ты бы стать моей женой согласилась?
     - Я всегда знала и тоже любила тебя, но искусство чеканки я люблю больше, и никогда не променяла бы свое ремесло на семейную жизнь. А у тебя семья, пятеро детей, тебе надо заботиться о них, в этом смысл твоей жизни. Мне обидно лишь то, что умирая, ничего не оставлю в память о себе. Мои любимые работы сгорели вместе с домом...
     - Нет, родная, ты не права. Очень много твоих работ, в том числе и копий тех, что ты не продавала, благодаря Эсмигюль, сестре моей жены, распространились по всему свету, часть украшают ее дом. Много украшений и зеркал сохранилось у моей жены Альфии, у отца на стенах лавки, у заезжих купцов то, что ты делала на продажу, на заказ. Посуда, украшенная чеканкой, у многих наших селян, почти в каждом доме, а женские украшения у всех наших женщин твои, твоего отца и его учеников. Много чего осталось на память о тебе, о твоем таланте и о твоей любви к искусству чеканки!
     - Спасибо тебе, Хафиз, ты меня успокоил. Всю жизнь я стремилась к свободе и независимости... Ну, вот теперь я, наконец-то, свободна!,- сказала Амина, закрывая глаза и сделав последний выдох.
     Кровь перестала сочиться из раны. Сердце ее остановилось. Хафиз издал вопль отчаяния, запрокинув голову к небу, потом закрыл глаза руками и, согнувшись к коленям, безудержно зарыдал. Альфия увела детей домой, чтобы они не видели своего отца в таком состоянии. Селяне, поняв, что Амина умерла, осмелились подойти к ее телу и начать утешать Хафиза.
     Душа Амины, покинув тело, увидела всю эту картину с высоты птичьего полета: бездыханное тело, рыдающего Хафиза, подступающих к телу селян... Ничего не держало ее больше здесь, душе Амины было неинтересно, где похоронят ее тело. Она устремилась в бездонную высь, привлеченная неописуемой, необъятной, непознаваемой красотой бесконечного космоса и растворилась в просторах вселенной...

    Эпилог.
     Купец создал в своем доме комнату - выставку лучших работ Амины. Его люди разведали как ее звали. Он приказал отлить табличку из чистого золота, и прибил ее над входом в комнату - выставку. На табличке той значилось: "Здесь хранятся лучшие работы талантливейшей чеканщицы своего времени Амины, дочери Фаруха". В комнате были установлены стеллажи с табличками и на них сами работы так, как это было в потайной комнате за мастерской в доме Фаруха и Амины. Сам купец так и не женился, но его наложница родила ему сына, которому в наследство досталось все имущество купца за то, что он обещал хранить комнату-выставку без изменений.