72-1. Австрия

Юрий Ерусалимский
     В Австрии побывал в 96-м, осенью. Недельный тур в горы. Жили в небольшом городке, очень живописном, каком-то игрушечном даже, настолько там было всё чисто, подстрижено и ухожено. Гостиница – с прекрасным бассейном, плавал в нём каждый день. Как-то в выходной от экскурсий день взяли с приятелем велосипеды, объездили окрестности, километров двадцать накатали. Я ещё не ездил до этого случая на велосипедах с переключением скоростей.  Новинка (для меня, по крайней мере) была поначалу в диковинку, но когда освоился – лучше не придумаешь, особенно на местности, где много спусков и подъёмов.

     Не был я до Австрии и в протестантском храме. Здесь, в горном городке, такой храм был, и я как-то послушал проповедь местного священника. Простота обстановки и поведения людей, которые сидели за неким подобием парт, являла резкий контраст с торжественностью богослужений и богатым убранством православных храмов. Служитель культа - в цивильной одежде, свободно прохаживался по рядам, как учитель в классе, говорил спокойно, как-то по-домашнему. Никто не молился, все просто слушали - со вниманием, очень уважительно. Само собой – это только внешние впечатления, ни слова из того, что вещал проповедник, я не понимал.

     Из интереса, по приезде в Москву, я посмотрел, что же разделяет основные конфессии христианства. Ещё задолго до этой поездки купил как-то книгу с довольно смешным названием «Настольная книга атеиста»  - при том, что это был вполне серьёзный справочник по различным религиям, количеству верующих в разных странах, основным положениям, канонам, обрядам, праздникам и т.п.  Кратко изложены там были и различия между христианскими направлениями.

     Основные постулаты религиозных учений - как аксиомы в математике, их надо принимать «от» и «до» или не принимать вовсе, и в этом контексте бессмысленно говорить о том, кто прав, а кто нет. Все правы в рамках принятого ими вероучения. Поэтому не буду касаться здесь различий, главное, я думаю, в том, что объединяет все христианские конфессии – вера в воскресение Христа, в Его божественную сущность, признание Библии как источника Слова Божия, вера в то, что покаяние – главный путь к спасению и вечной жизни. И – прекрасная молитва (Мф.6:96:9—13): «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; Да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; …». Кажется, что такой молитве, и мудрой, и поэтичной одновременно, под силу объединить всех и вся. Но, как известно, человек предполагает, а Бог располагает…