Мать и дитя

Рита Аксельруд
               
  Недавно я стала прабабушкой. У моего младшего внука родилась дочка. Мама этой крошки  написала в фейсбуке: «Счастье невозможно купить, его надо родить!». Действительно, лучше не скажешь!

 Наши внуки и правнуки – это наше продолжение в вечности. Иметь детей – это большое счастье. Но в то же время – это огромная ответственность.
  Берёшь на руки крошечное, хрупкое, такое родное и такое беспомощное существо и чувствуешь огромную любовь и огромную ответственность и даже страх.

 Помню, как в первый раз купала свою дочку. У нас тогда ещё не было ванночки, и мы окунули новорожденную девочку в тёплую воду, налитую в большую миску. Крупная прозрачная капля как-то оказалась на крошечном розовом лобике, а мне показалось от страха, что это не капля тёплой воды, а пузырь от ожога. В тот момент моё сердце на миг перестало стучать. Хорошо, что я ошиблась, и всё было в порядке!

   Каждая мать  переживает за своего ребёнка и переживает всегда – когда он учится ходить и делает первые шаги, когда он получает первые отметки в школе, когда он уже подросток и не вовремя возвращается домой.
Мать переживает за своё дитя всегда, пока она жива! А если у неё несколько детей, то за всех она переживает и за всех чувствует ответственность.   

   Вспоминается мне два разговора на эту тему.
Когда моя дочка ещё была совсем маленькой и лежала в колясочке, со мной заговорила пожилая женщина тётя Вера, работавшая тогда техничкой.
- Кто у тебя родился? - спросила тётя Вера.
- Дочка Алёнушка, - ответила я. – Сын у меня уже есть, и я очень хотела дочку.
- Лучше бы родился ещё  сын! Мужчинам легче в этой жизни. А женщинам очень трудно. Всё на женщинах держится, - вздохнула тётя Вера и пошла по тропинке  с тяжёлым ведром. Я заметила, какие у неё ноги со вздувшимися венами на икрах. Нелегко ей пришлось в жизни, ведь на её долю выпала война. Муж ушёл на фронт, а она растила детей и очень тяжело работала. Сначала для фронта, а потом ещё двадцать пять лет после войны, уже в мирной жизни, работала с мужем на железной дороге, ворочала тяжёлые шпалы. А после трудного рабочего дня ещё была работа по дому – уборка, стирка, готовка. Как известно, домашняя работа почти не видна и она никогда не заканчивается.

  Все эти мысли промелькнули в моей голове, пока я смотрела вслед тёте Вере. Тогда я ещё подумала, что очень хочу, чтобы моя доченька выросла счастливой, и всё для этого сделаю.

  Второй разговор произошёл через пару лет в Одессе. Мы гуляли по прекрасному городу с женой брата моего мужа. Звали её  Рая. Она была старше меня лет на десять, приехала с мужем и сыном в отпуск с Урала. Дети наши остались дома с бабушкой, а мы выбрались за покупками и по дороге разговаривали обо всём. Вдруг  она сказала:
- Как я тебе завидую по-хорошему, что у тебя есть дочка!
- А почему у тебя только один сын Женя?
- Знаешь, - ответила она, - после Женечки через два года я снова забеременела, но побоялась рожать и сделала аборт. Времена были трудные. Мы подумали тогда, что двоих детей растить будет трудно. А теперь жалею.
- Времена всегда трудные, то одно, то другое, - сказала я и добавила, - Несмотря на все трудности, я рада, что у нас двое детей. У моих родителей нас двое – я и моя сестра. Как это замечательно, что у меня есть родная сестра! Постараюсь, чтобы мои дети жили дружно и всегда радовались друг другу как родные люди!
 
  Прошло много лет. Наши дети выросли, обзавелись собственными семьями и детьми. Трудностей у них было немало, но все эти трудности они преодолевали.
   Очень важно, чтобы дети постоянно чувствовали, что их любят в семье, что семья – это их крепкий, надёжный дом. Тогда они вырастают счастливыми и способны противостоять всем жизненным трудностям.