Собор Санта-Мария деи Фрари. Продолжение

Алина Алексеева-Маркезин
Монумент на могиле Тициана.

        Продолжим рассматривать шедевры Венецианского собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.Его начали строить в 1231г С возрастанием роли францисканцев потребовалось новое здание для церкви, и, начатая в 1330 году неизвестным зодчим, к 1443 году была построена нынешняя готическая церковь.

НАДГРОБНЫЙ ПАМЯТНИК ТИЦИАНУ

              В 1576 году, умирая от чумы, Тициан попросил похоронить его в церкви, где находятся два его величайших шедевра: «Успение» и «Мадонна Ка’Резониго». Сам Тициан хотел, чтобы над его могилой висела его собственная «Пьета» (сейчас находящаяся в галерее Академии).

             Через 200 лет после смерти Тициана учениками Кановы, Луиджи и Пьетро Зандоменеги, по заказу австрийского императора Фердинанда I, был создан памятник (1838—1852) в стиле барокко из каррарского мрамора
 .
                В центре памятника статуя Тициана, слева от него Природа, справа Знание. Фигуры возле колонн: слева от Тициана: Живопись и Скульптура, справа Графика и Архитектура. Две скульптуры внизу императоров: слева Фердинанда I Австрийского и справа Карла V.

             Барельефы памятника напоминают о шедеврах Тициана  . За самим Тицианом его самый главный шедевр — «Успение», которое находится в этом же соборе. Слева от художника «Мученичество Святого Петра», находящееся в Вероне, справа «Мученичество Святого Лаврентия», находящееся в церкви Джезуити в Венеции.
Справа от памятника могила Тициана с посвящением:
Здесь лежит великий Тициан Вечелли — соперник Зевсов и Апеллесов

«Мадонна Пезаро» Тициана

          Ренессансный алтарь работы братьев Ломбардо украшает одна из лучших работ Тициана — «Мадонна Пезаро» (1519—1526), заказанная командующим в войне с турками и епископом Пафоса (Кипр) Якопо Пезаро, и изображающая Марию с Младенцем, в окружении семейства Пезаро. Размер картины 4.85 на 2.70 метров.

           На картине Тициана Святой Петр останавливает чтение, отметив место пальцем, и представляет епископа Якопо Пезаро (коленопреклоненная фигура слева) с семьей Мадонне, а Святой Франциск представляет их младенцу Христу. Красный флаг с гербом папы Александра VIи фигура пленного турка в тюрбане напоминает о роли Якопо Пезаро в победе Ватикана над турками в морской битве 1503 года, в которой Пезаро командовал 20 галерами.

         За Святым Франциском видна фигура Святого Антония. Ниже святых расположены братья Якопо Пезаро: Франческо (одет в пурпурную мантию), Антонио, Фантино и Джованни.

               Якоб Буркхардт писал, что эта работа Тициана невозможно красива, а Франц Куглер, что картина превосходна правдива и жизненна.

Капелла Св. Иоанна Крестителя (Флорентийская капелла)

             Основная работа в капелле — деревянная статуя Иоанна Крестителя работы Донателло, единственная его работа в Венеции. Изначально предполагалась для капеллы в его родном городе. Реставрация скульптуры, законченная в 1973 году открыла надпись, показывающую, что Донателло закончил эту работу в 1438году.

           Статуя находится в деревянном алтаре работы XV века. Справа от Иоанна Крестителя находится статуя Святого Зеновия, первого епископа Флоренции, слева — Святой Женевьевы, обе работы Джироламо.
Триптих «Мадонна на троне со святыми» Джованни Беллини
 
      В арке апсиды находится шедевр Джованни Беллини — алтарный триптих «Мадонна с младенцем, музицирующими ангелами и святыми», подписанный 1488 годом , обрамленый золоченной рамой работы Якопо де Фаэнца (XV век). Триптих был заказан Беллини в честь жены Пьетро Пезаро Франчески, происходящей из другой знаменитой венецианской семьи Трон.

        В центральной части триптиха Мадоннана троне с Младенцем. В нижней части два ангела, один с флейтой, второй с лютней. На левой картине изображены Святые Николай и Петр, на правой картине Святые Марк и Бенедикт.

       Имена святых повторяют имена мужа Франчески и её трех сыновей: Николо, Марко и Бенедетто Пезаро. Могила Бенедетто Пезаро, ставшего впоследствии знаменитым флотоводцем, находится у входа в ризницу базилики.

Алтарь Реликвий

            Алтарь в стиле барокко содержит одну из главных реликвий в Венеции — хрустальную вазу со «Святой Кровью Христовой», которую согласно легенде получила Мария Магдалина, когда Христос был распят на кресте. Первоначально реликвия находилась в соборе Святой Екатерины в Константинополе, но была привезена оттуда командующим венецианским флотом Мельхиорре Тревизаном, и передана базилике 19 марта 1480 года . В знак благодарности Тревизан захоронен в базилике в капелле Святого Михаила.

         Алтарь, согласно надписи на чёрном мраморе внизу алтаря, был сделан в 1711 году, и состоит из трех барельефов каррарского мрамора, работы Франческо Пенсо, более известному как Кабианка  .
Левый барельеф изображает «Распятие».
Правый барельеф, «Снятие с креста»,
           Изображает тело Христа, поддерживаемое Святым Иосифом и Никодимом, внизу Дева Мария со спутницами и Святой Иоанн. У основания креста можно видеть череп Адама 

    Нижний в центре барельеф — «Положение во гроб». Золотые серафимы сверху алтаря работы Андеа Брустолона.

             Справа от двери в ризницу находится терракотовый монумент с мраморным саркофагом, посвященный минориту Блаженному Пачифико  1437, работы Нанни ди Бартоло  или Микеле ди Фирензе . Монумент был подарен базилике сенатором Сципионом Боном, который захоронен под ним.

             В центре главного нефа, перед алтарем, находятся 124 стасидии (монашеские кресла, 50 в верхнем ряду, 40 в среднем и 34 в нижнем), вырезанные из дерева в мастерской Марко Коцци (1468)  . Средневековый монах Лука Пачиоли указывает на участие в работе также Лоренцо из Лендинары

     Над хорами в статуи восьми апостолов, Святых Антония и Франциска и распятие работы Андреа Вероккьо, статуи Мадонны и Святого Иоанна Евангелиста, бюсты Святых Бернардино и Людовика Тулузского работы Пьетро Ломбардо
Капелла Святых францисканского ордена

        Алтарная картина, работы Бернардо Личинио, изображает Мадонну с Младенцем, Святыми Марком,Франциском, Бонавентурой и Кларой слева, Святыми Иоанном Крестителем, Антонием Людовиком Тулузским иАндреем справа [19] . Слева картины, за Святыми Марком и Франциском, видно лицо отца Антонетто, который заказал эту картину Личино. Сбоку от картины скульптуры Святых Франциска и Елены работы учеников Виттория (1585)

Капелла миланцев

          В 1421 году, согласно эпиграфу в капелле, часовня, оформленная на деньги ломбардийской колонии, была в присутствии официальных лиц освящена епископом Комо

          Альвизе Виварини получил заказ на алтарный образ, прославляющий небесного покровителя Милана, «Святой Амвросий Медиоланский на троне, с ангелами-музыкантами и восемью Святыми». Смерть помешала Виварини закончить картину, и она была закончена Марко Базаити в 1503 году, о чём свидетельствует надпись на картине:
Роковой жребий на дал закончить Виварини. Славное дело продолжил Марко Базаити

Часовня Св. Марка (капелла семейства Корнер)

              Капелла добавлена по заказу Джованни Корнера к собору в 1420 году, и посвящена Святому Марку в честь дожа Марко Корнер, дяди Джованни. Рядом с дверным проемом памятник Фредерико Корнер, отцу Джованни и брату Марко

      Ангел со свитком, на котором выгравирована эпитафия Федерико Корнер (XV), герою войны Кьоджи с Генуэй. Этот памятник, работы школы Донателло (или Якопо Падуанского  ), считается одним из самых красивых памятников венецианского Ренессанса.
 
Алтарь Св. Иосифа Копертинского

       Украшением алтаря служит один из шедевров эпохи XVI века — работа скульптора Алессандро Витториа «Святой Иероним» (1564)  .
             За скульптурой картина Джузеппе Ногари «Экстаз Святого Иосифа Копертинского»  . Иосиф Копертинский был известен своими экстазами, во время которых он мог левитировать, за что получил прозвище «Летающий Святой». Над алтарем две сивиллы, по бокам алтаря Святые Петр и Андрей работы Алессандро Витториа

Посмотреть текст с иллюстрациями можно здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/5014943

НАЧАЛО РАССКАЗА О СОБОРЕ И ЕГО ШЕДЕВРАХ ЗДЕСЬ http://www.proza.ru/2016/02/05/1404