Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Венеция

Алина Алексеева-Маркезин
Центральный алтарь.«Вознесение Девы Марии» Тициана.

            Давно хотела познакомить вас с историей и шедеврами этого знаменитого собора.Посетив его третий раз,когда ездила на карнавал  в Венецию,сделала много новых снимков.
      Собор похож на настоящий музей,возможно придётся сделать несколько рассказов.Короткое название собора ФРАРИ.

      ИСТОРИЯ БАЗИЛИКИ.

          В начале XII века в Умбрии родилось религиозное движение, которое повлияло не только на историю Италии, но и на культуру многих народов вплоть до нашего времени. Основатель учения, Франциск Ассизский, проповедовал жизнь в простоте и бедности. В 1222 году в Венеции появились последователи его учения, где им через некоторое время дожем Джакопо Тьеполо в 1231 году был предоставлен пустой участок земли, который в дальнейшем был увеличен осушением пруда Бадоэр и дополнительной землей.

            Архитектором постройки был выбран Николо Пизано и францисканцы на милостыню построили церковь и мужской монастырь, посвященные Святой Деве Марии Славнейшей (Glorioso) . По названию францисканцев церковь получила полное название Санта Мария Глориоза деи Фрари (frari — искаженное frati, братья) .

      С возрастанием роли францисканцев потребовалось новое здание для церкви, и, начатая в 1330 году неизвестным зодчим, к 1443 году была построена нынешняя готическая церковь. 27 мая 1492 года церковь была освящена и посвящена Вознесению Богоматери.

      Кирпичная кампанила базилики Фрари высотой 70 метров, вторая в Венеции после кампанилы собора Святого Марка, начата Якопо Челега, и достроена Пьетро Паоло Челега в 1396 году      

          Справа от собора бывший монастырь «Ка' Гранде деи Фрари» , получивший свое название из-за больших размеров, в нём было более 300 комнат. Монастырь существовал более 6 веков и дал двух римских пап: Сикста IV и Сикста V. Сегодня это один из крупнейших исторических архивов в мире, в котором находится более 700 миллионов документов по истории Венеции .

        Церковь была построена из кирпича, в итальянском готическом стиле. Позднеготический фасад церкви, украшенный капителями, пилястрами и пинаклями в венециано-византийском стиле, разделён на три части.

ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРЬЕР

           Над входом грандиозный памятник Джираломо Гардзони, погибшему в 1688 году при осаде Негропонте. Памятник Пьетро Бернардо (умер в 1588 году)  интересен скульптурой головы Горгоны, а также коленопреклонёнными перед Спасителем Джироламо и Лоренцо — сыновьями Пьетро Бернардо.

      На богатом убранством внутреннем фасаде, над входом, находятся восемь картин венецианского художника Фламанио Флориани, изображающими чудеса Святого Антония Падуанского.

ЧАСОВНЯ РАСПЯТИЯ.

       Алтарь был заказан отцом Агостино Маффей и выполнен Флемингом Джусто ле Куртом в 1663 году по конструкции Бальтассаре Лонгена  .
     В центре алтаря распятый Христос. Над ним латинская надпись «IESUS NAZARENUS REX IUDAEORUM» (Иисус Назаретянин — царь иудейский).
 На фронтоне алтаря два ангела держат плат Святой Вероники с нерукотворным изображением Спасителя. Справа и слева от Распятия, преклонившие колени ангелы.

НАДГРОБИЕ КАНОВЫ.

  Я вам уже рассказывала о замечательном скульпторе Антонио Канове.Первоначально это надгробие было спроектировано самим Кановой в 1794 году для памятника Тициану, о чём говорит лев Святого Марка, скорбящий по величайшему сыну Венеции, однако строительство не было даже начато из-за отсутствия средств.
 
            После смерти Кановы в 1822 году Академия решила поместить сердце Кановы в порфировую урну, и по распоряжению президента венецианской Академии Леопольдо Чикогнара была проведена подписка для сбора денежных средств на памятник Канове. В 1827 группой учеников Антонио Кановы , этот памятник был построен согласно проекту самого Кановы .

        В урне, которую держит сильно задрапированная фигура (работа Бартоломео Феррари) находится сердце Кановы, остальное тело погребено в мавзолее около его дома в Поссаньо

   Ринальдо Ринальди изваял крылатого льва и гения Кановы с факелом, Луиджи Зандоменеги — женщин с гирляндами цветов, Якопо де Мартини — двух маленьких гениев справа, Джузеппе Фабрис — поднимающегося по лестнице гения, и Антонию Боса — ангелов, держащих бюст Кановы
.
         Бюст Кановы обрамлен змеёй — символом вечности . Фигура рядом с крылатым львом — гений Кановы. Он держит перевернутый факел — символ смерти .
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ НАДГРОБИЕ  Базилики-это
Памятник дожу Джованни Пезаро

    Памятник выполнен из разноцветных мраморов в классическом барочном стиле Бальдассаре Лонгеной (1660—1669). Огромные статуи из мрамора работыдрезденского мастера Мельхиора Бертела, монстры под престолом и скелеты — Бернардо Фальконе де Лугано.

             Четыре статуи мавров держат на своих плечах антаблемент с трофеями, между ними расположены два панно со скелетами, держащими золоченные надписи.

"Сюда пришёл Джованни Пезаро.
Лучший среди дожей ...

              Над балочным перекрытием пролёта четыре колонны из чёрного мрамора поддерживают архитрав, на котором расположен памятник Джованни Пезаро, обращающегося к народу. Рескин писал об этой скульптуре, что «фигура дожа выступает вперед, протянув руки публике, будто напрашивается на аплодисменты»
         Надпись внизу:  (Прожил 70 лет), (умер в 1659), надпись под под статуей Пезаро «HIC REVIXIT ANNO MDCLXIX» (Перенесен для жизни здесь в 1669г)

«Вознесение Девы Марии» Тициана

               Важнейший шедевр базилики — «Вознесение Девы Марии» Тициана, была заказана ему отцом Германо да Касале , и представлена 20 мая 1518 года. Размер картины 6,68 на 3,44 метра. Расположена на горнем месте и доминирует над главным алтарем и над всей церковью.

          Большой размер центральной апсиды предоставил Тициану возможность использовать свое мастерство в передаче игры света. Цветовое решение шедевра создает эффект свечения, картина светится сквозь арку хоров при входе через центральный вход базилики.

               На обрамляющей раме резные изображения Христа, снизу мертвого, вверху живого, к которому как бы возносится Дева Мария. Картина находится в мраморном фризе. «Вознесение» состоит из трех сюжетов. В середине окруженная светом и ангелами, образующими мандорлу, Богоматерь поднимается к Богу-Отцу.

                В верхней части картины Бог Отец, в спокойном величии и с любовью, ожидает её. В нижней части картины пораженные происходящим апостолы, в изумлении смотрят вверх: коленопрелоненный Святой Петр, молитвенно сложивший руки на груди, слева в красном плаще Андрей Первозванный, справа Апостол Фома указывает на Мадонну.
 
          Немецкий историк и поэт Франц Теодор Куглер писал о «Вознесении»: «Мадонна представляет из себя мощную фигуру, стремительно несущуюся вверх божественным побуждением.

            Лицо, фигура, осанка, одежды и цвета — все красиво. Её окружает обворожительная группа ангелов-младенцев, внизу в торжественных позах стоят апостолы, глядя вверх» . Канова считал «Вознесение» лучшей картиной в мире.
Надгробие дожа Николо Трона

         Слева от главного алтаря находится памятник дожу Николо Трону, работы Антонио Риццо, который считается лучшим венецианским надгробием. Николо Трон — первый дож, изображенный на памятнике живым, а не в гробу.

     Монумент состоит из четырёх рядов скульптур, некоторые из которых испытали влияние падуанской школы. В центре нижнего ряда сам Николо Трон, справа от него Благотворительность (дож пожертвовал свое имущество Венеции), слева Вера.
В центре следующего ряда эпитафия дожу, два барельефа, и две скульптуры рыцарей держат герб семейства Трон.

       В третьем ряду саркофаг дожа с тремя статуями: Благоразумие, Мудрость и Храбрость. По бокам саркофага фигуры Песни и Гармонии.
В четвёртом ряду семь статуй, изображающих добродетели и аллегории.

Здесь можно посмотреть текст с иллюстрациями и моими снимками.http://maxpark.com/community/6782/content/5012877

Начало рассказа о шедеврах Собора ФРАРИ         http://www.proza.ru/2016/02/05/1469