Василий Грищук и другие - 2

Евгения Гитальчук-Вирченко
          По вторникам и четвергам я проводила консультации для учащихся по математике. Официально вторник – пятые классы, четверг – шестые. Но приглашала и принимала всех, кто являлся.
         К консультациям специально и  тщательно готовилась. Кроме текущего материала решали задачи на смекалку, задачи-шутки. А в конце я обязательно рассказывала им какую-нибудь увлекательную историю на отвлечённые темы. Это детям очень нравилось, ибо дома ни у кого  не имелось личной библиотеки, да и школьную они посещали без особого энтузиазма. А потом мы стали в конце консультации сочинять коллективно юмористические стихи. И учащихся на мои консультации являлось всё больше.
         Надо сказать, что мне было искренне жаль этих детей. У них было так мало радости и развлечений. Родителей, в преимущественном большинстве, абсолютно не интересовали успехи детей в приобретении знаний. Они их загружали домашней работой, часто тяжёлой не по возрасту. Да, в деревне даже не было ещё электричества, его заменяли керосиновые лампы. И только в конце марта мы все с восторгом  вздохнули: «Да будет свет!» 
           Почти ежедневно я посещала кого-нибудь из учащихся на дому для знакомства с родителями и семейными  условиями для обучения. Так положено. И вот однажды  Витя Ковбаса и я шли к нему домой. А это 4 километра. По другой стороне улицы шёл Вася Грищук. Он к нам не подходил, хоть я и попыталась пригласить его словами:  «Может, пойдёшь с нами? Будет веселей». Он не сказал ничего в ответ и продолжал идти по своей стороне. Мы с Виктором весело беседовали. Я расспрашивала его о родителях, о младших братишках. Между прочим, хоть говорят, что учитель не имеет права иметь «любимчиков», но у каждого педагога они  есть. Другое дело – никак не демонстрировать этого, но питать симпатии даже педагог имеет право. Так вот этот мальчик мне очень нравился. У него были необычайно умные глаза. Объяснение он понимал с полуслова. У меня даже иногда мелькала мысль, что если у меня появятся сыновья, мне бы очень хотелось, чтобы они были похожи на этого ребёнка.
            Я почему-то ожидала увидеть его улыбчивую мать, спокойного и уверенного в себе отца. А увиденное привело меня в горькое недоумение и разочарование. От отца разило, как от пивной бочки. Он сразу развернулся и ушёл. В доме царил ужасный беспорядок. У Вити даже не было своего «учебного уголка», не говоря уже о своей комнате. Уроки он готовил за обеденным столом. Лицо мамы было в больших синяках. Она смущённо кивала на все мои попытки её разговорить, на все мои советы-рекомендации. А вот маленькие братишки были без комплексов. Один взобрался ко мне на колени, второй его стаскивал и норовил сам занять «вакантное место». Чаем меня не напоили, да и Витю мама не спешила покормить, пока я не сказала, что он, наверное, очень проголодался уже. Тут я услыхала голос мамы: «То йди, синок, їж». И мальчик сам налил себе борща. Видя, что всем неловко, а в первую очередь мальчику, я пожелала ему приятного аппетита и поспешила удалиться. Малыши тащили меня за руки, не отпуская. Пообещала им в скором времени снова их навестить.
           Мама проводила меня за калитку. И как же я была удивлена, увидев на другой стороне Васю Грищука. Я опять спросила, куда он идёт, не по дороге ли нам. Но он не подошёл ко мне, а продолжал идти параллельно. Некоторое время молчали. Я думала об увиденном. Но тут голос Васи прервал мои размышления: «А ви можете розказати те, що казали  вчора на консультації?» «Конечно», - с готовностью ответила я. И я стала рассказывать о Тимуре и его команде. Незаметно мальчик перешёл на мою сторону. А у моего дома он смущённо промолвил: «А я теж прийду у четвер». «Конечно, приходи, мы все будем тебе рады!»
          Но в душе я сомневалась, и даже в учительской не сказала о его желании «консультироваться». Но к следующей консультации готовилась особенно тщательно.
          И он пришёл! Но бесцеремонно торопил покончить с математикой и переходить «к литературе».
         А в учительской его приход не остался незамеченным. И все коллеги в один голос твердили, что «Віталіївна причарувала Грищука».
         Позднее Василий  стал присоединяться к группе ребят, обычно провожавших меня до дома, и так настоятельно просил рассказать ещё что-нибудь, что я всю дорогу вынуждена была рассказывать "были и небылицы" - авторские произведения и свои собственные. Не скрою, что тематику очередного "прогулочного общения"  всегда старалась продумать заранее, отыскивая сюжеты, интересные и полезные для моих юных слушателей. Васю Грищука настолько пленили мужественные характеры героев Джека Лондона, он так просил рассказывать ещё и ещё, что я двадцать третьего февраля подарила ему 4-й том из собрания сочинений Джека Лондона
в четырнадцати томах.
         Трудно передать восторг подростка, а скорее юноши (17 лет). Оказывает-ся, ему никто и никогда не дарил подарков, даже на День рождения. Подаренный том содержал два произведения: роман "Морской волк" и повесть"Белый клык". И мальчик, который практически в 17 лет не умел читать (читал по слогам), сумел прочесть
эти два произведения! По сей день я считаю это его личной победой и хочу
верить, что он сумел в дальнейшем подружиться с печатным словом.   
            
Продолжение следует   http://proza.ru/2016/02/14/871