Правда

Василий Ковтанюк
Правда.
Мы вышли из темноты молча и тихо. Именно поэтому они даже не обратили на нас внимания. Слишком уж увлечены были своей жертвой. Несколько секунд спустя все закончилось. Еще десять трупов в этой бесконечной Мировой Гражданской войне. Социальном апокалипсисе. Старик, пока ещё был жив, рассказывал, что люди в его время боялись конца света: зомбиапокалипсиса, когда мертвецы восстанут из могил, падения метеорита, ядерной войны. А все оказалось намного проще. За последние 10 лет численность людей на планете сократилась с 10 миллиардов до 500 тысяч. И до конца было еще очень далеко.
Спасенная нами девушка беспомощно жалась к стене. Знакомое ощущение. Для нее мы были чем-то не понятным, ведь ее Правдоглаз не показывал никакой информации. Мы все прошли через это. Я протянул ей руку.
- Мы друзья. Хочешь жить - сними очки и иди за нами.
Она только сильнее вжалась в стену.
- Я ничего о вас не знаю - пролепетала она. - как я могу вам проверить ваши слова у вас же даже нет "Правдоглазов".
- Просто поверь. Это сложно, но со временем ты научишься.
Она кивнула и сняла очки, бросив их на землю. Пластик хрустнул под чьей-то ногой.
- Теперь пошли. Я все расскажу, когда мы будем в безопасности.
Позже, когда мы уже добрались до убежища, и Даша, так нам представилась спасенная в городе девушка, поевшая и отдохнувшая была готова слушать я сел рядом и уже в который раз начал рассказывать о том дне, когда я встретил Старика. Дне, изменившем мою жизнь.
- В тот день банде в которой я тогда находился не повезло - начал я...
Нам сильно не повезло. "Фермеры", банда держащая окраины города и поставлявшая городу продукты, засекли нас раньше, чем мы смогли уйти с добычей. В коротком ночном бою выжил только я. Мой Правдоглаз был разбит и не показывал температуру тела, поэтому, посчитав меня мертвым они скинули мое тело в небольшой роще неподалёку, на съедение диким животным и удалились. Когда я очнулся, уже был день, но без навигатора я не мог определить куда идти и где я нахожусь. Конечно, можно было просто вернуться по следам, оставленным "фермерами", но мне совершенно не хотелось с ними встречаться. Я был ранен и чувствовал себя, мягко говоря, плохо. Самое плохое - я потерял "Правдоглаз" и не мог определить безопасные пути, заранее определить массовые скопления людей, не мог определить съедобные растения или лекарственные травы. Я был один в лесу и при этом абсолютно беспомощен. Подумав, я решил двигаться в направлении противоположном тому, откуда меня притащили. Возможно, что я выползу к дороге и смогу прибиться к какой-нибудь банде или найду забытый схрон с едой, о таких тайниках, сделанных еще до войны рассказывали легенды. Говорили, что в них можно найти даже огнестрельное оружие, а это была бы большая удача.
Через несколько часов я, к своему удивлению, выполз к небольшому домику в глуши. К удивлению, потому, что несмотря на бушующую по всему миру войну здесь царили мир и покой. На небольшой полянке паслось несколько овец, за плетенной изгородью клевали зерно куры, а возле домика на поваленом бревне сидел старик, мирно покуривавший трубку. Увидев меня он дружелюбно помахал рукой. Все это казалось настолько невероятным, что я потерял сознание.
Очнулся я лежа на огромной пуховой перине. Старик сидел рядом и протянул мне деревянную плошку, наполненную ароматным куриным бульоном.
- Кушай, - сказал он, - ты потерял много сил и крови. Тебе необходимо хорошо питаться.
В его голосе не было страха перед неизвестным ему человеком. И было что-то в его внешности необычное, что-то что отличало его от других людей, которых я видел раньше. Старик видимо заметил мое замешательство, потому, что ухмыльнулся и ехидно заметил:
- Правдоглаз ищешь? Я свой не ношу уже лет тридцать. И тебе не советую.
- Почему? - я был удивлен. - Разве плохо знать правду?
Старик расхохотался. Его смех, был больше похож на кашель, но в нем были какие-то странные, злые и безумные нотки. Я вжался в перину, безумцы, а они часто встречались в городе, были куда опаснее самых злых банд, даже в одиночку. Тем временем Старик, он не назвал своего имени, поэтому я решил звать его именно так, отсмеялся и вытерев выступившие от смеха слезы, продолжил разговор:
- Что плохого в правде? Так думало большинство людей в мое время. Люди вообще странные существа. Они хотят, чтобы все были честными и при этом врать всем вокруг. Поэтому тогда, в 2020 году, когда я предложил создать прибор постоянного слежения за окружающим миром, многие меня поддержали. Рассказать?
- Это вы создали Правдоглаз? Но тогда вы должны быть сказочно богаты и известны. - моему изумлению не было предела. - А как вы это придумали?
- Я, но не создал, а предложил идею. И я сказочно богат, хоть и не известен и к тому же - жив. Как придумал? Это было не сложно. Сейчас расскажу.
Он присел на стоявший в комнате пенек, очевидно служивший ему стулом и закурив трубку, продолжил. Очевидно, он уже давно был лишен общения и теперь, найдя собеседника хотел выговориться.
- После 2012 года наступил конец света. Не буквальный конечно, но вполне реальный. Доступность мобильных технологий и доступа в интернет привело к практически полному уничтожению живого общения. Вообще-то этот процесс начался гораздо раньше, но я считаю 2012 год началом, просто для удобства отсчёта. С того времени люди замкнулись в себе, общаясь только в социальных сетях. Мир заполнился "лайками" и обманом. Хочешь, например, познакомиться с девушкой залезаешь в социальную сеть и выбираешь ту, у которой с фотографии смотрит мордашка посимпатичнее или сиськи побольше. Вешаешь себе на аватарку крутую фотку, где огромный накачанный парень вылезает из крутой тачки и начинаешь переписку. Потом оказывается, что супермодель - обычная девчонка, и это в лучшем случае, иногда это оказывался бородатый толстый дядька за сорок, а крутой "мачо" - ботаник-задрот. Главным в жизни тогда были бабло и статус. Не слишком много непонятных слов?
- Я на досуге люблю почитать старые соцсети - ответил я, хотя не понял и половины его выражений, - в общем смысл уловил.
- Вот, - продолжил он - значит все сидят в своих гаджетах и практически не разговаривают друг с другом. То есть в сети идет оживленное общение, а в реальной жизни - пару слов выдавить не могут. А тут еще и реальная жизнь все страшней становилась, мировой терроризм, международное обострение отношений. Все это еще глубже вгоняло людей в их норки. Было и падение нравственности. В общем все было плохо, но технологии развивались. Я имею в виду мобильные технологии. И вот в 2020 году на рынок выкинули очки-экраны. Тут то я и подкинул идейку. Совмещаем очки-экран, сверхчувствительный микрофон, вайфай приёмник, мобильный телефон и все в таком духе. Ну там всякие камеры и прочую лабуду. Делаем единую социальную сеть и вперед. Каждый шаг человека записывается на его личной страничке, которую нельзя закрыть от посторонних. Тайна личной жизни? Выключил очки и нет проблем. Мощности и устройства хранения частично обеспечивались самими очками, частично серверами по всему миру.
И люди купились. Правительство, потому, что так удобней было следить за людьми, фирмы – чтобы отслеживать чем заняты их работники, врачи - для получения анализов и предотвращения ложных вызовов, полиция – для раскрытия преступлений, люди - из-за удобства. Мы включали в программы очков все, что только было возможно, технические библиотеки, родительский контроль с оповещением об опасности, литературу, чаты, навигаторы. К 2030 году не было того, чего эти очки не могли. Очки помогали в работе, общении, обеспечивали безопасность. Были даже очки для слепых, сообщавшие им об окружающем мире. А с появлением роботизированных устройств возможностей становилось всё больше. Очки носили все, это было статусно, а статус для людей уже значил все. Кроме того, это было удобно. Нужен рецепт блюда? Техническая документация? Переводчик? Все это было. Нравственность пошла в гору. Преступность и терроризм сошли на нет. Как и человеческое общение. К 2032 году человеку уже не надо было выходить на улицу, зато по ней можно было ходить не опасаясь, что тебя ограбят или убьют. Всю работу делали роботы, научно-технический прогресс пошел в гору. Наступил золотой век человечества.
И все это - благодаря правде. Теперь не только правительство могло следить за людьми, но и люди за правительством. Меч оказался обоюдоострым. Все переговоры, договоры, тайные встречи - все фиксировалось. Если президент отключал свой Правдоглаз, то люди начинали угрожать бунтом. Было несколько попыток запретить ношение Правдоглаза, но слишком поздно, люди уже привыкли к тем удобствам которые он предоставлял им.  И правительства в конце концов упразднили. Как и государства. Коды к запуску ядерных ракет - уничтожили. Производство оружия остановили. Деньги были упразднены чуть позже, когда большинство работ стали производить роботы. А в 2040 году, как ты знаешь, началась Гражданская Мировая Война, длящаяся уже 30 лет.
- Но почему? Если у людей было все, что нужно? Зачем было начинать войну?
- Все очень просто. От изобилия правды люди разучились верить друг другу. Я предполагал, что так будет, поэтому отселился от людей и уничтожил свой Правдоглаз. Правда успел один раз пройти программу омоложения, чтобы пожить побольше. Причина войны - в человеческой ненависти. Люди всегда стремились уничтожать тех, кто не похож на них, а с исчезновением полиции и охраны правопорядка не стало и законов. А страх за жизнь - остался. Правительство ведь что делало? Направляло ненависть людей на внешнего врага. Чтобы люди выплескивали его на жителей других стран, якобы угрожающих их жизням. А с исчезновением угрозы издалека, эта ненависть вылилась на тех кто рядом. И понеслось. Выключил Правдоглаз - значит задумал не доброе, пытаешься всех обмануть. Брань перерастала в угрозы, угрозы - в физическую расправу. Энергетика ведь тоже шагнула на новый уровень, на разряженную батарею не сошлешься. Опасно стало даже просто снимать очки. Люди начали следить друг за дружкой, проверять информацию. Кто что про кого сказал, кто с кем спит - это стало общим достоянием. И как результат - привело к войне.
- Откуда вы знаете про то, что было именно так? Вы же свой Правдоглаз уничтожили? - слова Старика нечем было подтвердить, это была ложь, и я не мог ее не опровергнуть.
- Верю, в то, что было именно так - Мои слова его явно разозлили. - И тебе советую верить. Не знать, а именно верить. Без веры эту войну не остановить. А пора бы уже. Но люди не могут остановиться. Им нужно поверить, что если они перестанут воевать, все, сразу, то ничего страшного не случится. Просто закончится война. Этого не доказать, в это нужно просто поверить. Я когда-то читал замечательную книгу, автор Терри Пратчетта, "Санта-Хрякус" называется. Там есть замечательная фраза, точно уже не вспомню, но примерно так: "Развей этот мир, пропусти его через самое мелкое сито и покажи мне хоть один атом правды или молекулу милосердия". Понимаешь, всего этого нет в мире, это в нас самих. И в это можно только верить. А люди разучились. Я уже старик, мне почти 100 лет и скоро меня не станет, а вот ты еще молод и можешь все изменить.
Я сидел ошарашенный этой гневной тирадой. Отчасти от неожиданной, бешенной, ярости вложенной в его слова. Эта ярость пугала. Конечно передо мной был дряхлый старик, но я был ранен и безоружен, а в его руках перекатывались шары мускулов, человека привыкшего к физическому труду. Отчасти от невозможности поверить, что все можно прекратить.
- Научишь меня верить? - спросил я его.
- Легко. Главное - начать. - и он указал мне на стену...
Даша ошарашенно смотрела на меня.
- Ты врешь! Твои слова ничем нельзя подтвердить! Это! Ложь!
Я улыбнулся.
- Ты придумал эту историю, чтобы собрать банду - она никак не могла успокоится - Вы все обманщики!
- Именно так. Мы банда "Обманщиков". - вновь улыбнулся я. - условие вступления - желание поверить. Может быть я придумал эту историю, а может нет. Тебе решать.
Она задумалась. Все задумываются. Все кого я приводил в это убежище, доставшееся мне от Старика, размышляют определенным образом и я словно читал ее мысли: "Дадут ли мне уйти если я откажусь? А если дадут, то может стоит привести сюда какую-нибудь банду? Живут богато, если разграбят, то может и мне что-нибудь перепадет..."
- Если не хочешь вступать, то ты свободна. Можешь идти куда хочешь. - она вздрогнула и я понял, что угадал ее мысли, впрочем, это было не трудно. - Но очень не советую возвращаться.
- Я останусь, если вы научите меня верить - она опустила глаза. - Я очень хочу, чтобы эта война наконец закончилась.
- Верить не трудно. Ты уже сделала первый шаг, дальше будет проще.
Я взял ее за руку и провел внутрь дома, зажег свет и показал на стену. На стене, корявым подчерком Старика, большими буквами было написано: "НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ВЕРИТЬ В МАЛЕНЬКУЮ ЛОЖЬ, ЧТОБЫ ПОВЕРИТЬ В БОЛЬШУЮ" Т. Пратчетт.
Когда Даша вышла я подошел к стене и повернул скрытую панель. Набрал код, открывающий электронный замок подвала и спустился вниз.
Сервер. Хранилище всей информации собранной с начала изобретения Правдоглаза. Точнее - один из серверов. Где остальные, этого Старик не знал. Или не сказал. Но каждый следовало найти и уничтожить. Только погрузив мир в бесконечную тьму, можно заставить людей идти за слабым светом надежды, так он считал. В это он верил.
"Кирпич сам по себе никому на голову не падает" - частенько говорил он мне. Распад государств и конец "золотого века" были не случайностью. Как и мое появление у его дома. Сервера "управляли" правдой. Поменяй местами пару видеозаписей или удали данные и правда изменится. И люди в нее поверят. Ведь с фактами не поспоришь. Чем в свое время и воспользовались те, кто руководил фирмой по продаже Правдоглазов. Жадность и власть ослепили их. И привели к войне между людьми.
Для этого Старик и собирал нас. Чтобы найти и уничтожить все сервера одним ударом. Очищая город за городом отключить все очки. И начать строить новый мир.
Я подошел к терминалу и вбил пароль. Несколько минут на загрузку и с экрана на меня взглянуло лицо Старика.
- Присоеденилась? - поинтересовалось "лицо".
Несмотря на частое посещение серверной я никак не мог привыкнуть и называть "лицо" - Старик. Да по сути оно им и не было. Просто искусственный интеллект, с памятью и знаниями определенного человека. В нем не было той страсти, того безумия, которое отличало живого Старика.
- Да. Иначе жалко было бы девчонку.
- Жалость иррациональна - отрезало "лицо", чем еще раз показало свое отличие от человека. - вспомни о других, которые уходили.
Я помнил. Те, кто уходили - возвращались с подмогой, надеясь захватить припасы. Их очки захватывались сервером и люди безжалостно уничтожались автоматической защитой. Это было необходимо.
Я взял распечатку новой цели. В этот раз - сервер. Отключил терминал и вышел из дома.
Искусственный интеллект. Он становился умнее с каждым днем и однажды мог стать для людей проблемой. Но видимо у человечества такая судьба, вечно преодолевать какие-либо трудности, чаще всего - создаваемые им самим. Даже Старик, показывая мне "лицо" посмеиваясь предупреждал: "Человечество уже пережило "Матрицу", теперь его ждет "Терминатор".
Через час мы уже двигались в сторону указанной цели.