Музыка это чудо!

Нина Петровна Смирнова
       Не знаю, поймет ли меня кто-то, но внутри меня всегда звучит музыка. Объяснения этого явлению у меня нет.  Только звуки эти рождаются и тогда, когда мне хорошо, но, что удивительного, даже тогда, когда мне очень плохо или еще хуже – горе.  Как можно объяснить такое явление? 

       Моими первыми  музыкальными воспоминаниями были не детсадовские песенки о цветочках и букашках. Да и хороводы вокруг новогодней елки не оставили во мне никаких воспоминаний. Это были песни из индийского фильма «Бродяга» в исполнении Раджи Капура и его возлюбленной по фильму Риты.  Советского человека  тогда, в середине двадцатого века, музыка Индии буквально захватила. Необычная на слух, удивительно душевная, вызывающая целую гамму чувств, мне, еще пятилетнему ребенку, она показалась такой красивой и зовущей куда-то, что я просто пропиталась ею.   И я с удивительной точностью в мелодии и даже индийских словах, распевала эти песни во все свое горло, сидя на горшке в подвале дома, где мы тогда проживали.  Мама и соседи, приоткрыв дверь, подглядывали за мной в щелочку и удивлялись моей музыкальной памяти и артистизму, но старались не обнаруживать себя, чтобы не испугать исполнительницу.

        Только много лет спустя, когда наш Бауманский район весь расселили в новых сталинских домах на юго-западе Москвы, и потом, собравшись в очередной раз за общим праздничным столом, вспомнили вдруг, как прошло мое первое публичное выступление.  Ох! Как же мы тогда смеялись от всей души! Как хорошо и весело мы проводили праздники!  Я не помню ни одного раза, что бы кто-то напился, буянил или, еще хлеще, матерился на наших праздниках. Не было этого НИКОГДА!  Зато мы всегда пели песни, все вместе. Разные: и народные и советские и, конечно, романсы. Кто-то умел играть на баяне, а мама моя немного играла на гитаре. А мужчины  просто рассказывали интересные истории из своей жизни. И не было здесь никакого пафоса и морали, просто собрались близкие и добрые люди. И обходились мы без всяких шоу по телевизору и анекдотов по радио.   

        Люди, жившие вместе в тяжелые послевоенные годы в тесноте, неудобстве и бедности, разъехавшись по новым домам с цивилизацией, скучали по тем – общим годам жизни, где делились и горестями и радостями и жили одной большой семьей. Вечная им память и Царствия Небесного им, моим дорогим  родным  и соседям…

        Конечно же, я не слышала разговоров о Боге. Но это не значит, что они были неверующими. Просто время было такое, а какое оно было я понимала по-своему: наконец кончилась война и настал мир и я, и мои молодые родственники – братья и сестры – были рождены для счастливой жизни в этой прекрасной и замечательной стране, имя которой СССР.   

        По репродуктору, а через несколько лет и по приемнику звучала оптимистичная и лирическая музыка советских композиторов. А какие были голоса замечательные: Сергей Лемешев, Иван Козловский, Виктория Иванова, Ружена Сикора  - всех не перечесть. Голоса просто чарующие и не нужны им никакие усилители и улучшители звука. Они справлялись с этим сами. Вспомните, как четко и правильно они пропевали каждое слово. Я недавно прослушивала записи Ивана Козловского. Очень мне нравиться романс в его исполнении « Здесь хорошо, здесь тишина…». Затем нашла этот романс в исполнении других, современных исполнителей. И что же! Если бы я не знала текста, то и не поняла бы ни одного слова, кроме слова Я.

        Очень обидно, что школа исполнения так изменилась. Может поэтому наша молодежь и не стремится особенно к классике, ведь там ничего не понятно. Куда проще РЭП – там даже и петь не надо. Или песни для ног, топочи себе и не заморачивайся. Мне кажется, что мое детство и юность - время становления личности - пришлось на очень интересный период развития самой страны - от разрухи к высоким мечтам покорения космоса. Мы жили единой мечтой и стремлением все знать и уметь, и быть полезным стране.  Послушайте песни того времени, музыку. Они так хорошо воплотились в песнях Александры Пахмутовой. Каждая из них – это порыв души самого народа. И все песни, которые написаны в то время, мы пели вместе, кто как умел. 

        В 60-тых годах меня приняли в оркестр Ансамбля песни и пляски при городском Доме пионеров в переулке Стопани у станции метро Кировская (сейчас Чистые пруды). Руководил нашим ансамблем  Сергей Владимирович Локтев, который любил  своих ребят беззаветно.  Только сейчас я представляю, какую ответственность он взял на себя!  Много было концертов в Москве и в зале им. Чайковского (чаще там проходили ежегодные отчетные концерты), открывали мы своим выступлением и Кремлевский дворец.

        И вот, сидя в оркестре, играя на домре, слушая песни, я невольно сама пела вместе с хором и каждый раз задавала себе вопрос – Почему я не с ними?  Как прекрасно стоять в их рядах и своим голосом слиться в их звучание! Но проходили юношеские годы и новые дети должны были занять мое место. Я так и не решилась перейти в хор, а там и детство кончилось.

        И все же!  Моя жизнь была пропитана музыкой.  И я пела дома на кухне, готовя семье еду, пела деткам всякие смешные песенки и колыбельные внукам, пела на работе на посиделках под гитару и в самодеятельности под оркестр, пела в домах отдыха на стихийных концертах и так далее. Сейчас я уже стараюсь не петь вслух. Голос уже не тот – сплошной хрип, но ведь музыка в душе так и звучит. Чисто, без хрипов. 

        Музыка делает человека добрее, нежнее и ласковее. Когда в тебе рождаются звуки, ты не можешь сказать человеку грубость, ведь ты настроен на ЛЮБОВЬ.  А ЧТО  ЗНАЧИТ - ЛЮБОВЬ?  А ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО В ТЕБЕ ПРИСУТСТВУЕТ БОГ!

        И теперь я поняла, что и в горестные и страшные моменты моей жизни, меня, своей ЛЮБОВЬЮ  поддерживал ГОСПОДЬ!!!!!!!!!!! Не давал мне впасть в уныние и безразличие ко всему, ОН снова возрождал во мне  пламя веры, надежды и любви!