Пять водопадов

Евгения Савера
У меня есть пять  любимых водопадов на Кольском полуострове.

Первый – Верхнетуломский падун.
Второй – водопад на реке Лавна.
Третий – падун на реке Пяйве.
Четвертый – Териберский водопад.
Пятый -  водопад на реке Ура.

Это, конечно не все водопады Кольского, но места моих северных посвящений.
Посвящением я называю особое состояние души, которое приходит внезапно и сходно с озарением или инсайтом.

Верхнетуломский водопад таинственно посвятил меня в «Гиперборею», вместе с матерью,  в детстве. Мы приехали к нему на пленэр с группой самодеятельных художников из народной изостудии МДК. (Межсоюзного Дворца Культуры). Начиная с пяти лет, я ходила в этот гостеприимный коллектив, изначально раскрывший мои способности.

Замечательной красоты женщина, Маргарита Георгиевна, преподавала там, в детско-юношеской студии. Фамилии ее я не помню. Она намного опередила школьную программу и рассказывала нам кто такие Римские и Греческие боги, герои мифов, художники Античности и Возрождения. Объяснила, зачем в зале стоит конская гипсовая голова, копия статуи Венеры и копия бюста Аполлона.  (М. Г. сама напоминала Венеру). И еще она рассказала притчу о Данко, который ради спасения людей, не пожалел отдать им свое пламенное сердце.  Это было конкурсной или выставочной темой для старших учеников. История потрясла героизмом и смертью. Позже я узнала, что не менее трагически пожертвовал собой Прометей. Драматизм отпечатался болезненно и оставил вопрос. Но красота рассказа очаровала.

*** 

Для маленьких темы были попроще. Одна из самых широких - море.

Моя первая выставочная работа в половину ватманского листа изображала русалку, всю окутанную густыми волосами. Она очень походила на мать, с распущенной косой. Мать однажды играла русалку - в рейсе, когда они проходили экватор. Остались фотографии  корабельного представления. Ее тогда наградили дипломом, подарком, грамотой за добросовестный труд и в бассейн бросать не стали. Она  была хрупкой русалкой. Почему-то русалки и водная стихия неизменно привлекали меня. Поэтому, когда нам предложили съездить на водопад, отказаться было невозможно.

Экскурсия на автобусе в поселок Верхнетуломский запомнилась почти от начала до конца. Начало 70-х. Мы собрались в пасмурном марте на крыльце МДК. Приехал Икарус. Художники занесли свои этюдники и сумки. Мы поехали. Рябины на горке были низкими, их недавно посадили. Деревянные дома на ул. Челюскинцев были ровные, крепкие. Долина уюта казалась непонятной вставкой в город. Первомайский район был какой-то необжитый. Кольский ажурный мост (старый) был выложен дощечками как паркетом. Извилистая дорога над Туломой. Высокие ели. Высокие скалы. Красивые снежные леса. Полтора часа дороги. Невесомость. Я готова была ехать бесконечно. Мне не было скучно. Приехали. Влажный мокрый снег. Поселок. Гидроэлектростанция. Канал, прорубленный в скалах. Дорога, идем пешком. Шум воды. Невысокие сосны. Зеленовато серый, экзотический водопад, совсем как темное бутылочное стекло. Лимонадная пузырящаяся река. Холодный и свежий воздух. Художники ставят этюдники. Пишут. Мы идем в сосновую рощицу пить чай из термоса и есть бутерброды. Камень, покрытый снегом. На крышке китайского термоса олень с запрокинутыми рогами. Мне хорошо. Я знаю, что-то важное. Я вижу себя издалека. Начинают мерзнуть ноги. Мы бегаем. Художники написали этюды. Это поразительно. Картины живые. Та же бутылочно-зеленая вода. Снег и сосны. Возвращаемся. Долго едем обратно. Молчим. Я счастлива. Что-то произошло сказочное. Издалека вижу город. Меня охватывает любовь к миру. Ночью вижу дивный сон, но его забываю.

***
               
Водопад Лавны первый раз зашумел на видео Олега Лазарева, ученика Людмилы Ивановны Чистяковой, моего одноклассника по ДХШ. В школе у него была другая фамилия. Наши матери работали вместе.

Олег выиграл конкурс телеканала Культура. Любительский фильм о природе. Он потрясающе смонтировал кадры, потрясающе подобрал музыку Жан-Мишель Жарра. Он стал видео-художником. Работал на ТВ. Недолго. Его Лавна очаровала меня. Весенний паводок, блеск, шум, мощь...

Прошло еще несколько лет, и я все увидела сама.

***
 
Лавна незабываема. «Лав» – на! Костры. Встречи. Рассказы. Купания. Славяне, йоги, маги, просто волшебники. Просто путешественники. Все кто мог доехать и дойти до этого чудесного места оставляли глубокие впечатления и воспоминания.

В год свадьбы –  ночевка в своей первой собственной палатке со всем обмундированием. Проверка снаряжения. Впереди другие пути-дороги, но отправление начинается отсюда. На синей кружке надпись – «Да!».  Заросли луговых цветов. Белая булькающая пена под струями, веселые природные фонтаны, вода, в которую с визгом окунаются городские купальщики и купальщицы. Молодежь фотографируется на  экзотическом фоне. В голубом небе плывут тающие облачка.

***
               
Большой падун реки Пяйве -  «Солнечной». Июнь. Едем на жигулях. Проезжаем ручей Вензин. Алена С., я, наши дочери. Пять амазонок, младшей восемь. Идем между сосен, перебираемся через болотца. Остановка у реки. Лавина пенной воды. Солнце. Костер. Целый день на воле, вдали от города. Еще нет в жизни просветов, смутные времена, но есть знание – надо терпеливо ждать.

***
               
Териберский водопад. Конец мая. Снег лежит пятнами, вокруг все ярко, звонко. Группа, краевед Трошин, рассказы. Красные марсианские скалы. Моря синева – синее не бывает. Водопад – радужный змей на белом кисейном  кружеве. Ущелье, наполовину в густой тени, наполовину освещенное солнцем. Морской берег, круглые валуны. Спуск на пятой точке по наклонной скале. Пещера. Костер. Идем цепочкой, возвращаемся, переходим вброд реку. Кусочки льда плывут над пестрыми камешками. На нас косятся тепло одетые отдыхающие. Рядом с поляной воскресного пикника стоит новенький квадроцикл. Солнечная талая вода по щиколотку, несколько шагов - почти по колено. Сверкающие зайчики пляшут в бурунах. Несколько человек, обувь в руки, перешли разлив как обычную летнюю переправу.

***
               
Водопад на реке Ура. Июнь. Наша группа плюс семинар Галины Ивановны Семенковой. Сорок человек,  театральное представление – экспромт динамической медитации. Костюмы водных духов, русалок. Участницы, в основном, женщины. Люда и Валера в комбинезонах, расписанных извилистыми линиями, совершают очень красивый танец Духов Воды и Земли. Танец полностью сымпровизирован. Гармония. Тибетские колокольчики. Деревянная флейта. Кованые чаши. Все подыгрывают, как могут, получается на удивление синхронно. Снимается видео. «Радужные ворота». Два камня в бурной реке. Белая курчавая собака Бася,  вылитый живой водопадик с двумя черными глазками. Озарение сильнейшее. Светлая грусть. Это не повторится.

***
 
Знаю, что будут другие водопады, другие реки.

Знаю, что когда-нибудь напишу  рассказы об этих днях. Тогда, когда время неумолимо будет двигаться вперед, в другие  десятилетия. Когда знакомые люди, один за другим, будут пересекать Лету, постигая другую жизнь. Я всех помню и люблю. Пусть будет наша Лета лучезарной, хотя бы в мечтах.