Ещё раз о языкоговорении

Виктор Долгалев 2
  Эту статью сподвигнул меня написать видеопросмотр баптистского собрания. Вот здесь ссылка:  В церкви поочерёдно читают две проповеди брат Владимир Кронин и брат Андрей Козлов. Меня заинтриговала вторая проповедь о дарах духовных сладкоголосого брата Андрея.
   Надо сказать, что все китайцы на одно лицо, как и все солдаты в одинаковом обмундировании, как и все консервативные православные, признающие только позавчерашние щи, заварганенные династией Романовых, к новому же неприспособленные, беззащитные. Брат Андрей со сладкими устами тоже похож на всех баптистов, и вовсе не потому, что у них хитрые артистические данные, а потому, что склонны к чувственности. Посмотрите только, какие пять языков любви называет брат Андрей: похвала, одаривание подарками, телесное прикосновение, помощь, совместное общение! Получается, что брат Андрей как бы расшифровывает апостола Павла: БЛАГОДАРЮ БОГА МОЕГО: Я БОЛЕЕ ВСЕХ ВАС ГОВОРЮ ЯЗЫКАМИ(1 коринфянам 14:18). Я бы поостерёгся приравнивать апостола к своей плотской ординарности, но хотел бы наоборот хоть чуть-чуть приблизиться к неординарности христианского колосса. Языковых амбиций-то, конечно, пруд пруди: национальные, социальные , расовые, возрастные, половые, язык глухонемых, язык цветов, танцев, нотный язык, отраслевые языки  наук, программистские языки и собственно язык, как мышечный вырост в ротовой полости. Но не таковыми же хвалится апостол Павел! Видимо, он сконцентрирован на языках познания Бога. А уж языки любви он перечисляет досконально: долготерпение, милосердие, добродушие, бескорыстие, кротость, сопереживание, прощение, полагание в основании правды и истины, выхолащивание собственного эгоизма,  забота, внимание, стоическое перенесение невзгод и тягот друг друга, уверенность, подтверждаемая действом(1 коринфянам 13:4-7).
   Но главная погрешность брата Андрея состоит в том, что любовь он считает первичной, а языки и другие духовные дары вторичными, не заслуживающими внимания. Можно ли похвалить это плебейское качество: ничего не имея, отмахнуться  по лености или невежественной зашоренности и от предполагаемого потенциального имения?
   Все знают, как неприятно ходить в городе по частному сектору: злые собаки облают тебя неоднократно, пока проходишь улицу или квартал. А ведь собака — это человеческий хвостик, откровенно не сдерживаемый себя во дворовых владениях, потаённая человеческая сущность, которую стыдно прилюдно и повседневно демонстрировать.

Раз в переулке, средь ночного мрака
Напала на учёного собака,
Промыв укусы, он не спал всю ночь.
С ним врач не спал и маленькая дочь.
Сказала дочь: «Что ж не вступил ты в драку?
Зачем ты сам не искусал собаку?».
Искусанный, стенанья затая,
Смеясь ответил: «Доченька моя!
Пусть пса зубастей и сильней я был бы,
Но я своих зубов не осквернил бы.
И осуждённый острию меча,
Не укушу я ногу палача.
Пусть нелюди своей займутся дракой,
С собакой, человек, не будь собакой».
(Саади)

А там, где нет собак, железные двери и кованые решётки на окнах. А границы государств! Попробуй перелети на самолёте без лицензии и визы священную границу — тебя собьют, а пешего привлекут и засудят если не за шпионаж, то за нарушение порядка.  Да и всякие другие перегородки не так-то просто сломать — между продавцом и покупателем, между мужчиной и женщиной, между начальником и подчинённым, между банкиром и вкладчиком— окажешься вдруг хамом, вором, преступником, насильником! Как говорит Соломон: КТО РАЗРУШАЕТ ОГРАДУ, ТОГО УЖАЛИТ ЗМЕЙ(Екклесиаст 10:8).
   Но язык, эту оголтелую собаку, УКРОТИТЬ НИКТО ИЗ ЛЮДЕЙ НЕ МОЖЕТ: ЭТО НЕУДЕРЖИМОЕ ЗЛО, ОН ИСПОЛНЕН СМЕРТОНОСНОГО ЯДА(Иакова 3:8), и тем не менее язык в одиночестве, в подкуличном болотце своём, несостоятелен; для получения прибыли ему надобно обратить в кругооборот другие одиночества. Не может существовать производитель без потребителя, голова без конечностей, писатель без читателя и т. д., разве что стеная. Так и иноговорение, про которое говорит апостол Павел, это стенание, жалоба Богу на свою тоску и комплексы, на оторванность от Бога. Итак, язык — это неудовлетворённое эго, эгоизм, самость, можно сказать, зло без ножен, а ещё знамение неверующих(1 коринфянам 14:22).
   Что же тогда пророчество? А пророчество — это не совсем удачные попытки проникновения языка в язык, конца в начало, наружного во внутреннее, народ в народ. Но и при эдаком то ли полупустом, то ли полуполном стакане уже есть результаты: для производителя затепливается рынок, для учащегося кое-какое знание от учителя,  для прирабатывающего — приработок от работодателя. Но можно ли это назвать любовью? Нет, пока есть своё и чужое, язык, как брутальное своё, будет превалировать. Хочется сказать и о других духовных дарах — чудотворениях, исцелениях, различениях духов.  Откуда эти, конечно же, начатки любви? Благодаря жертвенности. Давайте вспомним Иоанна Кронтштадтского: всё, что ему ни перепадало, он раздавал. Или русский философ-космист Николай Фёдорович Фёдоров... На его библиотечное жалованье поднимались студенты. Сам он жил на хлебе со сладким чаем, спал на голых досках, летом и зимой ходил в выцветшем пальтишке, можно сказать, на голом теле. Пост, как голодание и воздержание от приобретения всего-всего, что в конце концов губит и прихиляет к тлену — тоже своего рода периодическая жертвенность.  КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Матфей 12:30), - так сказано о собирании небесной манны, небесного хлеба седминами: шесть дней собирай, в седьмой — отдых. В некоторых современных переводах вместо чудотворения в дарах духовных значатся силы. И это правильно: ведь чудеса, как нечто необъяснимое, только в глазах слабого; сильный и совершенный чудеса творит посредством мудрости, поэтому они для него — обыденные дела.  КОГДА СИЛЬНЫЙ С ОРУЖИЕМ ОХРАНЯЕТ СВОЙ ДОМ, ТОГДА В БЕЗОПАСНОСТИ ЕГО ИМЕНИЕ; КОГДА ЖЕ СИЛЬНЕЙШИЙ ЕГО НАПАДЕТ НА НЕГО И ПОБЕДИТ ЕГО, ТОГДА ВОЗЬМЕТ ВСЕ ОРУЖИЕ ЕГО, НА КОТОРОЕ ОН НАДЕЯЛСЯ, И РАЗДЕЛИТ ПОХИЩЕННОЕ У НЕГО(Лука 11:21-22). А за сим опять же следует знакомый фразеологизм:
КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Лука 11:23). А вот и цена сильного:  ОТ МАЛОГО ПРОИЗОЙДЕТ ТЫСЯЧА, И ОТ САМОГО СЛАБОГО -  СИЛЬНЫЙ НАРОД. Я, ГОСПОДЬ, УСКОРЮ СОВЕРШИТЬ ЭТО В СВОЕ  ВРЕМЯ(Исайя 60:22). ПУСТЬ, КАК ВОДА, ТЕЧЕТ  СУД, И ПРАВДА - КАК СИЛЬНЫЙ ПОТОК!(Амос 5:24) То есть в десятичном измерении собранная сила сильного в единице с нулями, а в семеричном — семёрке с нулями, которая, в конечном счёте, опять единица, первый день творения, переполненный водой. Иисус Христос собираемым числом любви называет седмижды семьдесят(Матфей 18:22), которое у пророка Даниила считается безусловным прощением(Даниил 9:24), а если разложить это число на ещё какие-то составляющие, то и получается сильный и сильнейший. Так что целить и исцелять — это приводить больного и ущербного к Единому, к первому дню творения во всякой новой седмине, а различение духов — знание сущности каждой седмины.
И СКАЗАЛ ИМ: ИДИТЕ ПО ВСЕМУ МИРУ И ПРОПОВЕДУЙТЕ ЕВАНГЕЛИЕ ВСЕЙ ТВАРИ. КТО БУДЕТ ВЕРОВАТЬ И КРЕСТИТЬСЯ, СПАСЕН БУДЕТ; А КТО НЕ БУДЕТ ВЕРОВАТЬ, ОСУЖДЕН БУДЕТ. УВЕРОВАВШИХ ЖЕ БУДУТ СОПРОВОЖДАТЬ СИИ ЗНАМЕНИЯ: ИМЕНЕМ МОИМ БУДУТ ИЗГОНЯТЬ БЕСОВ; БУДУТ ГОВОРИТЬ НОВЫМИ ЯЗЫКАМИ; БУДУТ БРАТЬ ЗМЕЙ; И ЕСЛИ ЧТО СМЕРТОНОСНОЕ ВЫПЬЮТ, НЕ ПОВРЕДИТ ИМ; ВОЗЛОЖАТ РУКИ НА БОЛЬНЫХ, И ОНИ БУДУТ ЗДОРОВЫ(Марк 16:15-18). Конечно, можно эти наставления Иисуса Христа понять буквально и стремиться проповедовать и крестить в воде не то на родине, не то в Африке, не то в Азии, но здесь иносказательно говорится о мире, как о цепи библейских  седмин, и в воде каждого первого дня новой седмины покреститься, -  так говорится про пост, про добывание небесного хлеба(Исход 16:13-35; Деяния 10:9-15).  Восходящее шествие по седминам — и есть избавление от худших духов и принятие лучших. Опять же змей и смертоносный яд тоже можно принять за чистую монету, но иносказательно здесь говорится о прекращении сансары, круговорота рождений и смертей: КОГДА ЖЕ ТЛЕННОЕ СИЕ ОБЛЕЧЕТСЯ В НЕТЛЕНИЕ И СМЕРТНОЕ СИЕ ОБЛЕЧЕТСЯ В БЕССМЕРТИЕ, ТОГДА СБУДЕТСЯ СЛОВО НАПИСАННОЕ: ПОГЛОЩЕНА СМЕРТЬ ПОБЕДОЮ. СМЕРТЬ! ГДЕ ТВОЕ ЖАЛО? АД! ГДЕ ТВОЯ ПОБЕДА?(1 коринфянам 15:54-55). Иносказания — и есть языки в духе и истине. А об овладении новыми языками, новыми иносказаниями, здесь говорится профессионально, чтоб даже можно мыслить умом на новом языке, а не пользоваться им, как детским лепетом. Вот это и есть превосходнейший путь любви проникать во всё живое с благой целью спасения, о котором упоминает Павел(1 коринфянам 12:31).
   Баптистов учат, всё произносимое с кафедры проповедниками — есть слово Божие, и церковь после проповеди благодарит Бога за наставление. И это правильно. Но я хочу сказать одно: надо совершенствовать свой соСУД седминами поста, чтобы Бог наливал в нашу поСУДину не воду, а вино, причём марочное, выдержанное, приятное для питья.

В мрачный сумрак учебного морга -
самый дальний подвальный тупик -
я по делу зашел ненадолго
и случайно увидел язык.
В препараторской белой кювете
он безмолвно лежал на столе,
а когда-то за все был в ответе
в человеческой он голове.
Не удастся ему возродиться,
даже если и был он велик.
Как латынь - все в науке сгодится -
препарирован мертвый язык.
Я такого не видел ни разу -
человеческий орган в лотке,
и повисли «крылатые» фразы
про язык на моем языке.
Языком как корова слизала.
«Языка» наш разведчик возьмет.
До беды, не фильтруя базара,
и до Киева он доведет.
Кто-то держит язык за зубами.
Ученик овладел языком.
С языком не дружил и мозгами
и остался дурак - дураком.
Вечерами, побыв у соседа,
языком не ворочал мужик!
Ни к чему мне чужие секреты -
никого не тяну за язык.
Слово ранит безжалостно злое -
болтуна бы схватить за язык.
Языком, если рот свой откроет,
и поплатится пусть клеветник.
Он живой выше мелочных правил.
Покажу конкурентам язык
и врачу, чтоб диагноз поставил,
а не просто навесил ярлык.
Я иного себе не желаю.
Все, чего в своей жизни достиг,
чем горжусь, что имею и знаю,
я обязан ему - о, язык!
Правда силу всегда побеждала.
Он гораздо сильнее штыка.
Так народной историей стало
то, что было судьбой языка.
(Андрей Черников Курский, Язык)