Хранитель города. Прикосновение к Тайне. 3

Тот Кто Сегодня За Сказочника
Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2016/02/03/235


                3. ПО СЛЕДУ МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА


– О, вы интересуетесь историей?

Ребята поначалу и не заметили, как возле них на лавочке присел один пожилой гражданин и некоторое время внимательно прислушивался к рассказу Вики, поглядывая в другую сторону и делая вид, что рассматривает фигурки лягушек на фонтане. Возможно из соображения некоторой скромности, а возможно для того, чтобы просто не перебивать девочку, видя, как она увлечена.

– Павел I… Несколько одиозная и противоречивая фигура, непонятая ни современниками, ни потомками, – старик печально вздохнул. – И Мальтийский Орден… Один из древнейших духовно-рыцарских орденов. Однако современное своё название он получил сравнительно недавно. «Мальтийскими» рыцарей Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского стали называть лишь со времени их появления на острове Мальта. Это пребывание длилось недолго – всего 268 лет из почти 900-летней истории Ордена госпитальеров. На протяжении всей своей истории рыцари несколько раз меняли место своего обитания, и часто их называли по географическому признаку: «рыцарями Кипра», «рыцарями Родоса», а затем и «рыцарями Мальты». Полное название Ордена звучит как Суверенный Военный Орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. Так оно звучит сегодня, но если перенестись во времени…

– А вы нас сможете перенести? – иронично пошутил Дима.

– О, мой друг, – улыбнулся старик. – Пожалуй, только теоретически… Например, в VII век, когда Сирия, Палестина, Месопотамия и персидское государство были завоёваны арабами – выходцами с Аравийского полуострова. После долгой осады, в 637 году, арабами был взят и Иерусалим... А уже с начала IV века Иерусалим и Палестина стали местом паломничества. Со всех концов Старого Света шли люди поклониться заповедным местам, где, согласно Евангелию, провёл свои последние земные дни Иисус Христос. После завоевания Иерусалима и Палестины арабами потоки паломников даже не уменьшились! А такие путешествия были изнуряющими для всех без исключения, и многие уже не просто доходили –
они доползали, часто чуть живые. К чести арабов необходимо заметить, что они очень терпимо относились к паломникам и не препятствовали их шествиям. Эта ситуация в корне переменилась после завоевания Палестины турками-сельджуками.
В середине XI века один итальянский купец, которого звали Мауро, получил разрешение от калифа египетского Боменсора, владетеля Палестины, на открытие в городе Иерусалиме, вблизи от Гроба Господня, госпиталя – дома для странников-пилигримов. Этот госпиталь – а слово происходит от латинского – гость – был посвящён святому Иоанну Элеймону, патриарху Александрийскому, жившему в VII веке. Паломники называли этот дом госпиталем Иоанна Милостивого. Отмечалось, что имя Иоанна Элеймона было латинянами переиначено на Иоанн Лемонье – Милостивый – откуда и пошло название иоаннитов. Уже позже покровителем иоаннитов стал святой Иоанн Креститель – Иоанн Иерусалимский.
Со временем госпиталь превращается в небольшой монастырь. Во время первых крестовых походов XI-XII века монастырь активно помогал христианам. Он превратился в настоящий госпиталь в том смысле, в каком мы его сейчас воспринимаем. После первого крестового похода 1097 года иерусалимский король Готфрид Бульонский обратил своё внимание на госпиталь и стал всячески ему помогать. Уже в 1099 году братство иоаннитов было преобразовано в Орден, главой которого стал тогдашний настоятель монастыря – Жерар де Торн. Вскоре Орден сам стал участвовать в войнах и принимать в свои члены рыцарей, обязывая их защищать паломников в пути. В 1120 году он стал военно-духовным орденом, а такие ордена, кроме обычных монашеских обетов – бедности, послушания и целомудрия – принимали ещё один немаловажный обет – обет борьбы с неверными. Рыцари становились защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против неверных и еретиков. Рыцарский идеал был уже идеалом христианским.
Рыцари Ордена участвовали во всех последующих походах. Когда же последний, восьмой, поход закончился поражением христиан, рыцари-иоанниты были вынуждены покинуть Палестину. И в конце XIII века они перебрались на Кипр. Именно тогда у иоаннитов появился флот, и они избрали местом своего обитания остров Родос. Здесь был открыт госпиталь. Иоанниты всегда открывали странноприимные дома там, где обитали. Здесь они усовершенствовали свой флот, который по праву мог считаться одним из лучших в мире. И именно здесь окончательно сложилась иерархическая структура Ордена иоаннитов.
Владения Ордена были такими огромными, а состав настолько многочисленным, что было решено разделить его на восемь составных частей по национальному признаку – на «Нации». В них входили: Прованс, Овернь, Франция, Италия, Арагония с Каталонией и Наваррой, Кастилия с Португалией, Германии, Англии с Шотландией и Ирландией. Каждая «Нация» состояла из Приоратов, Великих Приоратов, бальяжей и командорств – земельных владений Ордена, приносивших ему доход. Каждое командорство отчисляло в орденскую казну часть своих доходов. Рыцари, управляющие ими, назывались командорами. Главой – правящим государем Ордена – был Великий Магистр, который избирался пожизненно рыцарями, воевавшими не менее трёх и служившими Ордену не менее тринадцати лет. У Магистра был решающий голос во всех делах Ордена. Верховную же власть осуществлял Священный Капитул, а ему в свою очередь подчинялся постоянный Совет, управлявший Орденом…

Ребята и раньше слышали историю этого Ордена, но так доходчиво и подробно они узнавали только сейчас.
«Да, безусловно, – подумала Вика, – этот словоохотливый старичок – настоящая кладезь в плане данного экскурса в древнюю историю мира…»

– Тем временем турки завоевали всё восточное Средиземноморье. Единственным препятствием на пути на запад оказался Родос. Турки дважды штурмовали крепость. Первый поход 1480 года оказался неудачным для них. Это было настолько неожиданным, что было заключено перемирие, во время которого – в 1484 году – султан Баязид II подарил Ордену десную руку его небесного покровителя – Иоанна Крестителя...
Однако в 1522 году второй поход турок удался, и Родос капитулировал.
Следующие 18 лет Орден не имел постоянного пристанища. Но в 1530 году Карл V, Император Священной Римской Империи, с благословения папы Климента VII подарил ему острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии. И буквально за несколько лет Орден восстановил прежнее могущество и отстроил заново мощный морской флот.
Но турки и тут не оставили рыцарей в покое. В 1547 и 1551 годах турецкие десанты ограбили острова Гоцо и Мальта. Иоаннитам удалось отбить последнее нападение. Турки же захватили порт Триполи, который рыцарям не удалось вернуть. В 1565 году турецкий флот вновь повторил попытку захватить Мальту, но был разбит. А в следующем году Великий Магистр Ла Валетт заложил новую столицу, которую, уже после смерти Магистра, назвали Лавалеттой…

«Как он только запоминает все эти имена, названия, даты?» – удивился про себя Дима.

– К концу XVII века Орден превратился в независимую державу, с которой считались и которую уважали в Европе. Флот мальтийских рыцарей постоянно отражал нападения неприятелей, стремившихся к берегам Старого Света. За это Орден стал заслуженно называться «морским щитом Европы».
В конце XVII – начале XVIII века Мальтийский орден стал общаться и с Россией. В этом был заинтересован царь-реформатор Пётр I, строивший в это время российский флот. На Мальту прибывали русские гости, а потом и полномочные представители Российского государства. В 1698 году в ходе путешествия по Европе Мальту посетил граф Шереметев в качестве официального представителя России. По указанию Петра он пытался наладить дипломатические и военные контакты с Орденом для борьбы с турками. Союз заключён не был, но с тех пор между Россией и Мальтой была налажена постоянная переписка. Но существует и ещё один факт, заслуживающий внимания. Шереметев стал первым русским кавалером Мальтийского ордена Большого Креста с бриллиантами, который был вручён ему вместе с патентом на орден самим Великим Магистром!
С особенно сильным интересом на Мальтийский Орден взирала с высоты своего трона и Екатерина II. Именно при Екатерине завязываются постоянные дипломатические отношения. Историками считалось, что Екатерина Великая питала политическую любовь к этому Ордену и передала её и своему сыну – Павлу.
Прaвление же Пaвлa Петровичa нaчaлось с возведения печaльно знaменитого Михaйловского зaмкa и трaгически оборвaлось в первые дни после зaвершения строительствa. Будущий госудaрь родился, как вы, конечно же, знаете, в Летнем дворце Елизaветы, Когдa имперaтор выбрaл учaсток для строительствa Михaйловского зaмкa, он произнёс зaпомнившуюся многим фрaзу: «Нa том месте, где родился, хочу и умереть».
В 1798 году остров Мaльтa был зaхвaчен Нaполеоном. Пaвел I рaссчитывaл использовaть мaльтийских рыцaрей в борьбе России против Фрaнции и Турции. После вторжения нaполеоновской aрмии нa Мaльту Пaвел Петрович учредил в Сaнкт-Петербурге великое приорство Орденa и был избрaн Великим Мaгистром. Соглaсно легенде, известный Лaрец с реликвиями был в строжaйшем секрете перевезён в Северную столицу Российской империи, a зaтем спрятaн в подземном тaйнике Михaйловского зaмкa – ещё до зaвершения его строительствa…

В этот момент, заинтересовавший своим рассказом ребят, старик глянул на часы на своей руке и спохватился:
– Всё, всё, всё, бежать надо! Обеденный перерыв закончился, в редакции ждут.

– Вы газетчик? – бросил Дима уже вслед старику.

Тот обернулся, на миг остановился, но лишь для того, чтобы сказать:
– Уже не те годы, юноша. В редакции издательства ждут мои мемуары. Очень они их заинтересовали… До встречи! Надеюсь…
И, галантно приподняв шляпку, заторопился прочь.

– Интересно, что он там навспоминал в своих мемуарах, – Дима проводил взглядом уже почти исчезнувшую из виду фигурку их неожиданного собеседника.

– Сейчас многим стала интересна эпоха исчезнувшей с карты мира страны, – сказала Вика. – А такие, как он, видимо, многое помнят и знают. И не только про своё время…

Ей было немного жаль, что встреча эта, так неожиданно начавшаяся,  так быстро закончилась. Интересный был старичок.

Взгляд её невольно перевёлся на соседнюю скамейку, и она увидела небольшой потёртый портфель:

– Ой, смотри, кто-то забыл…

– Ну-ка, ну-ка, – Дима подошёл к нему и открыл. Внутри были печатные листки с текстом.

– Не иначе, это наш новый знакомый оставил.

– Рукопись свою?

– В печатном виде. Вот он рассеянный -то… Сейчас придёт в редакцию, и – от ворот поворот, как говорится.

– Может, он сейчас вернётся? Давай его дождёмся.

– Давай, подождём…

Но прошло около получаса – за портфелем так никто и не пришёл. Тем временем Дима изучил содержимое текста. Повествование, скорее, походило на летопись Петербурга – все значимые вехи охватывались. Даже упоминалось о том времени, когда ещё не было города как такового, а на его месте…
И тут Диме вспомнился его сон: три шамана, призывающие Красную Луну…

От воспоминания отвлекла Вика:

– Ладно, пойдём. Что-то он не торопится…

– А с портфелем что будем делать?

– Портфель возьмём с собой, – и, предугадывая дальнейшую реакцию Димы, добавила: – А на спинку скамейки прикрепим листок с нашим телефоном. Точнее. С телефоном Жанны, и укажем наши имена – кого спросить… У тебя ручка есть?

– У писателя-летописца здесь есть, аж целых… несколько, – рыться в чужом, конечно же, было не хорошо, но для общего блага можно и нужно было преступить некоторые свои принципы. Иначе не видать старику своего портфеля, как…
Впрочем, не надо о грустном…


Продолжение: http://www.proza.ru/2016/02/05/1175


ПРИМЕЧАНИЕ: в данной главе использован материал из статьи С. Явушкина «За веру Христианскую. Мальтийский Орден»