Гонки

Борис Аверин
    Алексей проснулся от стука в ставню. Вскочил с постели и выдернул из засова ножницы, заменявшие штырь. Хозяйка дома, Елизавета Георгиевна, всегда открывала их, часов в семь утра.

    Весеннее солнце наполнило комнату светом. Парень радовался новому дню, его молодое крепкое тело испытывало необыкновенную лёгкость.

    По дороге на службу он обдумывал свою будущую жизнь, которая может резко измениться в ближайшие дни. Пропали радость весеннего дня и лёгкость, которой был наполнен утренними лучами солнца. Накануне командир эскадрильи объявил о прибытии комиссии для рассмотрения дальнейшей судьбы офицеров полка в связи с реформами.

    - Вернусь домой, в Ленинград. Буду устраиваться в аэрофлот. Наверное, мала вероятность стать гражданским лётчиком – большое сокращение Армии, сколько таких, как я? Истребителей, слышал, Аэрофлот берёт неохотно. Убеждал же меня командир звена в «первоначалке» - идти в транспортное, или бомбардировочное училище. – Рассуждал лейтенант.

    Он вспомнил, как в прошлом году, будучи дома в первом офицерском отпуске, в кинотеатре, чувствовал себя униженным. Шёл киножурнал «Новости дня». Одной из «новостей» были кадры работы скотовода Чижа.  Фрагмент киножурнала начался с портрета человека в парадной военной форме одежды. Его китель украшали многочисленные правительственные награды.

    Диктор за кадром рассказывал, что майор Чиж, в связи с сокращением Вооружённых Сил Советского Союза, сменил профессию защитника Родины на профессию скотника. В кадре мужчина в телогрейке нагребал лопатой навоз и вывозил из хлева. В нём не было того бравого вида, с которого начиналось повествование о его истории.  Это вызвало громкий хохот зала.

    В тот момент, молодому лейтенанту, лётчику-истребителю, в шинели с золотыми погонами, казалось, что все кинозрители зала смотрят на него. Считают его неудачником и смеются над ним.

    - Вот и дошла очередь до меня - расставаться с Армией, осуществившейся мечтой, –  думал он.
    В памяти всплыли отдельные моменты детства, юношества, освоения профессии.
Лейтенант вспомнил, как, будучи четырёх летним ребёнком,  эвакуированным из блокадного Ленинграда, впервые увидел в небе самолёт, медленно летящий над лесом. Увиденная картина поразила детское сознание. Почему аэроплан (бабушка так назвала самолёт) не падает на землю?

    Позже, после возвращения в Ленинград, полностью освобождённого от блокады, в шесть лет, уже сидел в кабине самолёта. На военный аэродром его брал с собой адъютант командира эскадрильи, который жил в одной коммунальной квартире с его семьёй.

     Тогда и родилась мечта стать военным лётчиком, непременно, лётчиком-истребителем. Осуществлению детской мечты была подчинена вся жизнь Алёши.
Укрепление здоровья физкультурой и закаливанием, хорошая учёба в школе, постоянный интерес к авиации, занятие парашютным спортом. Поступление после седьмого класса в специальную среднюю школу ВВС и учёба в ней до её ликвидации. Добровольное поступление через военкомат в военную лётную школу первоначального обучения лётчиков – путь к любимой профессии.
 
     Парень вспомнил беседу с военкомом. Тот, видя аттестат без троек об окончании средней школы и характеристику, в которой была отмечена его успешная  общественная работа секретарём комитета ВЛКСМ школы, советовал идти в Военно медицинскую академию, находящуюся в городе.

     Он убеждал юношу, что «…профессия врача на всю жизнь, а профессия военного лётчика зависит от многих факторов, которые могу её прервать».

     Алексей вспоминал, как всегда с большим интересом учился и летал в училище. Был отличником учёбы и мысленно представлял себе, что за океаном в это же время учится тот, с кем он встретится в воздушном бою.

     Это заставляло курсанта с большим старанием заниматься физической подготовкой и глубже изучать учебные военные дисциплины. Он считал, что нужно быть лучше подготовленным, чем его противник. Курсант ставил перед собой задачу стать  победителем того будущего боя.

     В это утро молодому офицеру было горько от мысли, что достигнутое в жизни не нужно ни ему, ни государству, что скоро нужно будет начинать жизнь заново.

     С получением командиром части информации о прибытии комиссии по расформированию полка и указаний - прекратить боевую подготовку, полёты не выполнялись, занятия не проводились.

     Технический состав продолжал работы на авиационной технике, лётчики были предоставлены «сами себе».

     Накануне сегодняшнего дня «умельцы-Кулибины» запускали ракету с из фотоплёнок.  На них были кадры прицеливания по воздушным целям в учебных воздушных боях. Плёнки, свёрнутые в маленькие плотные рулоны, и нанизанные на верёвочки, хранились в специальных ящиках с ячейками для каждого лётчика. Теперь они были бесполезны.

     Хороший весенний день, запах весеннего пробуждения природы манил офицеров на улицу. У кого-то возникла идея провести гонки на велосипедах на полковом стадионе.
 
     Несколько дней назад в городе закончились мотогонки по гаревой дорожке, первенство страны. Не часто в областном центре были мероприятия союзного значения. Почти все офицеры полка были активными зрителями захватывающего зрелища.

     Группа энтузиастов «добыла» велосипеды у пивного ларька, который стоял недалеко от расположения части.

     Была назначена судейская коллегия во главе с главным  судьёй гонок – командиром полка. Разработаны правила гонок «с выбыванием».
Мероприятие было азартным. Команды были выставлены от всех подразделений, в том числе, и от управления полка.

     Алексея включили в команду его второй эскадрильи. Во всех заездах он финишировал первым.

     В процессе гонок были и смешные, и курьёзные случаи.  В каждом из первых заездов участвовали по четыре гонщика. В последующих гонках их число уменьшалось на одного. Они, срываясь со старта, стремились занять выгодную позицию. Это приводило к столкновениям велосипедистов, их падению. Было смешно и горько, когда одного из гонщиков после столкновения пришлось под руки вести в санитарную часть.

     В финал вышли две команды. Команда управления полка и команда второй эскадрильи. Первую представлял заместитель командира полка подполковник Ковчалук, называемый между лётчиками - «Дед». Он с 1943 года был фронтовиком, имел двенадцать сбитых фашистских самолётов. Среди лётного состава полка имел непререкаемый авторитет.

     Команду второй эскадрильи представлял Алексей. Гонка пары началась. Лейтенант сразу вырвался вперёд, и занял место на дорожке, первой от края футбольного поля.

     Он боролся за первое место команды второй эскадрильи. Спортивный азарт подхлёстывал его, он с максимальной скоростью крутил педали.
Лейтенант оглянулся.

    - Еду метров на тридцать впереди подполковника.  Победа будет уверенной! – Подумал он.

    Но, вдруг, - промелькнула мысль, -  правильно ли, что он будет впереди лётчика-фронтовика, учителя всех лётчиков полка?

    - Нет, не имею права! Конечно, я молодой, я сильнее физически!  Но, должен уступить первое место ветерану из уважения его боевого пути.
 
    На последнем повороте, все с ужасом увидели, как велосипед молодого лётчика сильно наклонился и поехал юзом, гонщик повалился на бок.
 
    Отставший велосипедист резко замедлил  движение и остановился рядом с упавшим спортсменом. Слез с велосипеда,  наклонился над Алексеем.
    - Ушибся, где больно?
    - Ничего, сейчас пройдёт. - Скривившись от боли, ответил парень.

    Подполковник помог подняться с земли лейтенанту.
    - Можешь идти?
    - Могу, но не спеша.

    Алексей, чувствуя боль в ноге, хромая, вёл велосипед по гаревой дорожке, что бы закончить гонку. Рядом с ним, держа за руль свой велосипед, шёл фронтовик, уважаемый «Дед».

     Так вдвоём, пешими, финишировали гонщики под аплодисменты зрителей.
- Победила дружба! - Выкрикнул кто- то из болельщиков.

     Это необычное завершение финального заезда будто олицетворяло крепкую  связь поколений.
 
    Велосипедные гонки по гаревой дорожке, и попытка  искусственного проигрыша, отвлекли молодого лейтенанта от тяжёлых мыслей о будущем, которое ждало его.
                Б.Аверин
                04.02.16.