Ен Ачаду. Глава 2

Александр Михельман
И вот, с трудом дождавшись утра Ачаду вывел свою старую клячу из-под навеса, заменявшего конюшню, взнуздал её, пристегнул к перевязи ржавый меч, доспехов брать не стал, ибо были они уже столь ветхими, что просто рассыпались по дороге, положил в сумку остатки хлеба и флягу с водой, забрался в седло и тронулся в путь.



Однако, не успел далеко отъехать от дома, только в лес заехал, как замахала птица – неудача крыльями, закричала пронзительно и показался вдруг из-за деревьев детина, одет он был, как нищий, одежонка, явно с чужого плеча, вся в заплатках. Рожа у незнакомца мерзкая, бородища чёрная, неопрятная, лопатой, одного глаза нет, глазищи злые, в руках бродяга лук натянутый держал с наложенной на тетиву стрелой.



- А ну, слезай путник с лошади, здесь твой путь и закончится, - прорычал лучник, - отдавай ка мне сумку свою, да меч, если не хочешь получить стрелу между глаз.



- Да ты, никак, разбойник, - обрадовался Ен, - вот кто мне и нужен! Однако, нельзя вот так сразу-то человеку жизнь губить, сначала узнаю, может, этот грешник не так и ужасен?! Послушай достопочтенный обитатель лесов, - обратился рыцарь к лучнику, - посмотри на меня, неужели не видишь ты, что я беден, как церковная мышь? Денег при мне вовсе нет, одежда стара, а меч годится только на то, чтобы хлеб им резать, про лошадь я тем более доброго слова сказать не могу. Не лучше ли тебе дождаться другого путника, с которого можно будет хоть что-то взять, или семья твоя так страдает и голодает, что даже кусок чёрствого хлеба и рваный плащ спасут их от верной смерти?



- Нет у меня никакой семьи, - прорычал разбойник, - и разницы особой не вижу, богата или бедна жертва. Мне всё сойдёт! Я тот кто решает, кому жизнь сохранить, а кого в землю зарыть и ты, дворянчик, со своим длинным языком, рискуешь умереть, коли не станешь покладистей.



- Прекрасно, раз ты так зол, значит, заслужил наказания, моя совесть чиста, - Ачаду кивнул и произнёс слова заветные, - отдаю неудачу свою тебе я навек, дабы жить спокойно, как обычный человек!



Тот час же, птица – неудача перепорхнула на плечо разбойника.



- Ну, вот и всё, теперь пришла пора попрощаться, - рыцарь махнул рукой бородачу и ударил своего коня по бокам пятками.



- Ты это, чего, с ума сошёл или жить надоело? – зарычал стрелок, направил лук свой на жертву, попытался натянуть тетиву, да только гибкое оружие переломилось вдруг с сухим треском, стрела полетела на землю.



Ен рассмеялся весело. Теперь-то лесной губитель никому вреда причинить не сможет, ибо ни в чём не будет знать удачи. Можно спокойно ехать в столицу, устраивать свою судьбу.



Поражённый случившимся, стрелок не стал преследовать лучника, так и остался стоять, с удивлением разглядывая своё сломанное оружие.



Однако, не долго радовался Ачаду, не прошло и нескольких часов, как почувствовал он, как левого плеча его что-то коснулось. Повернул он голову и увидел проклятую птицу.



- Что, как, - пролепетал рыцарь.



- Прости, - неудача переступила с лапы на лапу, - не повезло моему новому хозяину, лесному стрелку, жестокосердному Йындажоворку, стоило тебе уехать, как показался на дороге отряд солдат, возглавляемый местным шерифом. Попытался разбойник убежать, да споткнулся, упал и головой о ствол дерева ударился. Тут его солдаты схватили, да недолго думая, там же, у дороги, на суку дерева и вздёрнули. Уж больно много на этом человеке крови было, немало народу со свету сжил. Я ведь предупреждала тебя, что обычному смертному такого количества неудачи не пережить.



- Ну, что поделаешь? – Ен вздохнул, - видать, судьба моя такая. Одно хорошо, избавил мир от душегуба.
               


****



И вот кончился лес, побежала дорога по полям, а через некоторое время вдалеке поселение показалось.



- Вряд ли здесь я отыщу своего злодея, однако, попробовать стоит, - пробормотал рыцарь, - как говорится, попытка не пытка.



Деревенька оказалось довольно бедной, одноэтажные покосившиеся домишки с окнами, затянутыми бычьим пузырём, соломенными крышами, окружённые жидким частоколом. Редко в каком жилище раздавались крики петухов, да кудахтанье кур, две или три собаки лениво залаяли на путника, да почти сразу и смолкли. Прохожих на улице было всего не-сколько, да и те худые, с измученными лицами, одеты немногим лучше самого Ачаду.



- О, здесь моя неудача никому не нужна, сами на горе едут, да несчастьем погоняют, - рыцарь вздохнул, - печально лицезреть такую нищету, аж слёзы на глазах выступают, да, чем я могу помочь несчастным?



- Редко так случается, чтобы люди бедны были просто так, - возразила птица, - если у кого-то чего-то недостаёт, знать у другого в избытке. Или тиун местный сдирает с простолюдинов семь шкур, или настоятель монастыря зверствует, или иной из дворян, кому эти места принадлежат. Отыщи этого злодея, да передай меня, глядишь дела у поселян и улучшатся.



- Хорошая идея, - обрадовался Ен, - именно так я и поступлю. Не дело, людей до такой степени нищеты доводить, по себе знаю, как ужасно, когда не всякий день есть чем желудок добить, а ведь крестьянам работать приходится куда больше, чем мне, рыцарю!



И вот поехал дальше Ачаду, по сторонам посматривает, всю деревню проехал, гляди, на отшибе дом добротный, бревенчатый в два этажа, белой краской выкрашен, в окнах не просто стекло – настоящие витражи, ставенки и двери расписные, ограда, столбик к столбику, дубовая, ворота окованные, не всякий таран возьмёт. Вид замечательный, да из-за забора истошные вопли слышатся, детский крик, да бас сердитый.



Подстегнул рыцарь коня, подъехал к частоколу, взобрался на седло своего скакуна, глянул во двор и что же видит? Низенький толстяк с рыжими волосами и длинными усами, одетый в дорогие одеяния, видом – купец или мелкий дворянчик, гоняется за маленьким тощим мальчонкой и хлещет его кнутом. Спина несчастного ребёнка уже вся в крови, он едва держался на ногах, но страх гонит вперёд.



- Что же творишь ты изверг? – прорычал Ен, - что бы ни натворил мальчик, вряд ли заслуживает такого обращения!



- А тебе-то, какое дело, бродяга? – огрызнулся толстяк, - семья этого сопляка должна мне целых четыре серебряные монеты, а поскольку отдать не смогут, я и забрал мальчишку. Да только работник из него никакой, совсем безрукий, всё роняет, вот и сегодня, едва не разбил дорогущий кубок из горного хрусталя.



- Я так думаю, в деревне, через которую я проехал, тебе все должны? – поинтересовался рыцарь.



- Это точно, - изверг сжал маленький кулачок, - вот они у меня, где все! Никуда не денутся.



- Понятно, - Ачаду вздохнул, - однако, везёт мне сегодня на злодеев, ещё и полдня не прошло, как двоих встретил. Отдаю неудачу свою тебе я навек, дабы жить спокойно, как обычный человек.



И вот упорхнула птица, Ен же поспешил сесть на коня и отправиться прочь. Надеялся, что хоть в этот раз повезло ему. И вправду, весь остаток дня ехал спокойно, на ночлег устроился прямо у дороги, благо не привыкать рыцарю было, спать на холодном твёрдом ложе. Плащ подстелил, им же накрылся, под голову руку положил, тем и доволен. Однако, не успел заснуть, как знакомое прикосновение вернул в реальный мир.



- Полагаю, и этот негодяй отправился в ад, отчитываться за грехи свои? – поинтересовался рыцарь.



- Да, - птица – неудача помахала крыльями, - мой новый хозяин, Анидаж – крохобор, ростовщик побежал за мальчиком, споткнулся, да ногу вывихнул. Слуги до дому довели. Как и обычно, вечером выпил сей злодей бутыль доброго вина, и заснул крепким сном. Да только забыл потушить свечку, упала она, и начался пожар. Вот Анидаж и сгорел, вместе с жилищем своим и всем добром. Со своей больной ногой не смог выбраться, слуги спасать не пожелали, ибо платил он им сущие гроши, разбежались, не забыв прихватить кое-что из имущества, крестьяне тем более, не захотели пожара тушить, весь вместе с домом сгорели и все их долговые расписки, избавились от паука кровососущего.



- Хоть и не удалось от тебя избавиться, горе ты моё, злосчастье, однако сегодня смогу заснуть с лёгким сердцем, - Ен улыбнулся, - ибо уже два зловреда покинули мир этот, более никому зла не приченят.
               


****



И вот с утра, доев остатки хлеба и допив воду, отправился рыцарь в путь к столице. Долго ли ехал, коротко ли, однако послышался впереди шум воды, а через некоторое время, вновь расступились деревья, и выехал Ачаду к реке. А надо сказать, широка она весьма и бурлива. Однако не так далеко от дороги мост стоит каменный, а на нём, на могучем богатырском коне восседал всадник в чёрно – алых доспехах, настоящий гигант, гора живая, с длинным копьём в правой руке, в левой же щит с гербом.



Направился Ачаду к мосту, однако, всадник преградил ему путь.



- Судя по мечу, принадлежишь ты к дворянскому званию? – произнёс незнакомый рыцарь.



- Да, - кивнул Ен, - я – дворянин и рыцарь, имя мне Ачаду Неудачливый.



- А я – Акяибаз Доблестный, - воитель кивнул важно, - этот мост мне принадлежит и чтобы проехать по нему, придётся заплатить.



- Увы, - Ачаду вздохнул, - при мне нет ни единой монетки, придётся искать другой мост или брод какой.



- Нет поблизости иных мостов, бродов или лодочников, - Акяибаз покачал головой, - и плату за проезд я беру особую и только с таких же рыцарей. Коли желаешь перебраться на другую сторону, должен сразиться со мной. Победишь, так и быть, пропущу. Нет, моё копьё пронзит твоё сердце. Уже девяносто девять странствующих рыцарей сразил я, ты как раз сотым будешь.



- Сражаться ради того, чтобы показать свою доблесть и воинское искусство – благородное дело, я и сам бы вот так искал противников, если бы имел доспехи и доброго коня, однако убивать проигравших, настоящее злодейство, - Ен нахмурился.



- Более всего в этой жизни, я ненавижу и презираю слабаков, - рыцарь в чёрных доспехах сплюнул, - не можешь победить, значит, не заслуживаешь, права жить на этой земле, позоришь самим фактом своего существования звание рыцаря. Не успокоюсь я, пока прославлюсь, как самый могучий и искусный воитель на всём белом свете и не важно, сколь-ко для этого придётся убить противников.



- Раз ты так горд и жесток, знать заслуживаешь кары, - Ачаду фыркнул, - отдаю неудачу свою тебе я навек, дабы жить спокойно, как обычный человек.



- Что ты там бормочешь? – прорычал Акяибаз.



- Да так, молитву прочитал, - Ен прищурил правый глаз, - готов я к схватке с вами, доблестный рыцарь, об одном лишь прошу, нет при мне копья, не одолжите ли своё, запасное? Или желаете победить, пронзив беззащитного противника?



Махнул чёрный рыцарь рукой, прибежали оруженосцы, принесли второе копьё. И вот разъехались рыцари. Разумеется, если бы у Ачаду имелся доспех справный, да конь боевой, он легко бы с противником управился, да только, сейчас у него была, лишь одна надежда уцелеть – на птицу – неудачу и та, разумеется, не подвела.



Полетел Акяибаз вперёд, как вихрь смертоносный, да только вдруг лопнула подпруга на седле, и на всём ходу свалился здоровяк, любитель поединков, грохнулся об землю так, что сотряслась твердь. Кинулись оруженосцы к хозяину, птица же перепорхнула на плечо к Ену.



- Что, вот и снова мне не повезло? – уточнил Ачаду.



- Сломал шею при падении, - неудача потёрла клюв о ногу, - что поделать, ни разу в жизни этот гордец не знал поражения, всегда и всё удавалось, а таких рок карает всегда неожиданно и жестоко. Девяносто девять человек убил, да сам стал сотой жертвой собственной заносчивости.



Вонзил наш рыцарь копьё, одолженное, в землю и поехал по мосту, только копыта лошади печально постукивали о камень.
               


****



Видать, судьба моя такая, вместе с тобой век вековать, - Ачаду вздохнул, - эх, птица - неудача, кому бы тебя отдать-то? Вот уж троих людоедов сгубил, а как был неудачником, так и остался.



- Погоди, - прервала птица рыцаря, - слышу я, что едут сюда люди, да в большом количестве. Все при оружии, сталь звенит, лошади топают. Если не уедем с дороги, чую, беда будет.



Не стал спорить Ен, поспешил с дороги убраться и вовремя же он это проделал. Вскоре действительно послышался громкий топот и пронёсся мимо отряд солдат, не меньше сотни числом, а следом и ещё с пятьдесят рыцарей едут, а впереди них в позолоченных доспехах, с герцогской короной на голове, высокий тощий человек и при нём троица, в серебряных латах, судя по гербам на щитах, два барона и маркиз.



- Да это же герцог Цебюлотсалв, младший брат короля Чема, - Ен покачал головой, - всем известно, что он давно мечтает свергнуть своего брата и нашего сюзерена, да и сесть на его место. Однако, его величество Чем жалеет непутёвого братца и не трогает его. Я хоть и живу тихо, в глуши, однако, слухи доходят. С чего бы это герцог в поход отправился, да ещё прихватил троих, самых могущественных, дворян в королевстве? Вроде король не готовится к войне, да восстаний давненько не случалось. Кто тут у нас? Барон Куднус так богат, что сможет купить себе царство, не меньше нашего, однако, жаждет увеличить своё состояние, барон Цертих просто жить не может, без склок и заговоров, вечно интригует и ему всё равно, против кого выступать. Маркиз же Цепулг пойдёт за любым, кто пообеща-ет ему хорошую должность при дворе или даже сделать герцогом. Уж не надумал ли брат короля воплотить в жизнь свою мечту? Коли такой властитель воссядет на древний трон, всем плохо придётся.



- Гляди ка, а вот и шпион, - послышался голос громкий, из кустов появились трое солдат, двое с арбалетами с наложенными на тетиву болтами, третий же с обнажённым мечом, - а ну ка, бросай своё оружие, да подними ка руки, - приказал меченосец.



Не будь арбалетчиков, Ен ни за что не позволил себя обезоружить, но глупо было бы погибнуть вот так, от болтов, поэтому, хоть и неохотно, но выполнил приказ. Схватили его солдаты и потащили к дороге. Меченосец поспешно поклонился герцогу.



- Что там такое? – Цебюлотсалв повернул гордую голову, нахмурился грозно.



- Вот, шпиона поймали, ваше величество, - солдат вновь поклонился, - следил за продвижением войск, чтобы потом поспешить в столицу, да доложить всё узурпатору.



- Ну, и что ты его сюда-то притащил? – герцог брезгливо поморщился, - повесьте на любом дереве.



- Простите, ваше величество, - прервал солдата Ен, - но я вовсе не шпион, а всего лишь путник. Я – Ачаду, рыцарь, ехал в столице, надеясь послужить какому-нибудь благородному господину. И вам рад буду предложить свой меч.



- Слышал я об этих Ачаду, - прошипел Цертих, - мало того, что славятся они верностью королевскому роду и узурпатору, так ещё и своей вечной неудачей. Более бесполезного сторонника и представить нельзя.



- Однако, повесить дворянина, дело совсем негодное, - вмешался маркиз, - коли он такой бесполезный, пускай солдаты отрубят ему голову.



- Благодарю вас, - Ен поклонился низко, - не боюсь я смерти, ибо её никому не избежать, но страшила именно позорная казнь.



- Значит, так тому и быть, - Цебюлотсалв кивнул важно, - уведите этого человека в лес и там обезглавьте.



- Отдаю неудачу свою тебе я навек, дабы жить спокойно, как обычный человек, - пробормотал себе под нос Ачаду, птица – неудача перепорхнула на плечо к герцогу.
Не успели солдаты и нескольких шагов сделать, как вылетела откуда-то из-за деревьев стрела, вонзилась в щель забрала шлема Цебюлотсалва и пал властолюбец с лошади, прямо на руки подручным.