Женщины Клио

Виктор Притула
На бескрайних полях отечественной исторической беллетристики раньше как-то больше были заметны эскадроны бравых литераторов, оседлавших этот славный жанр еще в позапрошлом веке. Имен не счесть. Тут и историки Карамзин и Полевой. И гений Гоголь с «Тарасом Бульбой», и близкий к «голубым мундирам» Фаддей Булгарин, и писатели-декабристы Корнилович и Бестужев-Марлинский. Позднее Мордовцев, Данилевский, Крестовский.
Словом, получалось, что жанр традиционно мужской. Ан нет. В первой половине прошлого века в историческую романистику бесстрашно вторгаются женщины. Впереди - Ольга Форш с романами «Радищев», «Одеты камнем», «Михайловский замок». До сих пор не утратили интереса исторические биографии и повести Ал. Алтаева, Арт. Феличе и Н. Кальмы. Хотя сегодня мало кто знает, что за псевдонимами Ал. Алтаев и Арт. Феличе  скрывались Маргарита Ямщикова  и ее дочь Людмила Ямщикова, а за псевдонимом Н. Кальма – Анна Кальманюк. К исторической  прозе обращались и детские писательницы Зинаида Шишова и Любовь Воронкова. Но в гуще исторических романистов они порою терялись, тем более, как я уже отмечал, некоторые из писательниц предпочитали издаваться под мужскими псевдонимами.
Но уже в конце прошлого столетия и начале нынешнего наши отважные сочинительницы взяли реванш  в детективном жанре, ориентируясь вероятно на «королеву» Агату и других не менее ярких британских «ткачих» саспенса. Да и на ниве исторической беллетристики представителям сильного пола пришлось потесниться, галантно уступая место женскому эскадрону.
Прекрасные дамы решили доказать, что и преданья старины седой могут стать для них основой увлекательных исторических романов. Что не хлебом единым криминальных прокурорских и  полицейских будней способны они побороться за умы читательской аудитории. Что историческая беллетристика и женское тоже дело.
Примером тому выходящая в издательстве «Вече» многотомная «серия исторических романов».
Ольга Елисеева – профессиональный историк, знаток екатеринской эпохи, автор более сорока книг (художественных, научно-популярных, биографических) в романе  «Камень власти» (из цикла о Екатерине II) решила отойти от документированных исторических хроник, которыми наполнены ее биографические повествования  и дать волю фантазии.  Окутанный мистическими легендами чернокнижник  Сен-Жермен, Версаль, мадам де Помпадур, таинственный алмаз Деринуар,  великая княгиня Екатерина Алексеевна, братья Орловы, интриги и погони… Словом, «как упоительны в России вечера!».
Роман плаща и шпаги Ольге Елисеевой вполне удался. Правда, у Валентина Саввича все эти придворные выкрутасы  представлены искрометнее, но он с шарлатанами Сен-Жерменом и Калиостро не связывался.
Дарья Плещеева, она же Далия Трускиновская (до чего же любят у нас сочинительницы публиковаться под псевдонимами) в романе «Береговая стража» все же меньше историческая романистка, чем Эжен Сю в «Парижских тайнах».
Какая-то неизбывная тяга у наших прекрасных дам в криминальную сторону романа. Убийство красавицы Глафиры из балетной труппы Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге, роковой любовный треугольник, «неопровержимые улики» подброшенные злодеем, роковые страсти. Здесь больше Акунина и почти полное отсутствие Валентина Саввича, который подобный сюжет разменял бы может на одну из своих исторических миниатюр. Но не более.
Юлия Андреева – популярный автор «серии исторических романов».
За ее хрупкими плечами аж 48 книг. (Ого, как много! Но все таки Донцову никому не обойти, даже Дюма-отцу). Большую часть творчества Андреевой составляют исторические романы и биографическая литература. По признанию писательницы, ей нравятся сильные личности: Ирод, Раймон VI, Жиль де Ре, Фридрих Барбаросса.
Роман «Свита мертвой королевы» переносит читателя в Португалию XIV века. История там произошла при монаршем дворе темная и очень кровавая. Сын полюбил женщину, а его папаша взял да и зарубил ее.
Разборка вполне в стилистике криминальных хроник «МК» 90-х годов, когда в столице на кухне родственники резали друг друга ежедневно. Но  у нас все это душегубство случалось по пьяному делу.
А  вот в Португалии все случилось по трезвянке. И сын был не чей-то отпрыск, а наследный принц. И папаша был не просто серийный женорез, а все таки  король Альфонсу IV.
Сын, конечно, за отца не отвечает, но папашу своего за смерть любимой Инес с трона сместил.
И сам стал королем Педру I. Ну а дальше там еще более темная история, отдающая некрофилией.
Поскольку Юлия Андреева работала в театре – роман про португальскую любовь и страсть получился как расширенный режиссерский синопсис. Вот только Шекспиром там и не пахнет, а всего остального в достатке.
Ольга Крючкова – писательница не менее результативная. Автор сорока или более книг.
Исторический жанр у нее подразбавлен мистикой и мифологией. Так что книги  не совсем исторические, но вполне в стилистике Дэна Брауна. А значит очень даже коммерческая литература. Тем более, что в романе «Демон Монсегюра» замес еще тот.
Тут и тамплиеры, и загадочный сатанинский Бафомет.
Известно, что в процессе против Ордена тамплиеров в 1307 году Бафомет упоминался в качестве имени одного из сатанинских богов, которому, согласно расследованию инквизиции, поклонялись на тайных ритуалах рыцари. В Бафомете священники увидели самого дьявола и обвинили тамплиеров в ереси, после чего глава ордена Жак де Моле и все его руководство были сожжены на костре, а остальные тамплиеры скрылись в шотландских туманах.
Существует мнение, что поклонение тамплиеров Бафомету было надуманным и эту информацию специально распространяли сами инквизиторы, чтобы найти повод обвинить Рыцарей Храма в ереси и тем самым решить  проблемы, которые создавал их орден для власти короля Франции Филиппа Красивого  и самой Римской Церкви.
Исторически подтвердить или опровергнуть предъявленное тамплиерам обвинение до сих пор не представляется возможным.
Зато можно от души пофантазировать на заданную тему, что Ольга Крючкова и исполнила весьма даже талантливо.