Мой боевой расчет...

Ульяна Аполлоновна
Мне было 8-9 лет, когда в город приехал Ленфильм снимать сцену из кинофильма "Мой боевой расчет". Как узнали позже, режиссер картины очень долго искал базарную площадь, напоминающую послевоенное время.  В каждом городе на базарах и рынках отстраивались современные, по тем годам, павильоны и они, конечно же, совершенно не подходили для съемок. И вот однажды режиссеру кто-то сказал, что в старом Миассе есть такая площадь, выходящая на небольшую речушку. То, что надо. И действительно, наш местный базар, с полуразрушенными прилавками и брусчаткой и маленькой речушкой Миасс, идеально подходили для картины. Мало того - базар был действующим. Наверное, каждый в городе, кто знал о съемках, хотел попробовать себя в роли актера. Вот и мы с братом решили записаться в массовку, не особо веря, что нас возьмут. Съемочная группа разместилась в стенах Городского Дома Культуры. Увидев нас с порога, женщина из съемочной группы, с большой улыбкой на лице, записала наши имена в журнал. Радости не было придела потому, что уже завтра начнется все самое интересное. Семь дней съемок... семь дней погружения в интересную бурлящую жизнь, которую привнес Ленфильм в наш маленький скромный городок.
Под метрики мне выдали костюм, в котором я снималась все съемочные дни. Это было старое светлое платье и кофточка. Все та же женщина, что записала нас в журнал, отметила богатство моей длинной и толстой косы и велела развязать бант. Я смотрелась бедненько, но чистенько… Брату и вовсе выдали рваные шорты на лямках, и зеленую рубаху с кепкой. Тем временем на базаре собрались зеваки, съемочная группа, актеры массовки и бабушки, торгующие семечками, овощами и старыми вещами. В рупор режиссер объяснил, что нужно было делать. Ну, в общем, то и ничего сложного. Мы должны были создавать толпу, снующую по базару. Интересней всего было мальчишкам, в том числе и моему брату. Их все время просили пробежаться мимо камеры толпой беспризорных мальчишек или залезть кому то в карман. И тогда бабушки… поднимали такой крик,… какой у них получался даже без репетиции. А репетиции были. И съемки были. Кадр такой то… дубль такой то… Потом объявляли перерыв. Съемочная группа перекладывала рельсы для камеры на другое место и все начиналось сначала.. В общем, то из того, что было снято в те дни не все вошло в сюжет. Но даже сегодня, пересматривая фильм, я как будто снова окунаюсь в ту атмосферу и испытываю пережитые эмоции. Интересно наблюдать родные места, знакомых людей в кадре,… Ну а если вы спросите, попали ли мы с братом в кадр? Да. Братишка в своей зеленой рубахе раз семь мелькал крупным и маленьким планом. А вот я...… Всего один раз...… но как. Сейчас расскажу. Это был один из первых дней съемок. Режиссер и его помощники в рупор пытались нам внушить и передать состояние послевоенного времени. В принципе голод, безденежье, воровство… На съемочной площадке конечно был перерыв по всем правилам, но нам, ребятне, не очень то хотелось покидать съемочное место и боясь упустить самое интересное оставались без обеда. Поэтому голодных беспризорников особо играть не приходилось. На тот момент мы ими были. И вот снималась сцена с «Кружком». Кордубайло свистит, Кружок идет вдоль прилавка, камера едет за ним. И все это мимо меня. И тут мной овладел голодный приступ или приступ актерства, не знаю… под всем этим впечатлением, на камеру я хватаю у бабушки, торгующей помидорами, самый большой помидор и стремительно убегаю прочь. Вслед конечно были крики : "Держите воровку". Но… и помидор оказался гнилым, и сюжет не вошел весь (не по сценарию), и на душе от воровства было так противно. Позже, во время перерыва, один актер в гимнастерке, развлекал ребятню фокусами, так вот он успокоил меня… сказал, что это все не по-настоящему… Хотя в общем то этот случай навсегда по-настоящему отбил у меня желание…. Ну, вы понимаете…
Так вот и закончились наши игры в актеров.
По заключении каждый получил пять рублей за день съемок. У меня вышло 30 рублей. Это мои первые заработанные деньги, которые я с гордостью принесла домой. Мама добавила к ним еще двадцать и купила мне замшевые сапоги. Самый писк моды 80-ых. Когда фильм вышел на свет и его привезли в Миасс – целую неделю в кинотеатре «Энергия» был аншлаг. Каждый, кто узнавал себя на экране кричал на весь зал, стоял свист, и радостные крики… Сегодня братишки моего нет в живых… и только с экрана этого фильма он снова живой улыбается издали в своей зеленой рубахе…