От Сихры до Окуджавы

Галина Лагутина
« Поговори хоть ты со мной,
Гитара семиструнная»
                (Аполлон Григорьев)




В  статье «Поэзия дело тонкое» (http://www.proza.ru/2016/02/04/1141) речь шла о замечательном одесском поэте Игоре Ивановиче Павлове (1931 – 2012).  Интересно, что его предком по материнской линии  был знаменитый  русский композитор и педагог  Андрей Осипович Сихра.
 
Не у всякого читателя, в том числе и у меня,  это имя на слуху, но  его наверняка знают гитаристы,  играющие на семиструнной гитаре.
Время, правда,  очень отдалило нас от восемнадцатого - девятнадцатого  веков, в которых жил и творил этот замечательный изобретатель, музыкант - виртуоз, большой композитор  и страстный педагог.
Познакомимся с ним поближе.

Андрей Осипович  Сихра, по происхождению чех, родился  в  Вильнюсе (Вильно), в 1773 году. Его отец был учителем; по всей вероятности, он преподавал музыку, потому что   сумел привить сыну  огромную  к ней любовь  и дал ему серьёзное музыкальное образование.

Уже в юные годы   Андрей  с успехом  выступает в богатых музыкальных салонах  Вильно с концертами, исполняя  на модной в то время арфе  произведения не только известных композиторов, но и  собственные сочинения.

В конце XVIII века в России, вслед за Европой, стремительно растёт интерес к классической испанской  шестиструнной гитаре.  Этот инструмент  оказался несравненно привлекательнее по стоимости и удобству пользования, чем  дорогая и тяжёлая  арфа.
 
Сихра , как и многие музыканты своего времени , становится горячим поклонником гитары . Научившись  виртуозной игре на гитаре, он не довольствуется её возможностями и усовершенствует инструмент , дополнив его  седьмой, басовой, струной.   
 Так появляется принципиально новая  семиструнная русская гитара, или гитара Сихры.  Сохраняя внешность своей старшей сестры, она приобретает ряд новых свойств: меняется её музыкальный строй, позволяющий  извлекать  особые призвуки, обертоны; на ней легче брать аккорды и,  благодаря её глубокому, романтичному звучанию, она больше подходит для аккомпанемента входящего  в моду бытового романса и русских народных песен.

В начале девятнадцатого века молодой гитарист переезжает из Вильно  в Москву.
В столице он  разворачивает широкую деятельность по пропаганде своего инструмента.
Ряды его поклонников  стремительно растут, московская публика восторгается его прекрасной игрой, и десятки молодых людей   обучаются у него  мастерству игры на семиструнной гитаре.
Уча других, Сихра учится и сам, он  продолжает совершенствовать гитару, открывает в ней всё новые возможности,  пишет для неё многочисленные  произведения, разрабатывает   методические пособия, создаёт первую Школу игры на гитаре  и  даёт концерты как сольные, так и с учениками.

Современник Сихры, гитарист П.А. Корин, так отзывался об его игре: 
« Я имел счастье воспользоваться несколькими уроками Андрея Осиповича. Слышал также его игру. Что это была за игра! Не передашь её словами… Право, мне казалось, что  я не на земле, а в раю. Как сейчас, вижу его пальцы – длинные, гибкие, бескостные… Чистота , сила, блеск… Так и сверкают звуки!»

 Москва полюбила выдающегося музыканта  не только за его профессиональный талант, но и за личностные качества.
Современники всегда  подчёркивали его добрый,  уравновешенный и светлый нрав, благожелательность, скромность,  обаяние, ум и мудрость. Его любовь к музыке была безгранична и заразительна, к нему тянулись ученики, почитатели и единомышленники.

Но вот грянул 1812 год, –год больших испытаний, год нашествия Наполеона. Он  явился переломным в судьбе  А. О. Сихры, ставшего к этому времени уже  маститым  композитором  и педагогом. Он покидает милую ему Москву  и  навсегда поселяется в Петербурге. Популярность  и слава позволяют Сихре легко влиться в музыкальную атмосферу Северной Пальмиры; он близко  сходится с  М. Глинкой, А. Варламовым,
А. Даргомыжским; обретает   новых  друзей,   учеников и  покровителей.
В течение двенадцати  лет Сихра выпускает    «Петербургский журнал для гитары»;  выходят в свет « Собрание разного рода пьес», «Практические правила игры на гитаре».
 Работа Сихры по созданию профессиональной гитарной школы поистине необъятна.  Царь Николай Первый наградил его медалью  «За трудолюбие и искусство».
 
Но ничто не длится вечно. Особенно, капризная мода. К середине ХIX века интерес к гитаре постепенно угасает, и гитарное искусство приходит в упадок.
В высших музыкальных салонах отныне царят  фортепиано,  скрипка и виолончель.
 Последние годы жизни  Андрея Осиповича проходят в забвении и ужасающей нищете. В одном из некрологов на смерть композитора  в декабре 1850 года было написано:  "Если б этот виртуоз …избрал  себе менее неблагодарный инструмент, слава его гремела бы по всей Европе. Кто слушал игру Сихры, не забудет её, кто знал его как человека, всегда будет жалеть о нём".
 
Но титанический труд Сихры не пропал даром.
Вытесненную из светских кругов семиструнную гитару подхватили средние слои общества  и далее – городские низы.  Гитара становится  излюбленным инструментом мещанских кругов, мелкого чиновничества, купцов, приказчиков, студентов. Она продолжает жить в народе!
Её полюбили и цыгане.  Эти вечно кочующие «странники» увезли семиструнную в далёкие заморские страны, в Бразилию, Аргентину, где она нашла свою вторую Родину.
 
« Цыган был вор, цыган был врун,
Но тем милей вдвойне,
Он трогал семь певучих струн
И улыбался мне,
И говорил: «Учись, сынок.
Учи цыганский счёт-
Семь дней в неделе создал Бог,
Семь струн в гитаре – чёрт,
И он ведётся неспроста
Тот хитрый счёт, пойми,
Ведь даже радуга, и та,
Из тех же из семи
Цветов…»
                А. Галич.

 И наши выдающиеся барды ХХ –го века: Юрий Визбор, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Сергей Никитин, Александр Дольский, Александр Галич, при исполнении своих замечательных  песен  не расставались с  семиструнной  гитарой.
 Живёт гитара, значит, должно жить и имя её создателя — Сихры Андрея Осиповича.


                май 2015.