Дети войны. Орехи

Анатолий Силаев
               
               
               
Вообще, наша детдомовская ребятня сбегала редко. Да и куда бежать – то? Домой иных и калачом не заманишь. А просто по миру пошляться, так это ж надо быть врождённым вором, умницей гением, если угодно. Заработать трудом кусок хлеба и дурак умеет. А ты попробуй без труда  так что бы и не убить, не украсть не обидеть, да, ещё что б тебя уважали за это. Мы вот три друга: Дутый, Серый и Я,  таких талантов не имели, потому и жили тихо в том детском «содоме»  хотя, если честно, то так иногда нудились: ну, хоть в петлю лезь. Вот уж по теме: Не было бы счастья, да несчастье помогло.  У Дутого вдруг умирает отчим, ранее с ним не живший, оставив ему всю свою охотничью и рыболовную  амуницию в таком количестве : что, пожалуй, и на двух подводах не увести; там два ружья, две палатки, резиновая лодка, а уж сетей  и не сосчитать. Более того: Дутый имел теперь ещё и охотничий домик в горах у реки И зачем нам этот притон, кричал  счастливчик, имея виду дед дом, если у нас уже есть, жильё, дичь, рыба , грибы, орехи, ягоды, пушнина, фрукты, лечебные травы, и даже место где можно капнуть дорогой металл.   
Разумеется мы так и обалдели. Но, вот незадача; война приближалась. Уже слышны были глухие удары  пушек, гул самолётов
Ой,  Да, что нам   война! Нас там сам чёрт не сыщет, - воскликнул Дутый,  и предложил уже с утра махнуть  за  наследством, пока только в виде разведки боем. Махнули. Километров пятнадцать  горами да лесом протопали  пока вышли к реке, хоть и не большой  и мелководной, но просто кишащей рыбой. Хата оказалась
да же лучше чем ожидалось: на  высоком фундаменте, с печью, под камышовой крышей, стол, табуретки, четыре огромных лавки вместо кроватей,  и даже дощатый  туалет на улице.   На столе книга для гостей   с просьбами, с советами для рыбалки, для охоты , для сбора орехов ягод и т д. . . Мы так устали, что пожрали, да и спать.
Утром хозяин, обходя владения, усёк в лесу странные звуки. Поднял нас  по тревоге, - А что от нас толку – то? Как мы   ни слушали ни спорили, а  к общему мнению так и не пришли.  Решили после завтрака всё –таки пойти и «пощупать» все эти дурацкие выдумки. Часа полтора шли. И когда это стало похожим на нечто искусственное  на мня, как на самого  мелкого  и шустрого Дутый
повесил бинокль, перекрестил и благословил, как бы на передовой арьергард  нашей, теперь уж опасной разведки.. Ой, да, я и сам хотел вызваться.   Куда эти мамины сынки« годны? Я сразу срезал нужную   ёлку и,  прикрываясь ею, двинул от кустов к кустам, как можно медленнее, стараясь
 блюсти  направление звуков. Во, Стоп! Погоди…  Или мне показалось?  Смех повторился. И говор какой – то.
 Ага, это оттуда!  В линзах бинокля вдруг встал во весь рост молодой человек во всём белом  да ещё как бы в солдатской пилотке.    Ага – от комаров.  И, чего это он наверх пялится. Ага, там ещё один.  И ещё … А этот  от куда взялся?
 Я выбрал ракурс да так ахнул: А ведь они пытаются повесть молот! Во, здорово! Настоящие мужики! А  для нездешних поясняю: да, это просто бревно, которое подвешивают между двумя  «богатыми» кедрами что бы в раскачке бить по их стволам и тем самым пытаться обрушить весь их, порой невероятнейший урожай. Похоже, у них уже получалось, ибо в сторонке висело ещё одно бревно и возле огромной кучи шишек сидели три таких же беляка, выбивая  из шишек уже готовые  для потребления зёрна. И таких куч с мужиками   в  пилотках я насчитал ещё три  возле каждой стояли  мешки  уже с чистым орехом. Это ж куда им столько? Небось, и лошадей  притащили.  Едва я так подумал, запах коня тут как тут. Шмыгнул  чуть ниже, и  вот вам картинка: два коня, две повозки, две  большие, пустые палатки.
Была тут и малая, но не пустая,  а лежал в той палатке тоже в нижнем белье, более взрослый мужик, по правую руку которого  весел самый  настоящий Немецкий автомат.  Я было бежать, а меня 
хвать  за  рот, за  шею чужая рука и поволокла  куда – то.
Гляжу : Он как бы то же из этих, но лицо  доброе и держит не больно. Ты чего, говорит, здесь?
 Заблудился что ли?  Я закивал, а он мне: «Да, не дрожи ты так, я не кусаюсь.  Тебя как зовут? Сеня.  А меня  Пётр.  Будем друзьями. А ты, значит их Вишнёвки.  А покажу тепе самый короткий путь, а ты мне за это очень важную просьбу выполнишь. Хорошо? Я кивнул и подумал: А чего это он шёпотом? Бандит что ли? Хоть бы отпустил, уж. Мужик отпустил и продолжал уже как бы по свойски:   перевалишь эту сопку, там будет ручей, который выведет тебя точно на главную улицу твоего села.   Найдёшь военкомат и скажешь вот что: Здесь диверсионный отряд немцев в количестве двадцати  человек с заданием захватить  аэродром, и любой ценой обеспечить высадку десанта. Понял? А орехи это у них так: преимущественно для маскировки. Слушай дальше: Если военкомат, будет закрыт ,ищи военкома на дому. Не найдёшь – беги в милицию.
 Если и в милиции никого  опять же ищи начальника на дому. Не найдёшь хватай  любого офицера, солдата, или любых толковых мужиков,  всё им расскажи ,уговори.  Время – то у нас ни осталось. Немцы ведь  приказ с часа - на час ждут. Эх, мне бы   гранат с десяток 
 я бы  и сам  со всеми   управился, но я только проводник ,мне   даже  нож не  доверяют. Зрение у меня, не то, потому и в армию и не взяли. Всё! Беги. Дорогой, выручай Родину. А я на  случай связи буду слушать твою кукушку. Разумеется, пока он меня наблюдал я шёл точно в гору, за тем свернул, почти кубарем скатился вниз, нашёл ребят  и мы, спрятав ружья,  все трое рванули вверх выполнять настоящее боевое задание Родины. Как и предсказывал Пётр, в Военкомате оказался только сторож и тот старенький. Капитан в больнице с язвой, два вольно - наёмных уволились,  вот и весь их штат, согласно военного  расписания. А  может нам в милицию, сказал я. Можно, охотно, сказал дедуля, только  там замок уже вторую неделю весит. Разбежались все.
 А про оружие Дед сказал так: «Да есть – есть: Три нагана, пулемёт, и целый ящик гранат - чёрт бы  его побрал. Тяжеленный ведь. Всем развозили и нам привезли. Я всё роптал, а оно вишь, как пригодилось.   Гранаты можете забирать, а пулемёт не отдам. Сам ещё повоюю. Они моего  Сына убил. Да, как же мне не отомстить, если они все прямо мимо моего окна пойдут. Выберу колонну поплотней, да, и долбану. Я ведь еще с гражданкой обучен.  А гранату  я не докину. Да и не успею, конечно. Уж дед расстарался: принёс откуда - то рюкзаки тряпки, в каждый рюкзак упаковал по четыре гранаты. Запалы мы по карманам рассовали. И пошли  уже на ночь глядя, мечтая до полной темноты, хотя бы половину пути пройти. Но взошла луна  и мы упали на мох уже возле своих  ружей, и отключились, как убиенные. Проснулись чуть свет. Часов у нас не было. Куковать только я умел. Стал вопрос: Когда это делать? Может кукушки - то ещё спят и когда проснутся?  Пока спорили, шипя на весь лес, вдруг: КУ – Ку.  Разумеется  это Петр первым проверял исполнение  своего задания, за одно приглашая к бою, своих помощников пока, конечно не
зная их. Я ответил Петру и мы с ружьями наперевес помчались  по дороге к лагерю врага, надеясь встретить ГЕРОЯ и в месте с ним участвовать в уничтожении  фашистов. Так оно и случилось. Пётр, Встретив нас, похвалил, поблагодарил, взял один рюкзак с гранатами,  запалы, и выдал такой приказ:   Старший группы Семён. Будите  в резерве. Ваша позиция на скалах. Стрелять только по моей команде. И пусть нам так и не пришлось лететь
в атаку и гнать противника. Но за то мы хорошо рассмотрели, как тонко воевал настоящий герой: В начале он тихо по свойски снял всех трёх часовых, прикончил майора. . Ой.  Да,  Ладно – ладно,  дальше  не буду.  Тяжкое
было зрелище..  В тот день мы ещё успели похоронить труппы, обрушив на них  козырёк в овраге. Отвезти в Дет дом все орехи, включая и целые шишки. Немец, к счастью до нашей  Вишнёвки не дошёл. А ту  охотничью хатку Дутый  подарил Дет Дому, но и мы иногда   отдыхаем там семьями,  и, конечно стучим на весь лес выбивая их шишек  всё те же полезнейшие орехи