Степанов Юрий Борисович

Петр Панасейко
   
       

          С первого же дня, как  попал в кадры одного из производств на тот момент Волжского автомобильного завода, я, не смотря на то, что был вначале простым инженером-кадровиком, начал ездить на совещания в управление кадров завода. Ездил не по своей воле, по моей должности это  не положено, но мои местные руководители на это «не положено» особого внимания не обращали и вместо себя часто направляли меня на всевозможные совещания. Приходилось ездить, о чём нисколько не жалею. Ибо в результате этих поездок я не только приобретал раньше времени огромный опыт кадровика, но и встречался с руководителями, которые многому меня научили и которые оставили в моей душе приятные воспоминания.
         
           В середине 1990-х годов уже в ОАО «АВТОВАЗ» появились «департаменты». Один из них – департамент по персоналу – в качестве генерального директора возглавил Юрий Борисович Степанов. До этого он занимал большие руководящие должности и по хозяйственной части: работал директором в одном из подразделений завода, и по партийной линии: был секретарём парткома. В том числе всего завода. Поэтому лучшей кандидатуры на новую должность просто не нашлось.
          
           В этой должности он для завода сделал очень много. Если до него во всех подразделениях, за редким исключением, кадрами руководили помощники директоров по кадрам, то он создал в подразделениях отделы кадров. Если работой с персоналом до него руководили помощники директоров по быту, то он создал отделы по работе с персоналом. Убрав должности пом. директоров по кадрам и быту, он вместо них сделал одну должность – заместителя директора по персоналу. Более того, в каждом цехе вводились должности ведущих инженеров по персоналу. Было видно не «вооружённым глазом», что Степанов очень успешно применил опыт секретаря парткома, но уже на производстве. Заместители директоров по персоналу заменили собой по сути секретарей парткома, а ведущие инженера – секретарей партбюро в цехах. По моему мнению, это явилось одной из причин того, что завод в «лихие девяностые» не постигла печальная участь многих других российских заводов. Управление персоналом удалось удержать на должном уровне и в те трудные для страны годы.
         
       Мне по работе много раз приходилось встречаться с Юрием Борисовичем. Каждый раз я убеждался в том, что мой друг, Володя Тарасов, хорошо его знавший, сказал о нём правду: уважение к подчиненным, какую бы должность ты не занимал, выдержка, спокойствие в любых ситуациях. Умение выслушивать собеседника.
         
       У нас на производстве, как и везде, назначали заместителя директора по персоналу. Оформлять документы на него мой начальник отдела поручил мне, на тот момент уже ведущему инженеру-кадровику. Побегать пришлось много. Все подписи собрал. Оставалась одна единственная, но самая главная – подпись генерального директора департамента ОАО «АВТОВАЗ» по персоналу.
         - Юрий Иванович, - обратился я к кандидату на новую должность Чиндину, - я все подписи собрал. Остаётся подпись Степанова Ю.Б. Мне в управлении кадров сказали, чтобы к нему шли Вы лично, меня он выгонит.
         - Пойду, посоветуюсь с директором.
         
      Директор наш, со слов Юрия Ивановича, заявил, что на производстве работы много, что он со Степановым Ю.Б. кандидатуру обсудил и что пусть едут у него подписывают заявление кадровики-руководители. Последние послали, как можно уже догадаться, меня, единственного человека в кадрах, имеющего высшее юридическое образование, с которым я, не смотря на малый стаж работы в кадрах, мог решить любой вопрос. В университете приходилось изучать и этику, и психологию и соответствующие законы. Я поехал.
   
          Секретарь Степанова, давно принимавшая меня за начальника отдела кадров производства, пропустила к нему без лишних вопросов. Хотя не скрою, «коленки дрожали». Я боялся для себя последствий от своего директора, если Юрий Борисович, как мне сказали «доброжелатели», порвёт заявление Чиндина.
         
          Меня же встретил гендиректор очень дружелюбно, попросил присесть, а сам стал изучать документы, которые я ему передал. Читал очень внимательно, не пропуская ни одного. Через несколько минут он поднял голову и спросил:
          - Я так понял, что Вы не Юрий Иванович.
          - Увы, Юрий Борисович, я – Петр Алексеевич, - ответил я и приготовился вылететь из кабинета как «пробка из бутылки».
         
          Но страхи мои были преждевременны.
          - Вы знаете, Петр Алексеевич, - продолжал Степанов, - у меня такой принцип работы, что я не могу подписать это заявление, пока не поговорю с человеком, который его написал.
          - Очень правильный принцип, Юрий Борисович, - вырвалось у меня.
          Взяв в руки перекидной свой календарь он спросил меня, когда мой Юрий Иванович сможет к нему прийти с этим заявлением.
          - Юрий Борисович, я Вам гарантирую, что Чиндин в любое время к Вам явиться, когда Вы посчитаете нужным его принять.
            Степанову ответ мой понравился, он начал смотреть по календарю свободное время.
          - Юрий Борисович, - не удержался я, - а может во вторник после еженедельного совещания в Вашем кабинете?
          - И точно.
         
        После этого я покинул гостеприимный кабинет. Вскоре заявление   Степанов подписал и Юрий Иванович занял кабинет заместителя директора по персоналу, который не находил слов, чтобы меня отблагодарить. Но отблагодарил он меня чуть позже. И не словами, а делами. Но это отдельный разговор.
          К огромному сожалению, когда умер Юрий Борисович Степанов, я находился на лечении и не смог проводить его в последний путь. Но память о нём у меня навсегда осталась самая светлая.

         03.02.2016 г.