Птичья память

Александра Зарубина 1
 
Интересно, а у птиц есть память? Не просто память на то, что где-то в кустах с осени остались семена и ягоды. А память на людей, например. Мне кажется, что есть.

Живём мы на краю города в квартире на втором этаже. Каждую зиму на своём балконе устраиваем столовую для птиц. Просто кормушками проблему не решить, и мы отдаём им в полное распоряжение весь балкон. Очищаем его от снега и насыпаем корм.

Самые прожорливые – голуби. Хоть сколько насыть, всё сожрут. Лучшая пища для них семечки. Когда покупаем для них нежареные семечки, продавцы смотрят заинтересованно. Думают, поди, куда мы семечки так быстро деваем в таком количестве. Наверное, считают, что мы их жарим, а потом продаём. Если нет семечек, прожорливые голуби соглашаются на перловку и даже геркулес.

В  приступе жадности они не терпят   рядом других птиц и вряд ли знают о принципе кота Леопольда «Ребята! Давайте жить дружно». Их постоянная тусовка на балконе привлекает внимание хищников. Пару раз пикирующие на голубей ястребки с лёту бились о стеклопакеты.  К счастью, оставались целыми. И ястребки и наши окна. Правда, ястребки оставались ещё и без добычи. Что поделаешь, пищевая цепочка.

Рано утром, ещё в потёмках, на тополе напротив нашего дома собирается галдящая толпа воробьёв. Они организованно налетают на балкон и спешно, пока не появились голуби, поглощают пшено. Семечки им, видно, не по зубам. Семечки собирают синички и поползни.  Схватив семечку, они улетают, чтобы вернуться за следующей. Иногда, в спешке, съедают семечку здесь же, на балконе, закрепив её сначала в какой-нибудь расщелине на перилах или стене. Любят они и сало, привязанное к перилам балкона. А кто его не любит!

С утра птичья мелочь до прилёта голубей успевает плотно позавтракать. Прилетают второй раз уже к вечеру. Поднимают галдёж. Наверное, новостями делятся. Или нас обсуждают. А, вполне вероятно, кошку увидели. Иногда, замолкая, налетают на балкон и молча поглощают насыпанное им.

Такое изобилие птиц на балконе нервирует наших кошек. И, если воробьи их как-то опасаются, даже через стекло, то голубям всё по фигу. Сядет наглый голубь на подоконник и уставится на кота, а между ними  расстояние в толщину стеклопакета. Коту не по себе. По нему видно, как он томится от такой  пытки.
И так всю зиму. И часть весны, если холодно ещё.

Так вот, о птичьей памяти. На внешний облик человека и его голос. Почти каждый год наблюдаем одну и ту же картину. Осень. Птиц ещё не подкармливаем, но они уже готовятся. Занимают места на тополе.  Выходит муж на улицу и «подаёт голос»:
-Что, готовитесь?
Встрепенулись, загалдели сильней. Муж за угол дома уходит, они за ним летят следом. По голосу узнали. Запомнили кормильца. Или зимой выйдет он на улицу в другой одежде, а они его всё равно узнают, летят за ним следом.

Вот, дописываю миниатюру, а с балкона через форточку доносится быстрый стук десятков маленьких клювиков. Торопятся, скоро стемнеет.