Хранитель города. Прикосновение к Тайне. 2

Тот Кто Сегодня За Сказочника
Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2016/02/02/230


                2.  ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРИСТРАСТИЕ

От улицы Глинки, где жила Жанна, до Никольского сада было совсем близко. Вика предложила туда прогуляться. Но у Жанки с Толиком намечались другие планы. И кроме того, как взять с собой на прогулку Диму, ничего больше не оставалось.
Вика раньше жила тоже в этом районе – на пересечении улицы Глинки и Театральной площади. До Мариинского театра рукой было подать. А в Театральном скверике она любила раньше часто бывать.
Но туда она хотела наведаться завтра. А сегодня… По крайней мере, до Никольского сада было ближе. Да и Диме там интереснее было бы прогуляться. Уж она-то его романтический вкус изучила за эти годы…

– Что-то мне снова Михайловский замок вспомнился, – сказал Дима. – Так мы его и не осмотрели в самых таинственных местах.

– А таинственное для тебя – это подземные ходы? – улыбнулась Вика.

– Так же, как и для тебя.

– Ну, я туда особо и не рвалась…

Хотя кое-чем Вика всё же могла поделиться. Ведь легенды о подземных ходах в Северной столице – ещё одна, немаловажная сторона совпадений с общеевропейскими сюжетами всех городских мифов. И, конечно же, подземный ход – это атрибут любого отвечающего древним нормам защитного сооружения, к коим автоматически относятся крепости, замки, дворцы – то бишь строения знатных титулованных особ. Такими особами в средние века были не только цари, но и рыцари.  А реанимировать эпоху этих доблестных воинов и романтиков как раз и пытался самый идеалистический и романтический император династии Романовых – Павел I.

Его детище – Михайловский замок – неподражаемый по эффектности жест рыцарства российского государя, учреждение приората Мальтийского ордена в России и возложение на себя обязанностей Великого приора после разгона этого ордена и захвата острова Мальта Бонапартом.
Как ни печально, реставрированное на чужеродной среде европейское рыцарство имело в России очень короткую историю и просуществовало ровно столько, сколько суждено было прожить её вдохновителю. Но вот легенды о той поре живут долго, а легенды о подземных ходах – особо таинственны, как и положено по жанру.

Но что характерно, самый первый подземный ход был создан не по воле Павла, а достался ему, так сказать, «по наследству». Это один из самых легендарных ходов подземелья, расположенный как раз в Гатчине. Большой Гатчинский дворец был возведён в 1766-81 годах по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова. Расположенный на холме над Серебряным озером, и ныне окруженный массивом высоких деревьев, дворец производит впечатление средневекового замка.
Существовало несколько неосуществлённых проектов перестройки этого дворца. Один из них представляет особый интерес, поскольку на плане, датируемом 1783 годом, на оси Гатчинского дворца – на месте современного Балтийского вокзала – показан новый монументальный дворец, замыкающий своим массивом обширный плац перед дворцом. Этот проект не был осуществлён в Гатчине, но явился прообразом Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

Вступление Павла Петровича на престол позволило приступить к расширению дворца, ибо из загородной резиденции великого князя Гатчина превратилась в загородное местопребывание императора. В связи с этим  понадобилось большое число покоев для всех членов императорской семьи, придворных, а также многочисленной обслуги, гостей, артистов, почти ежевечерне дававших спектакли.
Работы по устройству комнат для семьи Павла I в Арсенальном каре – бывшем Конюшенном – и в главном корпусе дворца были начаты в 1797 году. Кроме этого площадь перед дворцом, занятая газонами, была превращена в плац, а вдоль рва установили металлическую решётку на каменных тумбах. Также на месте старой церкви во дворце, которая существовала ещё с орловских времён, в 1800 году была построена новая.
После же смерти Павла I в 1801 году Гатчина стала принадлежать его жене Марии Фёдоровне.

– Так вот, что касается подземных ходов Гатчинского дворца, – Вика вернулась к основной теме, поднятой Димой. – Эти «врата подземелья» именовались Гротом «Эхо» и представляли собой выход наружу из подземной галереи, которая соединяла дворец и берег озера. Народная версия называет целью сооружения такого хода – спасение в случае опасности. Так граф Орлов обезопасил себя от различных неожиданностей, боясь быть застигнутым врасплох. Позже об этой функции сооружения и думать забыли, меж тем, как сам Грот обрёл славу уникального акустического объекта. Его звуковые эффекты стали привлекать сюда и петербургских любопытствующих. Так, молва рассказывала, что если человек, подойдя к решётке Грота, скажет что-нибудь, то через короткое время – минуту-две – из-под земли его слова будут возращены на поверхность замогильным басом. Более того, если крикнуть в эту темноту: «Павел», то обязательно из мрака подземелья зловеще ответят: «Умер». Якобы даже была придумана такая ритмическая «игра словами» с замогильным Эхом, когда ему задают вопрос:
 «Кто здесь правил?», а оно пугающе отвечает: «Павел, Павел»…

– Вполне бы подошло бы для страшилки на ночь, – усмехнулся Дима.

– Ага, подошло бы, – кивнула Вика. – Но, к счастью, сейчас на улице солнечный день.

– А Гатчина это где? Отсюда добраться можно?

– Теоретически отсюда можно добраться в любую точку земного шара, – засмеялась Вика. – А Гатчина вообще-то находится в Ленинградской области, за Красным Селом.

– А я вначале подумал, что где-то в пределах города. Ну, или в ближайшей местности.

–Нет, что ты. Это километров сорок с лишним...

– Жаль… что не доехать на трамвайчике.

– Нет, но если ты хочешь, можно, конечно, взять билеты на электричку.

– У нас вскоре своя электричка будет. До Кувшинковой Пристани. А то уедем, ещё завязнем там надолго. Ты же знаешь, как нам «везёт» на какие-нибудь приключения. А уж если что-то древнее и историческое – это вообще станет чуть ли не экспедицией…

– Ну, тогда насладись чисто теоретически. Другой подземный ход существовал и из крепости Бип. И вёл он в Павловский дворец, а прорыт был  под речкой Славянка. Его логическая задача очевидна. А вот целью ещё одного тайного хода, ведущего от каменноостровской церкви Иоанна Предтечи к Неве, было обеспечить скрытый проход императора в семейный храм для того, чтобы… Никогда не догадаешься!

– Конечно, не догадаюсь. Поэтому не мучай.

– Для того, чтобы петь в хоре.

– Вот уж действительно не подумал бы об этом, – Дима усмехнулся.

– Ещё одно подземное сооружение было выстроено по приказу Павла от его личного кабинета в Большом дворце, находящегося на первом ярусе Часовой башни, до кабинета главного должностного лица в возведённом к 1799 году Приоратском дворце. С существованием этого подземного хода народный фольклор связывает, в частности, неожиданное исчезновение памятника Ленину в 50-х годах нашего века. Так, гатчинцы склонны считать, что статуя «провалилась» именно в это подземное сооружение Павла I.

– Ого! Так и не вытащили?

– Так и не нашли. Приорат всегда считали строением таинственным, мистическим. Отсюда и легенды. Самую известную я тебе рассказала. Но что интересно, во время укрепления фундамента реставраторы действительно наткнулись на подземный ход. Один из смельчаков прошёл по нему около ста метров, но двигаться дальше без специального снаряжения было рискованно. Свод подземного хода достигает высоты человеческого роста в начале и постепенно понижается. Внутри подземный ход выложен камнем. Предназначение загадочного туннеля точно не выяснено. По мнению реставраторов, ход пролегает под дном нескольких водоёмов и является частью подземных коммуникаций старинной Гатчины, которые совершенно не исследованы.

– Тогда уж куда нам-то до всего этого…

– Однако если гатчинские подземные ходы имеют легенды забавного характера, то вот  истории, связанные с аналогичными подземными конструкциями Михайловского замка, – драматичны. Ты же помнишь, ту легенду, где говорилось, что и из спальни императора в этом замке существовал ход, который вёл к памятнику Петру. И вот, когда кровавые убийцы застигли Павла врасплох в ту роковую ночь 1801 года, именно этот ход и был единственной реальной возможностью спасения самодержца. Но только Павел не успел ею воспользоваться, и тайна расположения этого подземного хода из замка была навсегда утеряна.  Но интересно, что гибель Павла не прервала развитие фольклорных сюжетов вокруг Михайловского замка и его подземных ходов. Новые легенды создавали эти подземные «тайны», не взирая ни на историческую хронологию, ни на официальные данные. Народная потребность в мистических, вымышленных историях творила легенды, в которых очевидно смешивались времена, события, люди и архитектура Северной столицы…


Наверное, много тайн и загадок хранит это здание и по сегодняшний день. И какие приключения удалось бы испытать Диме и Вике, реши они  туда отправиться, можно было бы лишь гадать.
Но…
…это была бы уже совсем другая история.

А в этой же – всё только начиналось. Точнее – логически продолжалось, ибо они находились сейчас в Санкт-Петербурге, а Михайловский замок, который они так скоро покинули во время своего ночного визита, возвышался не где-то, а здесь, совсем неподалёку.
И вот теперь – одно лишь упоминание об имени Павла I потянуло за собой цепочку последующих событий, грозящих новыми приключениями, до поры до времени вроде как задремавшими…


Продолжение: http://www.proza.ru/2016/02/04/212