15. Дорогами растерзанной юности

Яаков Менакер
    Г Л А В А   П Я Т Н А Д Ц А Т А Я

    От деревни С и м о н о в и ч и – Б е л о р у с с и я,
    до села К о т ю ж а н ы – У к р а и н а.

    После длительного перерыва моего странствования, связанного с пребыванием в Симоновичах, в первый день возобновления пути я прошел небольшое расстояние: от Симоновичей, обойдя с востока Дрогичин, до деревни Людвиново примерно чуть более 40 километра.

    В этой деревне я переночевал и ранним утром следующего дня был уже в пути. В близлежащую деревню Осовцы все-таки не решился заходить, а обошел ее стороной, выйдя  к деревне Белин.

    Здесь существовала паромная переправа на противоположный берег Днепровско–Бугского канала. Переправившись, я продолжил путь по лесистой местности, который довел меня до поселка Любашов.

    Итак, я отклонился от намечаемого по совету Пылыпа Кожуха пути. Город Каменец–Каширский лежал где-то правее, что было южнее в полусотню километров от моего места нахождения.

    Вечерело, наступающие сумерки как бы напоминали мне, что, если не успею засветло покинуть поселок, то нужно будет искать в нем ночлег. Издалека увидев стоявшую у ворот женщину, я направился к ней.

    – Добрий вечір! – поздоровался я.
    – Вечір добрий, – перефразировала она,– мабуть голодний, їсти хочеш?
    – Ні, я не голодний, дуже пити хочеться… 

    Присмотревшись, женщина оказалась совсем молодой и мое предложение, как мне показалось, смутило ее. Какой-то миг она колебалась с ответом, а, задав мне два-три вопроса, ответы на которые были краткие фрагменты из моей легенды, несколько смягчили настороженность ее.

    Закончился наш разговор тем, что мы последовали в ее жилье. Хата отличалась от обычной сельской планировки. Пройдя коридором, мы оказались в просторной полупустой комнате, в которой имелись еще две двери, очевидно в соседнюю кухню или комнату.

    Она зажгла стоявшую на столе  керосиновую лампу, предложила мне сесть на длинную деревянную скамейку у стены под окнами, а сама скрылась в соседнем помещении. Вскоре она вышла, неся в руках хлеб и большую глиняную кружку, наполненную молоком.

    – Бери, пий молоко з хлібом, другого нічого в хаті немає. Ми майже не живемо в ці хаті,– сказала она, и снова оставила меня одного, выйдя в соседнее помещение, откуда вскоре вышла с каким-то рядном, бросила его на деревянный пол,– як закінчиш, постелиш рядно під стіною, погасиш світло й спочивай собі, а зараз мені потрібно вийти на вулицю,– уже на пороге бросила она, скрывшись за дверью.

    Закончив еду, я постелил рядно в указанном месте и, погасив лампу, вытянулся на жестком полу. Усталость и сон мгновенно одолели меня, и я как бы отключился от всего окружающего.

    С раннего детства, каким бы усталым я ни был, до старости, в какой доживаю свой век, мгновенно просыпался при зажигании огня. Так и было в эту ночь. Лучи света пробивались с полуоткрытой двери соседнего помещения. Оттуда же доносился ко мне знакомый тихий голос женщины, которая умоляюще просила кого-то:

    – Не чіпай його, нехай спить хлопчисько,– затем свет потух, а ее слова перешли на шепот… Кто-то тяжело дышал…, а сон снова нашел на меня…

    Проснулся  я от толчка. Раскрыв глаз увидел надо мной согнувшуюся женщину с приложенным  к губам указательным пальцем. Я встал на ноги, поняв, что мне следует соблюдать тишину. Она подошла к двери, и, все, придерживая к губам указательный палец, шепотом сказала:

    – Йди своею дорогою…

    Я скрылся за тихо закрывшейся дверью.

    На улице светало.

    В это день я узнал, что нахожусь на территории Волынской области Украины. За пределами поселка Любешова я оказался на проселочной дороге с указателем «До Кухотской Воли – 40 км».

    Столь романтическое название населенного пункта вызвало у меня повышенный интерес, и я направился в его сторону. Далее мой путь проходил по-разному: в одних случаях близко, в других – подальше или в обход следующих один за другим села, поселков и городов, несколько крупными среди которых были Владимирец, Костополь, Александрия и другие.