Политический спектр и политическая борьба в соврем

Зуев Андрей Яковлевич
Политический спектр и политическая борьба в современной России 

  К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 03.02.2016 года. Пос. Сылва, Пермский край.



Вопросы к  семинару: «Политический спектр и политическая борьба в современной России»  от 29.10.14 г.

1. Что такое политика. Какое место занимает политическая борьба в системе классовой борьбы.
2. Что такое партия? Какие типы партий действуют в современной России?
3. Каковы цели коммунистической партии?

1.
       Политика – (от греч.) государство, или государственные, общественные дела; П. – сфера деятельности, связанная с отношениями больших общественных групп: классов, наций, религиозных конфессий и проч. Содержанием П. является завоевание, удержание и использование государственной власти. Самое существенное в П. – это «…устройство государственной власти» (Ленин В.И., ПСС, т. 23, с. 239); П. «…есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства…» (там же, т. 33, с. 340).

       Любая общественная проблема приобретает политический характер. ЕСЛИ ЕЁ РЕШЕНИЕ, ПРЯМО ИЛИ ОПОСРЕДОВАНО, связано с классовыми интересами, проблемой власти (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 360). Высшее теоретическое, истинное, научное, объективное и действительное, учение Маркса, обосновывает важный вывод: политические отношения в своей сущности есть, прежде всего, отношения классовые. До тех пор, пока будут сохраняться классы, будет существовать П. как особая, специфическая форма общественной деятельности. Потребности классов определяют содержание политических интересов.

        Политика – это дело не отдельных людей, осуществляющих возможное и невозможное, политика – это дело масс, дело классов. «Политика начинается там и тогда, где  и когда начинают действовать миллионы» - В.И. Ленин. А до этого происходит подготовка: формируется идеология, идёт политическая учёба и т. д. Народ и классы творят историю. Когда классы выступают, тогда начинается политика. Если за партией идёт какая-то часть класса, то партия есть. За какой коммунистической партией идёт часть рабочего класса? Конечно, дело даже не в массе, пусть и народной, а в классе. Политика есть борьба классов за государственную власть. Политическая борьба есть самая суть классовой борьбы. – Курсив мой (Андрей Зуев).

       Политическая надстройка общества – организации и учреждения, в рамках которых осуществляется политическая деятельность, прежде всего, государство и, позднее, политические партии.  П. как практическая деятельность и идеология есть надстройка над экономическим базисом общества. П. является следствием движения экономических процессов в обществе. Экономические интересы – это социальная причина политических действий.

      [П. деятельность есть высокоорганизованная форма социального бытия. Экономическая деятельность есть содержание социального бытия. Форма, как известно, является изменяющейся и, потому, относительно самостоятельной частью содержания. Существует объективная тенденция, в соответствии с которой форма в динамично развивающемся обществе становится всё более содержательной. Хорошая форма настолько гармонично соответствует содержанию, что становится его неизменяемой частью, то есть, производственные отношения, в таком обществе, превращаются в непосредственную производительную силу общества.

        Однако, форма, со своей относительной самостоятельностью, как «бытие для иного» не всегда соответствует содержанию и, по этой причине, вносит момент нестабильности в само содержание, способствуя его дальнейшему развитию (прогрессу) или деградации (регрессу). Таким образом, в общественном бытии мы обнаруживаем объективное противоречие как движущую силу дальнейшего движения и главного условия развития общества: форма должна всегда соответствовать содержанию никогда не соответствуя ему. При этом, преимущество для социального бытия (его дальнейшее развитие) обеспечивается, с одной стороны, наиболее совершенной теорией общественного развития, с другой стороны, активной жизненной позицией его членов, трудовым энтузиазмом народных масс.] – Курсив мой (Андрей Зуев).

2.
       Партия политическая – политическая организация, выражающая интересы общественного класса, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении экономических и политических целей. П. п. – высшая форма политической организации. П. п. – высшая форма организации правящего субъекта (класса).   Если в государстве нет правящей партии, то этим государством правит партия другого государства.

       [В современной России, в парламенте (Государственной Думе) представлены только буржуазные партии. Партии, в программе которых нет тезиса о диктатуре пролетариата, не могут, по существу, считаться коммунистическими. КПРФ, безусловно, можно считать кандидатом в партию коммунистическую, если вопрос о внесении тезиса о диктатуре пролетариата в программу КПРФ будет решён положительно на ближайшем пленуме ЦК КПРФ (насколько мне известно, этот вопрос обсуждается).

        Пока что, КПРФ – это название «на вырост». Это формальная сторона вопроса. С другой стороны, понимание объективной необходимости диктатуры пролетариата присутствует во всех партийных организациях КПРФ. Я уверен, что в условиях американо-ельцинской фашистской диктатуры в России 90-х годов, легализация ни одной коммунистической партии с соответствующей программой партии была невозможна.

        Другим существенным недостатком программы КПРФ является расплывчатость и ненадёжность объявленной цели партии: «построение обновлённого социализма». Теория марксизма-ленинизма обосновывает построение коммунистического общества, что, разумеется, невозможно без диктатуры пролетариата.  Конечно, коммунизм – цель далёкая, труднодостижимая и малопонятная мелкобуржуазной массе. Однако, программа партии – это не популистский лозунг, рассчитанный на то, чтобы народу понравиться. Программа партии – строгий научный документ, содержащий в себе стратегическую цель.

        Я думаю, такая ситуация возникла и в связи с недостаточно глубоким пониманием диалектики Г. Гегеля, и нетворческим подходом к учению К. Маркса. Коммунизм нужно понимать не только как  результат – бесклассовое общество социальной справедливости, но, что очень важно, как прогрессивное, коммунистическое движение, бесконечный процесс самосовершенствования и совершенствования окружающего нас мира. В этом смысле коммунизм даже более понятен и привлекателен, нежели результат, поскольку он и реален, и действителен здесь и сейчас.

       «Обновлённый социализм», если следовать марксистско-ленинскому учению, всё-таки, не цель и конечный результат, а переходный период от капитализма к коммунизму. Человечество не может постоянно находиться и жить в коридоре. Для жизни нужна комната: либо та, что лучше, либо та, что похуже.  Социализм – первая фаза коммунизма, всё равно, что незрелое яблоко: его можно есть, только оно зелёное и  кислое.]  – Курсив мой (Андрей Зуев).

3.
1. Завоевание, удержание и использование государственной власти в интересах пролетариата, трудящихся народных масс.

2. Осуществление диктатуры пролетариата, в том числе, через диктатуру отдельных лиц.

3.  Организация политической, идеологической и экономической деятельности в государстве.

4, Осуществление пропаганды и агитации, внесение в сознание трудящихся масс идеологии пролетариата, основанной на высшей научной теории марксизма-ленинизма.

5. Творческое развитие высшей теории общественного развития.

6. Теория и практика коммунистического строительства.

7. Коммунистическое воспитание.

       [По Марксу, человек есть продукт воспитания и обстоятельств. «Воспитать человека, значит, создать в его сознании те перспективные пути, по которым живёт и развивается завтрашняя радость» - А.С. Макаренко. Есть объективная необходимость обеспечить сознательную индивидуальную и коллективную человеческую жизнь высокой духовностью (идеалом), таким качеством сознательного бытия, которое наделяет человеческую жизнь, и всё, что с ней связано, радостью и высоким смыслом целесообразного существования. Одухотворённость, содержащаяся, в том числе, в понятиях «счастье», «смысл жизни», «социальный идеал», и вера в них, являются дополнительным мощным стимулом к преодолению трудной действительности, стимулом к борьбе, к активной жизненной позиции. 
       К большому сожалению, теория (и практика) индивидуально-личностного развития сильно отстаёт от высокой теории  общественного развития, над которой очень добросовестно поработали  её основоположники:  Маркс, Энгельс и Ленин.  Это обстоятельство способствовало развитию объективного противоречия двух моментов (индивидуального и коллективного) единого целого социального бытия    до состояния  общественно-значимого конфликта. Между прочим, уже создан прецедент, который можно назвать первой научной попыткой разрешения конфликта между личностью и обществом в процессе движения от личности к обществу.

       Король маленького тибетского государства Бутан подарил своим гражданам новую конституцию, гарантирующую его жителям право на Счастье. Можно, конечно, с юмором отнестись к такому нововведению. Однако я усматриваю в этом реальную возможность возникновения консолидирующей национальной идеи, которой смогли бы воспользоваться коммунисты. Впервые в мире к «счастью» отнеслись очень серьёзно и сделали попытку перевести это понятие из иррационально-эмоционального в категорию политическую и философскую. Таким образом, индивидуальная мировоззренческая концепция  «счастье» (как понятие),  могла бы быть гармонично вписана в теорию общественного развития,  в качестве национальной идеи. – Курсив мой (Андрей Зуев).