Современное коммунистическое движение. и. м. герас

Зуев Андрей Яковлевич
Современное коммунистическое движение

  К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 03.02.2016 года. Пос. Сылва, Пермский край.

 Лекция от 26.11..2014 г: "Современное коммунистическое движение". 1-е отделение.  Иван Михайлович Герасимов - кандидат технических наук. Аудио-версия  - See more at: http://www.len.ru/red-univer2014-11-26#sthash.93Uw8LAz.dpuf
 
Вопросы к лекции "Современное коммунистическое движение":

Первый вариант
1. Что такое экономизм?
2. В чем интересы рабочего класса?
3. Насущные и коренные интересы рабочего класса.
4. Борьба экономическая, политическая, идеологическая, ядром которой является борьба теоретическая — единство и особенности.
5. Особенности коммунистического движения в Новороссии.

Второй вариант
1. Политические требования как выражение экономических интересов класса.
2. Противоречия российского профсоюзного движения.
3. Понятие коммунистического движения.
4. Проблема становления партии рабочего класса в современной России
     5. Особенности коммунистического движения в Новороссии.
(1)
       ЭКОНОМИЗМ. Э. - оппортунистическое течение среди русских социал-демократов в конце 19 - начале 20 в., считавшее, что рабочий класс должен бороться исключительно за улучшение своего экономического положения, а не за свержение самодержавия и политические права, и отрицавшее руководящую роль пролетарской партии. «…"Легальный марксизм", "экономизм" и "меньшевизм" представляют  различные формы проявления одной и той же исторической тенденции» - Ленин. «Основную борьбу против "экономизма", за создание самостоятельной политической партии пролетариата провела организованная Лениным нелегальная газета "Искра"» - История ВКП (б).

       «Он (Ленин) понимал лучше, чем кто-либо другой, что "экономизм" есть основная ячейка соглашательства, оппортунизма…» - История ВКП (б). "Экономисты" (Е. Д. Кускова, С. Н. Прокопович и др.) считали пропаганду социализма в России преждевременной, выдвигали в качестве главной задачи социал-демократии помощь рабочим в организации борьбы за улучшение их экономического положения, выступали против создания нелегальной партии. Призывали к объединению с либералами в борьбе за политические свободы.

        Данный термин используется в марксистской социологии в двух различных смыслах, но и в том, и в другом случае он имеет критический характер.  Во-первых, Э.,  в смысле экономического редукционизма,  означает объяснение любой социальной, политической и культурной деятельности с точки зрения экономического базиса. При этом, «надстройке» отказывается в какой-либо независимой роли. Экономизм также означает убежденность в том, что ключом к подчинению одного класса другим является организация производства.

        Во-вторых, в другом смысле,   этот термин широко используется в индустриальной социологии. Считается, что классовое сознание  и устремления рабочего класса характеризуются экономизмом тогда, когда активность рабочих направлена на улучшение их материальных условий при капитализме, а не на его ниспровержение. В этом значении данный термин сходен с используемым В.И. Лениным термином «тредюнионистское сознание» (Lenin, 1902).

(2)
       ИНТЕРЕС (от лат. interest – имеет значение, важно). И. социальный – это реальная причина социальных действий, событий, свершений, причина, стоящая за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями, намерениями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. В интересах усматривается  реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом. Мир духовный подчинён закону интереса.
 
       «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов… и лишь они играют главную роль»  (Гегель, Соч., т. 8, М.-Л., 1935, с. 20). «Экономические отношения каждого данного общества,- писал Ф. Энгельс,- проявляются, прежде всего, как интересы»  (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18, с. 271). Содержание коренных классовых интересов гораздо шире, нежели экономические потребности этого класса. В социальных интересах закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

       Имеется тесная связь интереса и идеологии. «”Идея”   неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от “интереса”» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., там же, т. 2, с. 89). В.И. Ленин писал, что «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» (ПСС, т.23, с. 47). Анализируя соотношение интересов, В.И. Ленин писал: «С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения…» (ПСС, т. 4, с. 202).
 
 (3)
       Насущные интересы рабочего класса – это, прежде всего, интересы экономические, которые обеспечивают существование и  воспроизводство его рабочей силы. Коренные интересы рабочего класса связаны с политической борьбой за установление диктатуры пролетариата.  Коренные интересы рабочего класса, в итоге, состоят в достижении полного благосостояния и всестороннего одухотворённого развития каждого члена общества диктатуры пролетариата.


       [«Благо» в этике и философии, это то, что заключает в себе определённый положительный смысл. Аристотель различает блага трёх родов: телесные, внешние и душевные. «Состояние» – это категория научного познания,  выражающая процесс изменения,  развития вещей и явлений, который, в конечном итоге, сводится к изменению их свойств и отношений (философский энциклопедический словарь, 1989 г.). Таким образом, благосостояние, или состояние блага, не фиксирует благо в форме, только лишь, определённого перечня удовлетворяемых потребностей, а предполагает  дальнейшее развитие влечений с изменением их свойств и отношений. 

       Отсюда, с точки зрения диалектической логики, видится необходимой, естественно вытекающая из первой, вторая часть фразы: «… и возможности для полного всестороннего развития каждого члена общества». Благосостояние – это, прежде всего, состояние  физического, психического и социального благополучия (комфорта). В этом смысле, оно почти совпадает с определением здоровья, которое дано Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

        Состояние блага содержит в себе два противоположных момента: объективный и субъективный – эмоционально-иррациональный. Эмоция, определяемая как элементарная оценочная реакция, в благосостоянии выражается удовольствием и сопровождается чувством переживаемого счастья. Благосостоянию очень сложно дать оценочную характеристику с помощью слов «полное» или «неполное» в связи с наличием не всегда совпадающих позиций (очень важно, чтобы они гармонично сочетались): индивидуальной мировоззренческой концепции и теорией общественного развития. Желаемое и достигаемое – не одно и то же. В итоге,  оно либо есть, либо его нет. Словосочетание «полного благосостояния»  имеет, скорее всего, эффект усиления внушающего, агитационного воздействия, нежели смысловое значение.

        Категория «возможного» вносит в смысл фразы элемент неопределённости, осторожно подчёркивая большое «расстояние» между предполагаемым (возможным) и действительным. Всестороннее развитие поглощает значение слова «полного», употреблённого второй раз. Формулировку можно было бы упростить без ущерба для её смысла: «Достижение полного благосостояния и всестороннего развития каждого члена общества». Я бы добавил  ещё одно слово, без которого вся фраза и её программная направленность в современной теории общественного развития теряет Высокий Смысл. Это слово – «одухотворённость».

        Под одухотворённостью следует понимать такое качество сознательной жизни, которое наделяет человеческую жизнь и всё, что с ней связано, высоким смыслом целесообразного существования. В окончательном варианте,  я бы предложил уточняющую краткую и ёмкую формулировку, отвечающую запросам сегодняшнего дня: «Достижение полного благосостояния и всестороннего одухотворённого развития каждого члена общества». 

       Таким образом, изменилось не содержание гениальной Ленинской мысли, а форма её изложения, форма, по моему убеждению, более соответствующая содержанию. Впрочем, эта новая форма, всё-таки, изменила и содержание, в котором отражена развивающаяся и, поэтому, новая сущность – одухотворённость. В социальном бытие наблюдается интересная тенденция: форма становится всё более содержательной, обеспечивая людям Смысл жизни, в то время как, содержание – всё более формальным. Другими словами, имеет значение не сам факт жизни, а то, как её прожить, не «просто жизнь», а её Высокое Качество. Мы понимаем уже, что жизнь-вообще смысла не имеет, но жизнь человека без Смысла невозможна.

       Благодаря этому качеству сознательной жизни, жизнь человека приобретает Смысл. Вполне доказательно, правда, с преодолением психологического барьера, понятия «Счастье» и «Смысл жизни», из    эмоционально-иррациональных,  могут быть переведены в разряд научных,  философских и, даже, политических категорий.   Уже есть прецедент. Король государства Бутан подарил своим гражданам новую конституцию, в которой прописано право на счастье.   Вот и наступил момент времени в наших рассуждениях самый благоприятный для обращения к понятиям, отражающим суть (содержание) одухотворённости: Счастье, Смысл жизни, Любовь, Социальный Идеал, Патриотизм, Революция.

       По определению, человек (Homo sapiens) – это человек разумный. Качество, которое отличает социальную форму движения материи от биологической, связано с сознанием. Жизнь со знанием (со смыслом) является определением социальной формы движения материи. Это качество социальной жизни, которое «в-себе, в простом нечто и находится в единстве с другим моментом этого нечто с в-нём-бытием»,  не изменяется в изменениях.

        Жизнь со смыслом делает человека человеком.  Сама по себе, биологическая жизнь не смотря на животные инстинкты, ещё не является достаточным основанием к преобразованию негативной социальной реальности. Для возникновения в мозге человека волевого импульса порождающего волевое действие необходимо наличие функциональной психофизиологической доминанты, которая имеет рефлекторную основу. 

       Способность человека  с Высокими Идеалами к чётким оценкам и суждениям, определяющая активную жизненную позицию, таким образом, имеет физиологический, рефлекторный уровень психического процесса  - мышления.   По этой причине, одухотворённые понятия «Счастье», «Смысл жизни и вера в него, становятся дополнительным мощным стимулом к преодолению трудной действительности, а «… идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой».

       Мы знаем, наверное, что Смысл жизни состоит в её дальнейшем развитии. Применение этого знания к развитию общества означает, что и Социальный Идеал предполагает в общественном бытие непрерывный революционный процесс. Таким образом, определением Смысла жизни и Социального Идеала является движение развития, то есть, самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира. Это единственно возможное определение   двух очень важных одухотворённых понятий.

       Благосостояние или, что то же самое,  Счастье, есть одухотворение сознательной жизни, связанное с непрерывным удовлетворением высшей эстетической потребности человека – потребности в Смысле жизни. Смысл жизни (Социальный Идеал) в одухотворённой жизни достигается постоянно и не заканчивается никогда. Основополагающая (экзистенциальная) установка личности (общества) на самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира делает человека счастливым всегда и вопреки трудным жизненным обстоятельствам, а общество - социально благополучным. Свободное развитие каждого, в таком случае, становится условием свободного развития всех.

       Ссылаясь на всё, о чём сказано выше, можно уверенно ответить на вопрос: «Почему при капитализме невозможно достижение полного благосостояния и всестороннего одухотворённого развития каждого члена общества?».  Это невозможно не по причине экономической неразвитости капитализма, а по причине реакционности буржуазной идеи, препятствующей дальнейшему одухотворённому развитию человека и общества. Отсутствие Смысла жизни и Социального Идеала капитализм стремится заменить духовным суррогатом (извращённым пониманием свободы и других жизненных ценностей, культом потребления и наживы, изощрённой ложью, упрощением и низведением Высокого Смысла до уровня биологических потребностей).] – Андрей Зуев (курсив мой).

(4)
     Все способы борьбы - экономическая, политическая, идеологическая,  теоретическая – взаимодействуют между собой и находятся в единстве. Разумеется, высшая теория общественного развития – марксизм-ленинизм -  формирует идеологию политической борьбы и философию социального оптимизма.
(5)
       Коммунистическое движение в Новороссии, на мой взгляд, не имеет серьёзного политического веса. Конечно, в экстремальных условиях жизни общественное сознание созревает и проясняется быстрее, однако, для усвоения высшей теории общественного развития, коммунистической идеологии борьбы и пролетарского интернационализма в условиях ужаса войны, голода, холода и лишений, нет времени и многих других возможностей. Вернее всего, как и в России, в Новороссии установится буржуазная диктатура в форме буржуазной демократии. Коммунистическое движение будет, таким образом, развиваться медленно совместно с Российским коммунистическим движением. – А.З.

      
.


.
.