Следственная ошибка

Ирина Бурыкина
     Говорят, что у каждого врача есть свое маленькое кладбище, а я скажу, что оно есть у любого из нас, где бы и кем мы ни работали. Это груз наших ошибок, который тяжким бременем лежит на душе и давит, сколько бы лет ни прошло.
     В моей жизни ошибок тоже было немало, но одна из них до сих пор жжет память. Я никогда и никому о ней не рассказывала. Это было много лет назад. Я только окончила юридический институт и получила направление в город, славившийся своей криминогенностью. Практики у меня  никакой, зато красный диплом свидетельствовал о хороших теоретических знаниях. Остальное было делом наживным. Мне предстояло работать в следственном отделе милиции.
     Следователей катастрофически не хватало, а дел было невпроворот. Не удивительно, что вскоре мне поручили расследование очень серьезного преступления, о котором писали тогда во всех газетах. Семьи у меня в то время еще не было, и я с головой погрузилась в работу, засиживаясь в кабинете допоздна.
     Подозреваемым по делу проходил мужчина средних лет, который все время твердил, что он не виновен, что милиция идет по ложному следу, упуская настоящих преступников. Однако все улики свидетельствовали против него, а алиби у мужчины не было. Я сделала все по закону, и человек сел на скамью подсудимых. Его признали виновным и дали большой срок. Коллеги поздравили меня с удачным дебютом, мне прочили досрочное присвоение очередного звания, новые звездочки на погонах.
     Не скрою, поначалу я была рада, что опасный преступник оказался там, где ему и положено быть – за решеткой.  Но вот однажды я получила от него письмо. Оно не содержало ничего оскорбительного в мой адрес, только он по-прежнему утверждал, что не виновен, преступления не совершал, хотя доказать это не смог. Я не стала вступать с ним в переписку. Из заключения обычно пишут очень умные письма, стараясь оказать влияние на нашу психику и оправдать себя.
     И вдруг через год неожиданно открылись новые обстоятельства, когда я занималась совершенно другим делом, не имеющим к первому никакого отношения. И я поняла, что тогда, год назад, с моей помощью осудили невиновного человека.
     Не долго думая, при первой возможности,  я взяла кратковременный отпуск за свой счет «по семейным обстоятельствам» и поехала в зону. Добилась свидания. Что это была за встреча! Я просила прощение, и мы оба плакали. Он старался незаметно стряхивать набегавшие слезы, а я рыдала, не стесняясь. Нам дали возможность поговорить, и мы еще раз, теперь уже как единомышленники, обсудили все обстоятельства дела.
Потом я приложила много усилий, чтобы его оправдали. Писала в надзорные органы, добивалась пересмотра дела. Мы еще раз встретились после его освобождения. Он уезжал из города, где безвинно пострадал, и пришел проститься. Больше я о нем ни разу не слышала.
     Моя жизнь сложилась более-менее удачно. Из милиции я ушла  и переквалифицировалась в адвоката. Разных за свою жизнь приходилось защищать людей и правых, и виноватых. Уж такая профессия. Печальный опыт научил меня одному – легких побед не бывает. Не всегда надо верить тому, что кажется очевидным и лежит на поверхности. Человеческую  судьбу легко сломать, помочь гораздо сложнее.