Детские рассказы. Наш сплочённый Восьмой Вэ

Александр Владимирович Клименко
Детские рассказы. Наш сплочённый Восьмой Вэ.

Это было в 1970 году в конце года. Мы учились в 8 классе средней школы №10 в городе Ялта. Я уже рассказывал, какой сплочённый и демократичный был наш класс. Мы верили в социализм, но посмеивались и иронизировали по поводу бесконечных съездов партии и надоевших выступлений членов ЦК. Но сейчас не об этом…
В наш класс пришла новая ученица. Её семья переселилась в Ялту, на постоянное жительство, не знаю откуда. Её звали Надежда Константинова. Прошло только несколько дней, как она появилась в нашем дружном классе.
У меня был любимый учитель – это физик Владимир Святославович. Очень умный человек. А я был у него на то время любимым учеником, как мы тогда считали.
Если сказать честно, то в школе я не был примерным. Не был отличником. А был во многом разгильдяем. Точные науки давались мне без каких-либо проблем, а гуманитарные предметы я считал излишней обузой для себя. По физике и математике я участвовал в олимпиадах и в городе был победителем.
Камкин Владимир Святославович не лишён был юмора, как и все умные люди. И вот… Он задал всем восьмым классам одну задачку. И предупредил, что на следующем уроке всем будет ставить за неё оценку.
Так уж случилось, что эту задачку решил только я.
Теперь следует немного сказать о моём друге-однокашнике, с которым мы сидели за одной партой. Его звали Саша Скугоров, а кликуха у него была Котя. Чувствуете как прозвище говорит о человеке? Кличка подходила. Но кроме похожести на повадки кошек, Саша был умный мальчик и хорошист. Он ровно без фанатизма успевал по всем предметам и был одним из лучших учеников нашего класса. И, кроме того, он был моим переводчиком, потому что понять мои сокращения и каракули в школе мог только он. Но Саша никогда не списывал у меня бездумно. Он если сам не понимал решение, то всегда разбирался со мной. Так и в этот раз.
Камкин, которого между собой мы называли Комок, всех изрядно напугал. Мы знали, что он не шутит и оценки будет выставлять серьёзно, а на носу уже конец полугодия.
Я принёс в школу решение задачи, всё объяснил Коте. А Саша переписал и перевёл на обычный язык моё решение. Дальше у Саши списали ещё несколько человек, у тех другие и т.д. К уроку физики все ученики 8-х классов имели решение трудной задачи. Многие не только списывали, но старались и разобраться. И этот процесс тоже шёл лавинообразно.
Настал черёд и нашего класса. Камкин сначала рассказал новый материал, ответил на вопросы, и мы уже решили, что он забыл о своей угрозе. Но оставалось ещё время и для опроса.
Камкин, хитро улыбаясь, задал сакраментальный вопрос: «Ну, кто решил задачку?»
В классе наступила тишина. Только я и Константинова подняли вверх правую руку. Надо пояснить. Мы были не только сплочённым, но и справедливым классом, поэтому все кроме меня руку не поднимали. Решил задачу, только я один.
-Так, Саша, с тобой понятно. Надя иди к доске и расскажи решение задачи – сказал учитель.
Надя вышла к доске и написала решение задачи и объяснила его. Она получила пятёрку.
-У кого нет решения задачи или кто его не понимает? – спросил Владимир Святославович.
Решение было у всех и желающих, разбираться с задачей к концу урока не было.
Никого я не подговаривал, никто не сговаривался, но с Константиновой ребята нашего класса перестали общаться.
На следующее утро Надя подошла ко мне и извинилась. Это был тот случай. Когда отстояли интеллектуальное право собственности, хотя ничего подобного нам тогда и в голову не приходило.
На следующем уроке с усмешкой физик сообщил, что это был эксперимент, а задачу он взял с физической олимпиады повышенной трудности.
Думаю, эксперимент сорвался из-за взаимовыручки учеников.