Собачье сердце

Лауреаты Фонда Всм
АЛЕКСАНДР КОЛУПАЕВ - http://www.proza.ru/avtor/kf1950 -  ТРЕТЬЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ «ЛАУРЕАТ 33» МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

   В свой третий стройотряд я, поехал комиссаром. Должность не особенно выдающаяся, но хлопот – через край! Вся общественная работа студенческого строительного отряда лежала на мне. Кроме тех, прямых обязанностей: умения ловко класть кирпичи один на один, при этом, не забывая прослаивать их раствором, замешивать бетон и штукатурить  стены, должны мы были делать многое.
  Короче: если в отдалённое село приезжал стройотряд, жизнь сразу менялась. Привозили мы с собой кучу книг, две специально подобранные девчонки разворачивали летний лагерь для местной детворы, со всеми вытекающими «мелочами». Хлопотными и занудливыми донельзя! Тут тебе и организация питания, спортивные секции, экскурсии, ой, да перечислять и то устанешь!
   Лежала на комиссаре отряда ещё одна обязанность – культурный досуг местного населения. О танцах я умолчу, мы и сами по молодости были не против этого, а вот два концерта за сезон – вынь да положи! Вот с этих концертов и случилась моя поездка в районный штаб студенческих отрядов.
    Отмотаю время немного назад. С месяц мы, ударными темпами вкалывали на объектах. Всё утряслось, образовалось и даже успели мы порадовать местное население концертом. Так как население было преимущественно коренное и почти всегда пользовалось  своим языком, то и концерт в большинстве своем мы вели на казахском. Среди  казахов нас было как в анекдоте: «да тут всего трое русских – я, Шмит и Шнайдер», вот и приходилось заучивать монологи на незнакомом языке, в разговоре путая глаголы и выдавая страшный акцент. Однако был у нас несомненный плюс: двое наших ребят выросли в казахских аулах и казахский был для них родным. Они и сподобили сыграть меня роль любимца местного фольклора – безбородого обманщика Алдара-Косе.  Был этот персонаж остёр на язык, жизнерадостный и неунывающий плутишка.
   Смастерили из пакли рыжий парик, напялили его на меня, дали с пяток реплик, чтобы я, с перепугу, не забыл  слова, написали их на обороте плакатов и добровольные помощники во время выступления, показывали мне их из-за кулис сцены местного клуба. Сказать, что наши сценки произвели настоящий фурор – это мало! Публика пластом лежала от смеха! Помог мой до безобразия смешной акцент, а может, и зрители  подобралась из сплошных ценителей юмора, так или иначе, но номер наш проходил в число выступлений районного концерта.
  Утрясти все детали, а заодно и кое – какие  мелочи, отправились мы в районный посёлок. Отправились вдвоем – я и отрядный мастер, как правило, их подбирали из местных и наш, был не исключение. Жил он в посёлке. Имел в пользовании автомобиль, надо сказать – роскошь по тем временам, вот и договорились мы, переделав все дела, вернуться обратно на нём засветло. А так как дело уже шло к вечеру, то, мои дела закончились раньше и насвистывая какой-то популярный мотивчик, я шёл к его дому – месту нашей встречи.  Срезая угол, решил пройти через пустырь. Местная власть, движимая заботой о полноценном отдыхе своих односельчан, решила облагородить пустырь и разбить там парк. Часть кустарника,  кучи мусора и всевозможный хлам, сгребли бульдозером в кучи, да так и бросили.
   Может заботы о благе односельчан, не хватило, а может денег, кто его знает!
Почти на середине пустыря, мне под ноги выкатилась собака. Признаться, я немного оробел: всё-таки помесь овчарки и дворняжки: крупная, рыжеватая псина с чёрными подпалинами.
 Однако через некоторое время, робость моя прошла. Собака вела себя странно: повизгивая, виляла хвостом, отбегала в сторону кучи мусора, и казалось, звала за собой.
  - Ну, что у тебя там? – попытался успокоить я её, - Щенята?
  Собака, словно понимая мою речь, радостно тявкнула, шустро перемахнула почти через метровый вал и появилась оттуда со странным предметом в зубах. Поначалу мне показалось, что она тащит кусок сине-красного мяса, с какой-то волочащейся по полу кишкой, однако заметив, маленькие, розовые ступни, я ахнул и замер от изумления.
  Это был новорождённый ребёнок! Собака, подбежала ко мне и положила к ногам «это».
    Всё еще не веря в реальность происходящего, я осторожно наклонился  и потрогал тельце. Оно было теплым. Собака, радостно завиляла хвостом и лизнула мне руку, потом несколько раз лизнула спину младенца.  Откуда беззаботному студенту было знать, как обращаться с новорожденными?
   Я осторожно перевернул ребёнка на спину. Сморщенное и красное личико было в пыли, прошлогодние веточки и листья прилипли даже к векам. Выхватил носовой платочек, протёр посиневшие губы. Ребёнок слабо пискнул. Живой! У меня радостно забилось сердце. Сбросил с себя светло-зелёную, студенческую штормовку, расстелил на земле и бережно перенёс младенца на неё. Замешкался, так как не знал, что делать с пуповиной. Мне она показалась толстой и длинной, наверное, от налипшей грязи. Брезгливо взял её рукой и положил рядом.  Придерживая головку младенца, взял его на руки и поспешил к дому мастера. Собака, поскуливая, бежала рядом, забегала вперёд, подпрыгивала на задних лапах, норовила лизнуть, а может и убедиться, что он в этом свёртке.
     Немного не  дойдя до крайнего дома, увидел, что автомобиль движется мне на встречу.
   - Щенка никак нашёл?  - высунувшись в окно, осведомился мастер.
  - Ага, щенка, вот смотри! – я отвернул край куртки.
  - Твою мать! -  отшатнулся мастер, - Где взял?!
  - На пустыре, вот собака вынесла…  - простодушно ответил я и кивнул на собаку крутившуюся рядом. – Что будем делать?
- Что, что! Он живой?
 - Живой, - подтвердил я.
 - Тогда, давай в милицию!
  Я сел на заднее сидение, и машина рванулась с места, набирая скорость.
   - Мурат, стой!
 - Чего ещё?!
  - Собака…
  А заботливая «мама» младенца, поджав уши, изо всех своих собачьих сил, мчалась следом  за нами.
 - Что нам с ней делать? – осведомился я у мастера.
 - А ничего, зови её в машину, она заслужила право на хорошую жизнь!
  Стоило только мне открыть дверцу, как собака, резво прыгнула вовнутрь и словно всё время только что и делала, как каталась в автомобилях, легла на сидение, положив лобастую голову на лапы.
 - Вот и умница! – похвалил я ее, погладив по всклоченной старыми репьями спине.
  Она облегчённо вздохнула и, понюхав свёрток, ткнулась мне носом в руку.
   В отряд мы попали ночью. В милиции нам устроили форменный допрос: где взяли, кто нашёл, как всё было. Вывезли на место, там осмотрели и перерыли все, что можно было. Что-то рисовали, фотографировали, взяв все мыслимые и не мыслимые,  данные отпустили с миром. Однако не совсем с миром – на завтра приехали в отряд, опросили всех ребят, привезли с собой медика и та, «побеседовала с девчатами»
 Дня через два, нашли и нерадивую «мамашу». Пятнадцатилетняя девчонка, родила сына и просто выбросила его на свалку.
   Суд состоялся через месяц. Выступили мы в качестве свидетелей, стоя заслушали приговор – три года условно, да и вернулись в стройотряд.
   А что собака? Жила у нас до окончания стройки. Всеобщая любимица, отъелась, стала гладкая да весёлая. Когда уезжали,  резво носилась между нами, тявкала и ластилась. Мастер взял её домой. Потом спрашивали мы у него - живёт у родителей, ощенилась, оставили себе они щенка, остальных разобрали односельчане.
  Вот  такая история….
  Не хотел я писать о ней, да и тяжело на душе от таких воспоминаний.   Три месяца назад постучался ко мне в дом мужчина, лет сорок пяти, может, чуточку старше. Подтянут, чёрные волосы, строгий взгляд раскосых глаз, смуглая кожа. Светло синяя форма выгодно подчёркивала его фигуру.
  - Здравствуйте, - безукоризненное произношение русского языка, - Вы, - и называет мою фамилию.
 Кивнул и подтвердил, что перед ним, тот, кого он ищет. Он вынул из спортивной сумки свёрток и протянул его мне:
 - Я привёз вам вашу вещь!
 Зелёная стройотрядовская куртка.
 - Э-э-э…. Так её мне в милиции не отдали…. – начал догадываться я: вот и название нашего стройотряда и вот и вышитое слово: «Комиссар».
 - Это моя первая пелёнка. А вы – первый человек, который взял меня на руки! – он порывисто шагнул ко мне и обнял.
  Помолчали.
- Я  вас искал. Тогда меня поместили в детский дом. Моя – он запнулся, - «мама», ну та, которая меня родила, уехала в город, там и спилась – мой гость немного помолчал,
 - Умерла, когда мне было шесть лет. В ауле осталась бабушка. Она навещала меня, всего один раз. Обещала забрать к себе, да вот что-то не вышло у неё, старенькая была…. Успела передать с аулчие, односельчанином значит, письмо. Из него я и узнал имя мастера вашего стройотряда. Дальше – проще, узнал от него фамилию и ваше место жительства. Представляете, мама мастера, очень хотела забрать меня к себе. Не получилось. Бабушка бумаги на усыновление собирала….  Вот она и забрала вашу куртку, хранила её и передала мне.  Выходит, что вы – самый близкий мне человек! Разрешите называть вас отцом?
  Я, проглотив подступивший к горлу ком, в ответ, только кивнул головой.
   Мы проговорили с ним до поздней ночи – завтра ему надо было на работу.  Всё у него сложилось неплохо. Окончил училище, выучился на помощника машиниста, что интересно – оказывается:   нигде не учат на машинисты тепловоза! Сначала – помощником и только через практику вождения и стаж работы – присваивают звание «машинист тепловоза».
   Водил он уже и пассажирские составы, да и жил рядом – в двадцати километрах от меня в посёлке, рядом с железнодорожным вокзалом. Женат, трое детей. Старшая дочь, уже окончила институт. Один сын – спортсмен, второй – компьютерный гений. Жизнь, одним словом, удалась!
   Жена у меня – золото! Она была со мной в том стройотряде, историю эту, знала и помнила хорошо.
  Наутро уезжал от нас наш гость, загрузив пол багажника домашних солений – варений и прочих гостинцев. Расстались ненадолго – через неделю, уже мы гостили у него дома. Да что там, гостили, были почётными гостями! Сидел я во главе стола, смотрел на  людей сидящих рядом и думал: «Какие к чёрту национальные распри? Жена у Амира – татарка, вон - сидят его друзья: немец, украинец, кореец и наполовину узбек. Поют песни, едят плов и бешбармак, пьют водку, закусывая солёными огурчиками….»
   Мои мысли прервала крупная рыжеватая псина. Она обнюхала мои ноги, повиляла хвостом и, лизнув руку, села рядом.
  - А это Альма – приёмный сын потрепал её по загривку. – Она очень умная, а ты знаешь, ата, это праправнучка той собаки, которая когда-то нашла меня! Доброе у неё сердце!