Стивен Содерберг. Англичанин The Limey, 1999

Бушный Дмитрий
Стивен Содерберг — человек-оркестр: продюсер, режиссёр, сценарист, оператор, монтажёр. Иногда даже ещё актёр и композитор. Творчески раскрепощённый кинематографист, постоянно двигающийся вперёд и не почивающий на лаврах успеха прошлого.

Хитовой трилогией про "друзей Оушена" Содерберг продемонстрировал, что способен делать кассовое кино. Но предпочитает работать в независимом, авторском кино. Экспериментировать. Может, не всегда удачно. Но креатив и оригинальность у Содерберга всегда присутствуют. Поэтому его недавнее заявление, что он уходит из кино, меня сильно огорчило. Для мирового кинематографа это стало бы потерей... Потом, правда, выяснилось, что Содерберг уходит из кино, чтобы... работать над телепроектами. Мол, там творческая свобода больше. В общем, просто попугал.

За год до триумфального "Траффика" Содерберг снял "Англичанина". Если ознакомиться с кратким содержанием фильма, то вряд ли возникнет жгучий интерес смотреть: немолодой англичанин, вышедший из тюрьмы после длительного заключения, отправляется в Лос-Анджелес, чтобы отыскать/наказать людей, виновных в смерти его дочери. Она погибла, пока он отбывал срок...

Кино про месть героя-одиночки — сюжет заезженный. Но в "Англичанине" он звучит по-новому: с помощью виртуозного монтажа Содерберг жонглирует хронологией, создавая сновиденческую атмосферу. Похожая техника монтажа мне встречалась в фильме "В упор" ("Point Blank", 1967). Но там она использовалась скупо. А в "Англичанине" Содерберг довёл её до совершенства и сделал ключевым приёмом повествования. И смотрится это чертовски классно! История обретает многослойность, переходя из банальной криминальной драмы в разряд притчи о возмездии.

Однако увлекательно рассказанная история не работает без хорошей актёрской игры. И с этим в "Англичанине" полный порядок. Теренс Стамп незабываем в роли протагониста Уилсона. В прошлом восторгался работой этого британского актёра в другом фильме — "Коллекционер" ("The Collector", 1965). И вот, спустя 34 года после "Коллекционера", Стамп опять демонстрирует высший пилотаж. Также фееричен Питер Фонда в роли обаятельного, трусливого подонка-антагониста.

Напоследок из креативных находок Содерберга в "Англичанине" хочется отметить представление антагониста. Оно сделано в виде краткого клипа под музычку из 1960-ых. Оригинально и остроумно.


Любопытные факты:

• Сцены-флэшбэки, показывающие протагониста Уилсона в молодости, позаимствованы из режиссёрского дебюта Кена Лоуча "Бедняжка" ("Poor Cow", 1967). В этой киноленте играл молодой Теренс Стамп.

• Ближе к финалу фильма персонаж Питера Фонды смотрит по телевизору передачу с участием Джорджа Клуни. Клуни играл главную роль в предыдущем фильме Стивена Содерберга "Вне поля зрения" ("Out of Sight", 1998).