Снежный плен

Нина Петровна Смирнова
       Удивительное превращение дождя в снег, белый, чистый и пушистый – явление необыкновенное! Вчера все вокруг было грязно-коричневого цвета, черные ветки голых деревьев гнулись на ветру, хлестко ударяясь о дома и ограды, будто маялись от жалости к себе, что так быстро промчалось лето. Зябко, ветрено и очень неуютно вокруг. Хочется спрятаться под крышу и прильнуть озябшими руками к протопленной печке-матушке и долго стоять возле нее, впитывая в себя ее тепло. В деревенском доме хозяйка – печь! Даже при современной цивилизации села, где есть и газ, и электричество, и все кухонные «прибамбасы» - ПЕЧЬ остается ГЛАВОЙ хозяйства. Цивилизация так часто отказывается работать в селе, так не надежна, что редко в каком доме отсутствует печь (хотя я знаю и таких горемык, пожертвовавших ею ради дизайна). А печурка безотказная и согреет, и покормит, она же полечит и дремой окутает. Хорошо с ней жить! За прошедшие несколько предзимних дней я в этом совершенно убедилась.

       Собралась я съездить в деревню на денек, увидев прогноз погоды в интернете на следующую неделю. Предсказывались морозцы до десяти градусов и более. А ехать было необходимо, так как мои розы надо было укрыть на зиму, соорудив для них воздушный туннель под толщей снега. Это мой первый подобный эксперимент и тут главное не упустить того момента, когда тепло уже ушло, но и холод не сковал голые веточки кустов. Так, прикрытые в прохладной темноте и под толщей снега, им предстоит выдержать все капризы зимы до первых теплых весенних оттепелей.

       Собралась я быстро, да еще с попутчиком, ехавшим туда же. Вот повезло! Выехали ночью.  Свет фонарей закончился уже за подмосковным Пушкино. Дальше непроглядная темнота, ни луны, ни звездочки. Дороги в Тверской области совершенно не освещаются. Только фары нашего автомобиля прощупывали перед нами полотно небольшого участка разухабистого шоссе, да встречные фуры обдавали нас ослепительным пучком света на несколько секунд, а шшшикнув колесами и, обдав сильным порывом ветра, забирали с его собой, оставляя нас снова с тусклым светом и темнотой, заполняющей все остальное вокруг нас.  Но добрались мы быстро и благополучно, думаю, потому, что всю дорогу не уставала шептать Иисусову молитву, как только замолкал наш разговор в салоне.

       Остановилась я у моего доброго и молодого друга, годившемуся мне во внуки. Я его иногда так и называла. Там меня ждали и встретили, так, словно было не три часа ночи, а ранний вечер. Никто еще не ложился спать, все были бодры и веселы. Вот что значит – молодость!  Мне выделили комнату и отправили спать. Видно вид мой был сильно «помятый». Провалилась я в сон мгновенно. Деревенский сон не сравнить с городским. Ти-ши-нааа… Тепло, уютно и смолистый запах дерева. Хорошо!!!

       Проснувшись довольно поздно, попив чайку по скорому, отправилась по слякоти в соседнюю деревню на свидание со своим участком.  Все здесь была так, как я оставила, уезжая в Москву месяц назад. Никто ко мне не лазал, ничего не сломано. Полный порядок и чистота.  Сочная зелень мха и травы, из-за тепла, контрастировала с черными ветками голых кустов и яблонь. Какая-то грусть читалась за всем этим, да еще мелкий колючий дождик безжалостно впивался в мою одежку, добираясь до самого тела. Плечи и спина быстро промокали, мне приходилось часто менять куртки. Растопив печку-галандку, развесила на ней «мокротень» и шла дальше работать.
         
       Казалось бы, ну что такое – прикрыть цветники? Накрыл и готово! Но, оказалось, работа эта кропотливая. Ведь все надо учесть.
Дождь и ветер, но главное, тяжесть снега. Чтоб не протекло, не раскрыло и не замерзло, не сломало под снегом. Под самые сумерки я справилась с работой и, снова закрыв, уже окончательно, дом, трижды перекрестив его, отправилась к своему другу на ночлег.

       Выйдя за калитку, я заметила, что капельки мелкого дождя превратились в льдинки, острые и хлесткие, прыгающие по моей одежде. Нужно было торопиться, быстро темнело, а грязная дорога, напоминающая жижу из песка и глины, чавкала под моими ногами. Оглядываясь по сторонам, я ощущала себя одиноким путником в огромной черной пустыни.  Скажу прямо – было тревожно. В дом я вошла совершенно мокрая от макушки до ног, то ли от страха, то ли от работы и была похожа на настоящую мокрую курицу перед тем, как ее общипывают.  Сняв на крыльце одежду, стряхнула ее, обдав все стены каплями оттаявших льдинок.

       Ввалившись в дом, сразу же прильнула к печке. Ох, как хорошо!!! Тепло, светло, уютно!!! Весь остаток дня провели за доброй болтовней, питьем крепкого горячего чая, игрой в лото и домино, вспоминая прошедшее лето, а еще детство. Замечательный, плодотворный и счастливый день!!! На душе так хорошо!!! Даже жалко было, что время отведенное на этот «вояж» так быстро пролетело. На завтра я рассчитывала отправиться восвояси и не загружать молодых друзей своим присутствием. Наметили выехать пораньше…


       Утро! Отдернув занавеску с окна – застыла в немом восторге!
БОЖЕ!!! Какая красота!!! Все кругом бело. Всюду снег. Перед моим взором лежала равнина, покрытая толстым слоем чистого снега!
 
       Деревья и кусты склонили свои ветви в почтительном и смиренном поклоне, провода между домами напоминали новогодние гирлянды, ели и сосны, безвольно опустили свои лапы-руки, под тяжестью снежных охапок. Все неподвижно. Ни ветерка, ни шороха. Природа, словно оторопела от чуда, так долго ожидаемого. И я тоже стояла неподвижно, боясь спугнуть что-то, что нарушит эту гармонию.

       Наконец, оторвавшись от этого зрелища, выхожу в кухню, нажимаю на кнопку чайника и…понимаю, что света нет! Ничего, думала я, скоро дадут электричество, тем более что мы к таким «сюрпризам» уже привыкли. Хорошо, что есть газ.
 
       После завтрака все вместе вышли на улицу полюбоваться красотой и поняли, что в Москву по такой дороге на летней резине не доедешь, а застрянешь, окурат, у самого нашего дома. Необходимо «переобуть» машину. Надо ехать в ближайший город, а это двадцать пять км. Отъезд в Москву был перенесен на следующее утро.

 
       Пока хозяина не было, я помогала по дому, чем и как могла, гуляла, фотографировала окрестности (ведь такой красоты в городе я не увижу), да и просто тихо сидела у окна и ждала и хозяина, и электричество. Но ни того ни другого – нет!  Плотная темнота навалилась сразу. Мы зажгли новомодный фонарь и, глядя на него, с тревогой ждали.
 
       Он появился мокрый, голодный и взволнованный, ближе к ночи. Глотнув горячего кофе, стал рассказывать нам о том, что вся дорога до Калязина была завалена согнутыми до земли и просто свалившимися деревьями, а кое-где дорогу перегородили упавшие столбы электропередач, еще сильнее запутав проводами этот хаос. Машины, рискующие быть раздавленными падающими от тяжести деревьями,  двигались черепашьим шагом. Водители, быстро выходили из своих «вездеходов» перед очередным препятствием собирались группами, чтобы оттащить, а если были пилы, то и распилить по частям огромные обломки.  Куда-то добраться по такой дороге было невозможно, надо расчищать завалы, помогая отряду МЧС, которые уже работали повсюду.  Одни на дороге – другие ликвидировали обрывы ЛЭП. Работа кипела.
 
       В такой ситуации люди мобилизуются сразу. Все стараются – нет пассивных и наблюдателей! Одна цель – одна задача!
         
       Постепенно, дорога принимала свой почти обычный вид, но глубокий и мокрый снег все равно не давал ехать быстро. Так, почти пешком и пробирался мой друг к цели – переобуть автомобиль на зимнюю резину.  В самый ближний город Калязин он так и не попал – перегородила дорогу свалившаяся линия передач. Пришлось развернуться на сто восемьдесят градусов и снова преодолевать преграды на пути уже к Талдому. Сделав, наконец, то, зачем ехал, ввалился в дом, гулко топая по деревянному настилу. Ну, слава Богу! Он дома! После его рассказа мы поняли, что электричества нам придется ждать долго.
 
         
       Так начался наш плен. Мокрый снег, налипший на провода, обломанные и склоненные от тяжести ветви высоченных деревьев стали причиной многочисленных обрывов сельских линий электропередач, что привело к трехсуточному отключению всего Калязинского района. 

       Мы сами стали решать проблему со светом и переходя от дома к дому искали обрывы, и как Иваны Сусанины пробирались по глубокому снегу, проваливаясь и набирая его в наши сапоги.  И, ведь, нашли-таки!  Мобилизовали молодежь, какая еще есть в такой глухомани, а мы, старики, поддерживали в них боевой дух, то горячим кофейком, то вкусными бутербродами, то анекдотами. Хорошо, что мы не стали дожидаться помощи извне (ведь не известно еще, когда она смогла бы к нам добраться). А без света в холод сидеть очень не уютно.

       Весь старший контингент с тревогой ждал результатов ремонта. Сидели тихо, внимательно прислушиваясь к тому, что происходит на улице. Ремонт линии ребята закончили уже часам к двум ночи, работая на улице почти половину суток. Подключили трансформатор и о чудо, деревня и не только наша, засветилась огнями. Вот был праздник!!!
 
       
       За время этой поездки я и поняла значение печки-хозяюшки. Добрая и горячая, она ждала нас к себе, готовая обогреть и утешить. И, греясь возле нее, мы не падали духом, а строили планы выхода из сложившейся ситуации.  Многое может человек сделать и много преодолеть, особенно когда знает, что есть у него дом, в котором его ждут и, в котором тепло.