Ох, уж эта женщина!

Галина Калина
Фаина Раневская родилась 119 лет назад. 65 лет спустя ей присвоили звание Народной артистки СССР - по совокупности достижений в искусстве. Через 15 лет после высокого присвоения она категорически отказалась праздновать свое восьмидесятилетие на  том основании, что "старость - это просто свинство".

Как- то раз , мне была предоставлена возможность поговорить с этой необычной женщиной .
С виду самая заурядная , но чем дольше я с ней вела беседу, тем росла моя уверенность в том, что внешность обманчива . Фаина была самобытной , яркой  и , как сейчас популярно говорить, НАСТОЯЩЕЙ. Она притягивала к себе внимание собеседника, который чувствовал приятное погружение в её размышления, саркастические замечания и неординарный юмор актрисы.
Вот так и я сидела напротив Фаины ,  поддерживая разговор.   В  её лице не было ничего кричащего.  Напротив , присутствовала некая простота , приземлённость и «раневский» шарм , свойственный лишь  ей.
Густые чёрные брови  выгибались дугой, когда она чему-то удивлялась. Взгляд был одновременно ласков ,игрив , задумчив. И пусть она смеялась , шутила , но не могла скрыть грусти и некой опустошённости в своих карих глазах. Щёки были пунцово –красные,  как –будто только с мороза. 
Затем мой взгляд упал на губы. До чего же они были хороши! Пухлые с чётким и строгим контуром , минимум помады …Интересно многих ли они завораживали? Многих ли волновали? Нет, я не решилась спросить у неё об этом , лишь поинтересовалась :

— Фаина Георгиевна, что такое любовь?
Раневская подумала и сказала:
— Забыла.
А через секунду добавила, улыбнувшись:
— Но помню, что это что-то очень приятное.
Её улыбка была настолько искренней,   никто и подумать бы не мог  , что ей грустно . Лишь глаза. Глаза выдавали её… После этого вопроса о любви, её уже со мной не было. Та самая «внутренняя Фаина» к этому времени копалась в обрывках воспоминаниях, каких-то образов, фраз… А мы продолжали разговор…
Внешность людей не была для неё приоритетом : «Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.»- говорила актриса. Ей нравилось беседовать с умными , творческими людьми , которые как раз и были теми «счастливыми обладателями» мозгов. Фаина Георгиевна очень гордилась тем ,что была лично знакома с  Мариной Цветаевой, Осипом  Мандельштамом, Владимиром Маяковским . Актриса любила читать Пушкина .
«У нас с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин.» – вспомнила  она и заправила непослушный локон за ушко, который выпал из её гульки.
Фаина говорила такими, на первый взгляд,  смешными фразами , как из хороших анекдотов. Но это были вполне серьёзные , осознанные слова .Её жизненный путь был нелегок,  и она всю  «дорогу» иронично смеялась над собой…
Раневская окинула меня печальным взглядом, улыбнулась и сказала на прощание : «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение. Запомни это!.»