Святочные треволнения

Нина Петровна Смирнова
       Встреча прошлого Нового Года была для меня совершенно необыкновенной.
 
       Казалось бы, предновогоднее настроение включает в себя предчувствие чего-то нового и счастливого, затаенную надежду и желание провести следующий год по-другому. А я, словно замороженная, несмотря на то, что за окном хлещет предновогодний дождь и несутся под зонтиками люди с пакетами, полными продуктов, будто окуклившаяся гусеница, висящая на тонюсенькой паутинке в дальнем углу сарая, не испытывала ничего этого внутри своей души. В ней было пусто и очень тихо. Сюда не проникало ничего извне. Изредка, выходя на кухню, смотрела на свою невестку, которая уже вторые сутки подряд готовила еду, стряпая, шинкуя и взбивая все подряд для праздничного стола длиною в восемь нерабочих дней. Неужели это все можно съесть? - где-то отозвалось во мне. Господи, помоги и помилуй!!!


       Вступление в свои права Нового Года я с дочкой отметила бокалом шампанского, шоколадкой и фруктами. Обе мы были тихими, уставшими от года минувшего, где остались и радость и огорчения, и беды. Но и за них, Господи, благодарю Тебя! Ведь все это нам на пользу и в научение.

       Посидев немного и покрутив каналы развлекалки-телевизора и, не найдя там ничего интересного, мы решили улечься «пораньше», хотя на часах уже было два.
       Молодые засыпают быстро – только голову преклони, а я под шум «праздничной канонады» никак не улягусь. Затем встала, заткнула уши бирушами, положила на глаза полотенце, свернутое в несколько слоев, чтобы не видеть яркие всполохи бесконечных фейерверков под самым моим окном и так «провалилась» в беспокойный сон пожилого, уставшего от всеобщей суеты, человека.
       В таком, не привычном для меня, «коматозном» состоянии я провела первые дни Нового Года. Мне не хотелось доже поздравлять никого с праздником, включив компьютер и взглянув в экран, через несколько минут появилось желание все выключить и просто сидеть и молчать. Все звуки, доносившиеся из соседних квартир, не доходили до моего сознания. Поговорка - «как об стенку горох» - это про меня.


       Но вот раздался телефонный звонок. Нехотя взяла трубку, досадуя на себя, что придется с кем-то разговаривать и «молоть» чепуху. Но в трубке тихим ручейком прозвучал голос Вари, моего дорогого человека. Душа, как-то обмякла и чувство досады тут же улетучилось. Обменявшись поздравлениями, она предложила мне поехать в паломническую поездку в Оптину Пустынь на Рождество Христово. Внутри меня затеплился огонек и я, конечно, согласилась. Жизнь преобразилась. Мысли заработали, делая отчетливые зарисовки будущей поездки.
 
       Рано утром 6-го января доченька повезла меня на своей машине в другой конец Москвы – в Ясенево, к храму апостолов Петра и Павла, который является подворьем Оптиной Пустыни. Полный автобус тронулся из Москвы в 7-30 и все мы сидели притихшие и довольные одновременно. Что нас ждет впереди?  Дорога, хоть и дальняя, но время прошло быстро, да и мне с Варенькой было отрадно снова оказаться рядом, ведь нас уже так много связывало, да и жизненные понятие наши очень близки.


       Впечатления от поездки остались незабываемыми. Нам все время несказанно везло. Куда бы мы с ней не направились, нам всегда удавалось быть одними из первых, минуя всякие очереди и толкотню. Как только нас устроили в гостиницу, мы сразу же отправились в Введенский храм поклониться мощам преподобного отца Амвросия, у главы которого неотступно стоял монах, читающий молитвы. Подойдя к мощам святого отца, сердце затрепетало, как воробушек. Вот здесь, под покровом, лежит человек, настолько смиренный и чистый, молившийся за всех людей, живших тогда, но  и молящийся теперь с высоты своей святой за нас, и за меня, недостойную, пришедшую сейчас к нему. Доброта и любовь разлита кругом. Она растворена в воздухе храма, она видна во взглядах монахов и посетителей. Здесь нет шума и беготни, даже самый скандальный по своему характеру человек, здесь, в Оптиной, становится смирным, вежливым и внимательным к таким же, как и он паломникам.
      
      
       Через некоторое время началась всенощная в Казанском храме. Служба – торжественная, праздничная! Все ждали, когда под высокими сводами храма раздастся радостная весть – ХРИСТОС РОДИЛСЯ!!!

       Мы стояли рядом с хором. Хор был особенный. В составе его было два монаха с необычными голосами, нигде не встречающимися. Каждый монастырь имеет свой хор и свое звучание. Хор в Отпитой, как бы народный, благодаря этим двум голосам, похожим на звук пастушьего рожка или волынки. Варя тоже дала свое определение звучанию хора – ярморочное или калядочное, что тоже верно.  Мы заслушивались их пением, таким родным, народным и все же церковным. 

       Нам необыкновенно повезло и с Исповедью! При таком скоплении людей нам удалось исповедаться одними из первых. Получив разрешение на причастие, да еще и гостинец  от отца Антония после окончания вечерней службы, мы, растроганные и счастливые, отправились в гостиницу и пару часов отдохнули на чистейших кроватях. В номере тишина, покой. К часу ночи вернулись в храм, где скоро должна начаться Литургия. Там еще везде стояли очереди к батюшкам на исповедь. И мы снова с изумлением отметили, что нам очень везет, словно кто-то взял нас за руку и ведет заботливо и бережно!!!

      Причастились мы Святых Христовых Тайн сразу после мужчин, поцеловав крест, довольные, направились в гостиницу. Нам еще можно было поспать несколько часов до отъезда из монастыря.Уже в автобусе, выезжая с территории Оптиной Пустыни, мы обе, такие счастливые и уставшие, вспоминали, как все у нас «гладко» получилось. Ведь мы всюду побывали, все успели и даже смогли сделать снимки на территории монастыря. И водичкой запаслись и просфорочки купить. Но вот Варя вспомнила, что перед самым отъездом звонила своему батюшке, сказав ему, что с подругой едет в Оптину и получила от него благословение на эту поездку. Тут она и поняла, что это батюшка молился за нас, и потому нам было везение и благодать!!! Так прошла наша паломническая поездка на Святое место – Оптину Пустынь!!!
 
       Живя полгода в деревне и не имея возможности посещать воскресные службы в храме, я, вернувшись, домой в Москву, стараюсь каждое воскресенье причаститься Тела и Крови Христовой. Благо сейчас это только приветствуется моим батюшкой Геннадием. Так, вернувшись из Оптиной в среду, я уже в воскресный день снова сподобилась подойти к Святой Чаше. А через пару дней еще один Господний праздник – Обрезание и вновь я надеялась удостоиться Святых Даров.
      
       Простояв службу и встречая Чашу с Дарами, скрестив руки и пристроившись к очереди, услышала слова моего батюшки, который сегодня вел службу – К Чаше подходят только те, кто выполнил три условия; исповедался на Праздник Рождества Христова, кто говел два дня и кто приготовился к Причастию. Сначала я ничего не поняла. Но что-то подсказывало мне, что я не имею право сегодня подойти к Чаше. Но что??? Стала оглядываться по сторонам и вижу, что очень многие вышли из очереди и стали по стеночке, хлопая от недоумения глазами. И только слышится шепот – Святки, Святки! Да! Вспомнила я, что сейчас идут святочные дни, в которые не полагается поститься! Почему же надо было говеть? Очередь сильно поредела, потому что готовых было совсем немного. Уходила после службы я сильно расстроенной. Как же батюшка с нами так поступил? Словно заноза засела в душе моей. Но что поделаешь? Решение батюшки для нас закон. Буду ждать следующей возможности и тогда обязательно причащусь. А следующий праздник уже рядом, не за горами – КРЕЩЕНИЕ, БОГОЯВЛЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Великий и радостный день!!!

       В пятницу 17-го января мне необходимо было выехать в Подмосковье на выручку к моей подруге. Каждый год она на 10-12 дней ложиться в клинику на обследование и это время я живу у нее, гляжу за хозяйством и животными. Дружим мы с ней уже лет 35 и наши дети уже не только выросли, но и стали дядями и тетями, но при первой же необходимости всегда выручаем друг друга, чем можем. У нее так хорошо! Тихо и спокойно, что в наше время так ценно.
 
       У меня же в квартире вечное движение и постоянное информационное поле. В каждой комнате есть по компьютеру, телевизору, сотовому телефону (и не по одному), которые пиликают, булькают, хрюкают, горланят, как оглашенные или трындят без умолку на все лады. Здесь же – красота! Вокруг великолепный лес, украшенный снегом. Ни ветерка. Трескучий, настоящий мороз. Готова земля к КРЕЩЕНИЮ!
       Приехав к ней в пятницу, я приняла пост №1, а подруга, сдав его, укатила в Москву готовиться к клинике. Оставшись одна, я сразу занялась хозяйством, а вечером ко мне зашла знакомая Татьяна, женщина, недавно пришедшая к вере и много времени посвящавшая Борисоглебскому женскому монастырю, недалеко от нас находящемуся. В субботу в монастыре всенощная служба. Спрашивает меня – Пойду ли? Конечно – отвечаю – с большой охотой! Ведь Праздник, какой!!!
 
       Звоню подруге в Москву. Объясняю ей ситуацию. И что же? Я понимаю по ее тону, что ее совсем не радует, то, что я буду отсутствовать целых три часа. А вдруг что-то случиться в твое отсутствие – говорит она!  И, хотя она не сказала твердого «нет», но передо мной встала задача выбора – или храм, или дружба! Она в Бога не верила никогда, в отличие от меня, и наше с Татьяной поведение считала, по меньшей мере, «чудачеством». И когда это не шло в разрез с ее интересами, она была «лояльна» к нам, но сейчас – это различие во взглядах уже не было так безобидно и выразилось подобным образом.
И все же я решила ехать! Будь что будет!

       Дом ее стоял на охране и, знаю, что уходя, надо все закрыть, как она меня учила. Пришло время, выходить, и за калиткой уже ждала машина, за рулем которой сидела Татьяна, я, одевшись, нажала на кнопку сигнализации и стала запирать одну дверь за другой. Но вот незадача, я еле-еле смогла запереть только одну дверь, а время на закрытие других уже не оставалось и через несколько секунд сработает сигнальная сирена, нагрянет отряд милиции для разбирательства ситуации и штраф за ложный вызов.  Снова отперев дверь, я бегом бросилась к кнопке сигнализации и, отключив ее, спокойно вздохнула.  Потом выйдя за калитку, сказала Татьяне, что не справилась  с сигнализацией и поэтому поехать с ней не могу. Таня расстроилась за меня, но с чужой сигнализацией она разбираться не стала. Я перекрестила трижды удалявшийся автомобиль и вернулась в дом.
 
       Закрыв дверь террасы, я услышала издевательское пение, доносившееся из наваленных пакетов в углу террасы. Стало жутко. Я быстро миновала террасу, захлопнула все двери и заперлась на все замки.
       Настроение было испорчено. Надо было позвонить подруге и сказать ей, что я никуда не поехала, обрадовав ее этим,  но мое подавленное настроение и досада прорвались бы в разговоре и могли образовать огромную пропасть между нами. Пусть думает, что я уехала.

       Посидев так в забытьи, я решила не тратить время впустую, и если я не попала на вечернюю службу, то буду здесь, сейчас, читать Псалтирь. Затем перешла к беседам преподобного Варсанофия Оптинского, книгу, которую я купила буквально в последний час перед отъездом из Оптиной, опять же, спасибо Вареньке. Как же замечательно батюшка пишет! Как все ясно излагает! Меня охватил такой восторг, что этот вечер не прошел зря!!! Душа моя успокоилась. Но, все же, после размышлений о случившемся разногласии я решила, что те деньги, которые подруга дает мне с благодарностью, в этот раз взять я не смогу. Потому что считаю их за тридцать сребреников Иуды. На том я и порешила!
       Затем спокойно позвонила подруге, отчиталась за состояние хозяйства на этот очень морозный день и сказала, что в храм я не выезжала. Она удивилась. Но все объяснять ей я не стала. Мне было уже все равно. Правда после 11-ти вечера я все же позвонила ей, сказать, что завтра  я пойду в храм на Литургию, но трубку она не взяла.

       Как бы то ни было, я стала готовиться к воскресному, да еще такому Великому Празднику – БОГОЯВЛЕНИЮ!!!
       Теперь уже я решила - чтобы подруга не сказала, я все равно поеду на службу. Я приготовилась к причастию и в 8-30 следующего дня мы выехали в монастырь.
       Да! Вот что! Не знаю почему, но все двери дома закрылись спокойно, и я со всеми замками справилась без паники и страха. Издевательского пения тоже не последовало!!!

       Хорошо в храме, благостно, чисто, светло и очень высоко! Монашки и послушницы спокойно и делово проходили по своим делам мимо нас, дисциплинируя нас своим кротким видом. Чистые женские голоса хора настраивали на молитвенный лад. Все ненужное осталось там, за тяжелыми дверями храма. Ничего не проникало сюда, возвышая наши души и сердца к Горе, делая нас легче и чище. Из алтаря лился свет, лучи которого, словно золотые нити висели в воздухе и доходили до нас, освещая и пронизывая. Звук молитвы и пения женщин был радостным, по-настоящему праздничным. Меня поразил старец-монах. Он был прекрасен своим видом, всю службу он стоял у праздничной иконы, изредка поправляя горящие свечи, но когда он стал читать «Апостол»  мы все превратились в слух и не сводили с него глаз. Это было не простое чтение, как в тех церквях, где я была на службах. Это было пение-чтение. Каждое слово было понятно и приятно слуху. Это было совершенно по-особенному. Очень красиво, как золотой оклад для иконы! Жалко, что чтение текста было таким коротким и «действо» чтеца закончилось. Замечательное исполнение своего служения!!! Так теперь не читают. А жаль! Ну, нет слов, насколько такое чтение украшает службу!!!
       В храме было много детишек. Видно, что они привыкли приходить по воскресным дням на службу. Передо мной стоял молодой мужчина с трехлетним мальчуганом на руках и, когда весь храм запел «Символ Веры», мальчонка, по-детски старательно, глядя на отца, громко лепетал слова.
      БОЖЕ!  СЛАВА ТЕБЕ!  СЛАВА ТЕБЕ!  Как замечательно, что я все же попала в Твой храм, в Твой Великий Праздник!!! Я всем своим существом вновь прочувствовала радость, что Ты снова во мне и со мной!!! С чем это можно сравнить!!!
 
       Вернувшись, я долго сидела с закрытыми глазами, и ничто меня уже не волновало, ничего не занимало, кроме того, что во мне сейчас Ты, Господи!!!  Тишина и покой внутри меня согрелись, Твоим, Боже, присутствием и все вокруг было прекрасно – солнечный морозный день сверкал золотом и серебром, как праздничные ризы священников!!!
       Великий день КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ совершился! БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, БОЖЕ, за ВСЕ!!!!!

       И тут в моем сознании, наконец, стал понятен смысл всех моих огорчений, связанных с неудачами в причастии.
       В своем стремлении чаще причащаться я стала воспринимать его, как должное и легко мне дающееся (чем-то напоминающее спортивные достижения), забывая, что это Святое произволение Господнее, необходимо вымолить не только покаянием. Но и жаждать духовно. Вот почему частое причастие может привести к обыденному привыканию, к чему, по сути, я шла…


       А Господь сделал все так, что и запрет батюшки, и отношение подруги к моей ВЕРЕ, и сигнализация дома, и даже противный звук из мешков, сваленных на террасе (это оказался игрушечный Дед Мороз, заоравший свою песенку на английском языке, сработавший от сильного захлопывания террасной двери), все это довело меня до такого состояния, когда я просто жаждала посещения храма, Исповеди и Евхаристии, а не хладнокровного, как само собой вытекающего обряда – Причастия.

       Вот, что я поняла из всей этой праздничной суматохи.
       И Святки эти оказались НЕЗАБЫВАЕМЫМИ!!!