2. Начало социальной эволюции

Виктор Ефременко
 ГЛАВА  2.



 В  этой  главе  показано,  что  возникновение  социальной (культурной )  эволюции  стало  возможным благодаря  2  факторам - появлению  достаточного  разума  и  развитого  языка общения у  Homo Sapiens    и  религии  с  её  системой  моральных  запретов,  позволившей  обуздать  внутривидовую  агрессию.

 О  РАЗУМЕ,  МЭМАХ  И  ВИРТУАЛЬНОЙ  РЕАЛЬНОСТИ  (2.02.2016г.)
       
  Иногда  считают,  что  разум  человека  есть  врожденная  сущность,  отличающая  его  от  других приматов.  Но  всем  известны  примеры, когда человек,  выросший  в  стае  животных   (маугли)  остаётся  на  таком  же  уровне  развития  как  другие  представители  стаи.
         Известно  также,  что  сколько  ни  воспитывай  обезьяну,  она  может  стать  весьма  сообразительной,  но  достичь  среднего  человеческого  разума  не  сможет.
          Для  того  чтобы  разум  появился,   родившийся  человек  должен  пройти  стадию   воспитания  в  семье.  От  культуры  семейных  отношений  в  значительной  мере  зависит  появление  правильно  ориентированного  разума,   а  также   усвоение  ребёнком   некоторых  правил  поведения  в   социуме. 
         После  появления  человека  на  свет  тело  его  растёт,  очевидно,  и  мозг  растет  и  совершенствуется.  Поэтому  обучение  и  воспитание  должны  соответствовать  уровню  развития  мозга.  Совершенствование  мозга  происходит  в  результате  его  деятельности,  точно  также  как  развитие  других  органов  тоже  происходит  в  результате  их  деятельности.  Поэтому  недостатки  воспитания  и  образования  в  юном  возрасте  трудно  или  невозможно  позже  исправить.  Эти  недостатки  изменят  траекторию  развития  мозга  и  скорее  всего  разум  не  достигнет  того  значения,  которого  он  бы  мог  достичь. 
           Однако,  если  принципы  воспитания,  образования  были  не  совсем  адекватными,  то  отступление  от  правил  может  принести  пользу  развитию  разума  конкретного  индивидуума.
             

          В  культурной  эволюции  по  аналогии  с  биологической  -  семейное  воспитание  это  внешние   условия   формирующее   из  генотипа   фенотип   ( в  данном  случае  структуру  личности).   Значит,  должно  быть  еще  что  то,  эквивалентное  генотипу.  В  культурной    эволюции  это   сформированные  генами  морфологические  особенности  мозга,  его  настройка,   потенциальные  возможности    развития,   т.е.  способности,  задатки. 
          Всё  это  в  нашей  модели  мы  будем  называть   комплексом  врождённых  МЭМов,  введённых  в  гл.1
( http://www.proza.ru/2015/12/26/1237)
  Этот  комплекс  не  предполагает  ещё  наличия  разума.  Его  можно  сравнить  с  железом  компьютера  без  программного  обеспечения.   Какие  бы  сложные  микросхемы  в  нём  ни  находились,  он  мёртв  до  тех  пор,  пока  программное  обеспечение  его  не  оживит.  Разума  в  нём  нет.  Только  потенциальные  возможности.
          Формирование  разума  начинается  тогда,  когда  начнет  поступать  в  мозг  информация  от  органов  чувств   и   обучающая  информация  от  родителей  или  того,   кто  находится  рядом.    Мозг  не  сформирован   полностью  к моменту  рождения,  он  развивается  вместе  со  всем  организмом.  Ему  нужна  посильная  умственная  работа  для  правильного  формирования.
          И  так  как  процесс  развития  у  человека  замедлен  по  сравнению  с  другими  приматами,  то  это  справедливо  и  для  мозга,  который  требует  длительного  процесса  совершенствования.   Поэтому  чрезвычайно  важно  правильное  воспитание  и  образование,  которое  зависит  от  многих  социальных  институтов  действующих  в  обществе,  от  благополучия  самого  социального  общества.
          Этот  процесс  воспитания,  образования,  саморазвития  приводит  в  терминах  нашей  модели  к  формированию  комплекса  культурных  МЭМов   в  мозгу.   Эти   МЭМы,   введеные  в  научный  обиход  Р. Докинзом,  проявляются  в  поведенческих  реакциях  человека.
Чтобы  лучше  это  представить,  можно  набор  врождённых  МЭМов  уподобить    скелету,  на  который  нарастает  мясо  культурных  МЭМов.    Скелет    задаёт  направление  роста.  А  будет  рост  или  нет  это  уже  зависит  от  внешних  условий (воспитание,  образование),  информация  от  органов  чувств.
Весь  комплекс  врождённых  и  культурных МЭМов  назовём  МЭМНОМом  человека,  чтобы   слово  было  похоже  на  Геном.   
         То,  что  мы  называем  разумом,  определяется  набором  культурных  МЭМов.  Но  сам этот   набор  в  значительной  мере  зависит  от    врождённых  способностей,  т.е.   набора  врождённых  МЭМов.
 
Что  же  понимать  под  словом  разум.
 
Я  бы  дал  такое  определение  для  целей  нашего  исследования.

РАЗУМ  ЭТО  СПОСОБНОСТЬ  СТРОИТЬ  В  МОЗГУ  МОДЕЛИ  ОКРУЖАЮЩЕГО  МИРА  И  ДЕЙСТВИЙ  СУБЪЕКТОВ  В  НЁМ.  ПРИЧЁМ  ЭТИ  МОДЕЛИ  ПОЗВОЛЯЮТ  ПРЕДСКАЗЫВАТЬ  НЕКОТОРЫЕ  СОБЫТИЯ,  НЕ  СОВЕРШАЯ  САМОГО  ЭКСПЕРИМЕНТА.

             В  этом  отличие  разума  человека  от  зачатков  разума  животных,  приобретённого  на  основе  опыта.  Большая  степень  абстрактности.   Но  я  имею  здесь  ввиду  человека  с  большой  буквы,  а  не  маргинала.
              Если  человека  пичкать  с  детства  религиозными  догмами,  то  это  делает  разум  ограниченным.  Я  здесь  не  даю  оценки,  а  констатирую  очевидный  факт.
              Конечно,   разум   позволяет   предсказывать      с  некоторой    вероятностью  меньшей  100%.     Чем  выше  эта  вероятность   в  разных  обстоятельствах,   тем будем  считать,   что  человек более  компетентен  в  определённой  области  или  более  в  ней  разумен.      При  таком  определении  другие  приматы  тоже  имеют  разум,  с  чем  мы  и  готовы  согласиться,  но  он  уступает  человеческому  разуму,  приобретённому  в  результате  культурной  эволюции.
               Ещё  раз  подчеркнём,  что  рождается  человек  не  с  готовым  разумом,  а    со  способностями  этот  разум  развивать.  Способностью  к  развитию  в  процессе  взросления  в  культурной  среде.  Именно  эти  огромные  способности  к  развитию  и  отличают  человека  от  других  приматов.  Именно  они  получили  развитие  у  Homo Sapiens  в  результате  эволюционного  процесса,  в  котором  наблюдалось  развитие  мозга  по  объёму.  Объём  мозга  не  есть  показатель  разума,  но  с  его  ростом  возможности  саморазвития  в  среднем  увеличиваются.
                Возможности  мозга  так  велики,  что  он   сегодня   еще  не  загружен  на  полную  мощность  теми  сведениями,  которые  сегодня  он  воспринимает.
                Если  генами  создан  мозг  малоспособный  к  развитию,  то  обучение,  воспитание   не  смогут  этот  недостаток  исправить,  смогут  видимо  его  в  большей  или  меньшей  мере  сделать  его  малозаметным.
                Всё  то,  что  человек  воспринимает  из    реального  мира,  отражается  в  мозгу  в  виде  виртуальной  реальности.  Но  если  в  зеркале  отражение  формируется  по  законам  геометрической  оптики,  то  виртуальное  отражение  в  мозгу   формируется  с  помощью  моделей,  заложенных  в  мозг  при  воспитании  и  обучении.  Каковы  модели,  таково  и  наше  представление  о  мире.   Религиозному  фанатику  и  ученому  мир  представляется  поразному.    В  этой  виртуальной  реальности  мозга  происходит  виртуальная  жизнь.
 
                ОСОБЕННОСТЬ  ВИРТУАЛЬНОЙ  ЖИЗНИ.

               В  реальной  жизни,  когда  два  субъекта  делятся  ресурсами  (добровольно  или  в  результате  принуждения),  то  у  одного  ресурс  увеличивается,  а  у  другого  уменьшается.  Это  фундаментальное  правило  реальной  экономики. 
Если  те  же  субъекты  делятся    информационным  ресурсом,  то  это,  как  правило,  делает  обоих    богаче. 
                Тот,  кто  получил,  делается  богаче  потому,  что  этот  информационный  ресурс  может  обратить  себе  на  пользу(предполагается  что  это  некоторый  информационно  технологический  ресурс),   а  другой  может  получить  аналогичный  информационный  ресурс  от  своего  контрагента  в будущем.   
             Это  свойство  информационных  ресурсов  делает  выгодным  процесс  объединения  людей  в  большие  агломерации  (процесс  социализации),  так  как  в  результате  общения  увеличивается  информационная  обеспеченность  каждого.  Это  позволяет  увеличивать  разделение  труда,  что  многократно  увеличивает  его  производительность,   а  это  приводит  к  возрастанию  богатства  общества. Этого  же  можно  добиться  тяжким  физическим  трудом,  либо  удачными  войнами  и  грабежом.  Однако  самым  справедливым  и  малозатратным  для  всех  способом  является  процесс  добывания  технологических  знаний  с  помощью  серого  вещества  мозга.
 Процесс  социализации  требует  развитого  языка  общения,  чтобы  накопленные  знания  могли  легко  передаваться  от  одного человека  к  другому,  т.е.  реплицироваться  в  мозгах,  накапливаться  и  становится  общим  достоянием.

              Таким  образом,  наличие  развитого  мозга  и  языка  общения  делают  выгодным  социализацию  человека,  чтобы  самым  умным  было  удобно  добываемую  ими  благодаря  разуму  информацию  передавать  другим,  обмениваться  информацией  с  себе  подобными.  Кроме  того,  совместная  работа  над  проблемой  позволяет  быстрее  её  решить.   Процесс  социализации  ознаменовал  массовый  переход  HS  с  траектории  биологической  эволюции  на  траекторию  культурной  эволюции.   Надо  учесть  что,   для  того,   чтобы  обмениваться  значимой   для  жизни   информацией  надо:

  1.  Иметь  достаточный  разум,  чтобы  информацию  извлекать. Иметь  развитый  язык   общения   для  коммуникативной  деятельности.
Надо  понимать,  что  не  вся  информация  является  значимой  для  жизни,   а  только  малая  её  часть.
 2. Только  малый  процент  одаренных  людей  способны  информацию  извлекать  и  так  её  препарировать  в  мозгу,  чтобы  она  оказалась  значимой  для  жизни  не  только  их,  но  значительного  числа  людей.
  Поэтому  и  нужны  большие  агломерации,  в  которых  будет  некоторое  количество  таких  людей.
 3. Для  инновационной  деятельности  нужен  коллектив  творческих людей.

 
               ОБМЕН  ИНФОРМАЦИЕЙ  В  ПРАКТИЧЕСКОМ  ПЛАНЕ

           Обмен  информацией  делает  возможным    большего разделения  труда  в  большом  поселении,  чем  в  маленьких  родовых   сообществах.
Великий экономист  А. Смит  впервые  установил  в  своем  знаменитом  исследовании  «Богатство  народов»,  что разделение  труда,  возможное  в  больших  поселениях  приводит к многократному  росту  производительности труда,  по  сравнению с натуральным  хозяйством. 
          Правильное  разделение  труда означает,  что Архимед  думает,  Геракл  совершает  подвиги, Македонский завоевывает  Индию,  Абрам  и Иосиф  как самые  умудрённые,  сочиняют  религиозные  тексты, которые  продиктованы  якобы сверху,  а  простой  человек  усердно трудится в соответствие  со своей квалификацией.  И  всё  начинает  быстро развиваться  из  за  кооперации  усилий.
В  большом  сообществе  больше  умных одарённых  людей.  И  если  один из  них изобретает  колесо,  идея колеса  становится   общим достоянием  и сегодня весь  мир  уже на  колесах.   А  ведь  был  кто  то первый,   который  придумал.

                АНАЛОГИЯ   КЛЕТКА-ЧЕЛОВЕК

           Если  гены  руководят  поведением  отдельной  клетки,  то  МЭМы  руководят  поведением  человека.  Человек в культурной  эволюции становится некоторым аналогом  клетки в  биологической  эволюции,  а  популяция   аналогом  всего  организма.    Укоренённое за  счет  репликаций  в  мозгах  представление  о  преимуществах  социального  образа  жизни  можно  рассматривать  как  адаптацию,  заставившую  HS  свернуть  на  траекторию  культурной  эволюции,  превратившись  в  человека.
 
                ВНУТРИВИДОВАЯ  АГРЕССИЯ

           Есть,  однако,  важная  причина  препятствующая  процессу  социализации.
На  траектории  биологической  эволюции  HS   удерживался  теми  адаптациями,  которые  были  выработаны  в  предыдущие  периоды.   Адаптации  это  всегда  приспособления генома  и  фенотипа к  прежним  условиям  окружения  и  в  этом  смысле  они  являются  устаревшими.   Такой  адаптацией,  которая  препятствовала  объединению HS в  большие  агломерации  была  внутривидовая  агрессия. 
            Дело в том, что в течение  миллионов  лет  до  указанного  события  далёкие  предки  HS  жили  родовыми  племенами.
 Каждое  племя   имело  свою  территорию,  обеспечивающую  пропитание.
             Так,  например,  в Африке  до  сих пор  прайдами  живут  львы,  помечая  свою   территорию.  Всякий  лев,  вторгшийся  на  эту  территорию, рассматривается  вожаком  прайда  как  враг,  который должен  быть  изгнан  или уничтожен.
            Точно  также  древние  охотники - собиратели  считали  врагом  всякого HS находящегося на  их  территории,  не  принадлежащего  их  роду.
 Надо  понимать,  что  такое  поведение  было  закреплено  в  геноме,  иначе   говоря,  это  есть  генетическая  адаптация,  которая  сидит  еще  и  в  наших  генах, может  быть  в несколько  смягченном  виде.   Адаптация  проявляется  как  инстинкт. 
           Примитивные  первобытные  люди  не только  умерщвляли  своих  врагов, но делали  это с особой  жестокостью - закапывали живыми,  снимали  скальпы и прочее. Делали это без  всякой  видимой  необходимости  по  приказу своего    первобытного  инстинкта.
             Хищник же  просто нападает  на жертву,  душит её,  удовлетворяет  свой  аппетит  без   всякой  жестокости,  потому  как  для  него  это  просто  вопрос  питания,  а  не  агрессия.
                Следовательно,  для  преодоления  (сдерживания    в  поведении)  агрессии   требуется  создать  в  мозгу  некоторые  моральные  запреты  блокирующие  инстинкт  агрессии  к  соплеменникам.
                Для  того, чтобы  понять  как  могли  возникнуть  в  головах  указанные  запреты,   без  которых    невозможно  создание  социальных  сообществ (агломераций)  рассмотрим,  какие  информационные  потоки  могли  быть  в  голове  у  первобытного  человека.

        ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ПОТОКИ,  РЕЛИГИЯ,  МОРАЛЬНЫЕ   ЗАПРЕТЫ.

 1. Бытовой  поток  самый  объемный.
 2. Технологический  поток  включающий  описание  способов  изготовления  и  добычи  тех  или  иных  орудий  труда,  способов  охоты,  источников   сырья.
 3. Информационный  поток,  связанный  с  изделиями  первобытного  искуства,  т.е.  изделий,  лишенных  утилитарного  значения.
 4. Поток  информации  объясняющей  всё  на  свете,  связанный  с  местными  религиями.  Они  узурпировали  эту  область  знания.   Источником  его  и  хранилищем  являлись  специально  выделенные  люди  культа.  Это  религиозный  поток.
         Развитие  мозга  вызывало у HS много  вопросов   по окружающей  среде  в отличие  от животных, которые  воспринимают всё  как данность.  Наиболее  умные  HS  формулировали  некоторые  ответы,  которые  становились  общим  достоянием,  т.е.  распостранялись  в  головах.  Естественно,     они  были  далеки  от истины  или даже  противоположны  ей,  но  были  привлекательны  для  усвоения  и  способствовали  социализации.  Когда  некоторые  представления  распостраняются  во многих  головах,  это уже  есть  религия,  т.е.  вера.     Они  реплицируются  очень  быстро.   Копии  создаются  в  головах  по  образцу,  т.е.    матричным  способом.

         В  этой  информации  кроме  сведений  об  устройстве  мироздания    имелись  и  сведения  некоторого  морально  этического  свойства.  На   примерах  показывалось  как  надо  вести  себя  в  обществе  себе  подобных  и  описывались  кары,  которые  в  случае  нарушения  этих  моральных  норм  будут  наложены  на  провинившегося,  после  его  смерти  на  этой  земле.   Жизнь  предполагалась  вечной,  так  что  кары  это  серьёзное  наказание.   Среди  этих  моральных  запретов  был,  как  правило,  и  принцип  «не  убий». 
        Внушение  первобытной  религией  некоторых  моральных  норм  и  правил  поведения  человека  в  различных  ситуациях,  создание  некоторых  общих  для  всех  правил  запрета   являлось  очень  важным   в  условиях  жизни  в  социальном  обществе.
         Без  этих  правил, как  показывает опыт, отношения  оказывались  запредельно   жестокими  и ни о каком  сотрудничестве  речи  идти  не  могло.
Бог  или  боги  присутствуют  во всех  религиях,  но не они  составляют  сущность религий.   Их  надо рассматривать как  способ доведении  религиозных  знаний  откуда то  сверху,   от культовой  фигуры,   чтобы  у  верующих  не  возникало   даже   мысли  их  оспаривать  или модернизировать. Дело  в  том,  что  процесс  репликации  информации  в  мозгах  далеко  не  такой  точный,   как  процесс  репликаций  ДНК. Вот,  чтобы  его  сделать  более  точным  и  нужны  недоступные  боги  в  религиях. Других  функций  у  них  нет.  Для  подтверждения  это  мысли
 можно  вспомнить  игру  "Испорченный  телефон",  где  после  нескольких  репликаций,  информация  изменяется  до  неузнаваемости.
          С  помощью  внедрения  в  сознание  религиозных  правил  поведения,  ограничивавших  агрессию,  предусматривающих  кары  за  нарушения  предписаний,   видимо,  и удалось  в значительной  мере  обуздать эту  генетическую  адаптацию  (Обуздать   инстинкт ненависти  к  соплеменнику).   Заметьте,  не  уничтожить,  а  именно  обуздать.  Агрессия    еще сегодня  внутри  нас  клокочет  (  она  же  в  генах  записана),  а  выход  для  неё  перекрыт   в  той  или  иной  мере   моральными  запретами.

         МОМЕНТ  ПЕРЕХОДА  С  БИОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭВОЛЮЦИИ  НА  СОЦИАЛЬНУЮ

Это  происходило  в  течении   длительного  периода(6-10тыс.лет  назад),  когда  преимущества  вызванные  обменом  информацией,  разделением  труда  вследствие  этого,  превысили  урон  наносимый  внутривидовой  агрессией,  когда  она  оказалась  подавлена  в  достаточной  мере  культурными  запретами  выработанными  религией.  В  этом  была  заслуга  религиозного  способа  познания  мира.

                ПОПРАВКА  К  Р. ДОКИНЗУ

        Этот  вывод  позволяет    не согласиться  с уважаемым  мной  Р. Докинзом,   который  считает,  что «может оказаться, что рассматриваемый феномен (Религия)           является побочным продуктом другого, важного для выживания феномена.»
             В  рамках  "Расширенного  фенотипа"   Р. Докинза  можно  религию,  распостраняющуюся  в  головах HS  считать   аналогом  вируса,  который  внедрившись  в  организм  хозяина,   вызывает  изменение  его  поведения, заставляет  перейти  на  новую  траекторию  развития,   т.е.  совершает  манипуляцию  поведением.
            Но  именно  благодаря  этому  вирусу  (религии)   и  проделанной  им  манипуляции  мы  смогли  вступить  на  путь  социальной (культурной)  эволюции.
             Так  что  религию  неправильно  считать  побочным  продуктом, она  позволила,  обуздав  генетическую  адаптацию  HS(запредельную  жестокость  к  соплеменникам),  стать  человеком,  изменить    эволюционный  вектор,  стать  по  существу  другим  видом  в   новой  социальной  эволюции.

                PS

          Я  недостаточно  отразил в статье  масштаб  произошедшего  события -  возникновение  социальной   эволюции.  Во  всей  биологической  эволюции  это  третье  по  значимости  событие.
        Оно  произошло  сравнительно  недавно  и  мы  все  еще  не  осознаём  масштаб  произошедшего.  Во  всех  прежних    эволюционных изменениях  участвовали  ДНК  и РНК.  Они  записывали  полезные  адаптации,  полученные в ходе  эволюции.
         В  социальной  эволюции  для  этих  целей  используется  мозг,  а  для  передачи  опыта  в  новые  генерации  используются печатные  издания, базы  данных, СМИ,  интернет.
         Только  обособление  места   хранения  наследственной  информации,  превратило первоначальные прокариотические  клетки  в  клетки  эукариотические,  из  которых  построены  все  сложные  организмы.
        Значит,  по  аналогии  с  этим,  мы  вправе  расчитывать  на  глубокие  преобразования  с  появлением  новой  ветви  эволюции,  ветви  социальной эволюции.  Если  конечно  удастся  уберечься  от  соблазнов.

       Согласно ученому и  популяризатору доктору биологических  наук  Александру Маркову появление эукариотической клетки является вторым по значимости (после зарождения самой жизни) событием биологической эволюции. Эукариотические  клетки  это  клетки  существенно  большего  размеры с  выделенным  ядром с ДНК  внутри него.
       Прокариотические  клетки (как бактерии)  не  имеют  выделенного  ядра.
Важнейшее отличие эукариотических организмов от  прокариотических состоит в более совершенной системе регуляции генома (именно в этом смысл появления клеточного ядра: область активного метаболизма – цитоплазма – отделилась от области хранения, считывания, репликации генетической информации и, главное, регуляции транскрипции и посттранскрипционных модификаций РНК).
       Благодаря этому резко возросла приспособляемость одноклеточных организмов, их способность адаптироваться к меняющимся условиям  БЕЗ   внесения наследственных изменений в геном,  т.е.  оставаясь "САМИМИ  СОБОЙ".

Далее: 3. Религия и эволюция http://www.proza.ru/2016/02/04/2364