Вторая мама. Из воспоминаний детства

Ирина Жданова 2
     С чего начать? Хочу начать с самого начала, чтобы рассказать об удивительном человеке, встреча с которым изменила всю мою жизнь. Не в каждой жизни происходят такие судьбоносные встречи… А мне действительно крупно повезло! Поистине, лишь с Божьей помощью могло свершиться такое чудо!
     Сколько себя помню, с самого детского сада, я очень любила слушать музыку, долго упрашивала маму отдать меня в музыкальную школу, чтобы научиться играть на фортепиано. И вот, наконец, в конце второго класса мамочка согласилась к великой радости моей! Для начала мы решили посоветоваться с Нэлли Владимировной, виолончелисткой, которая жила в нашем дворе и преподавала в музыкальной школе, она-то и направила меня, предварительно прослушав, на вступительные экзамены.
     Май 68-го… Я впервые переступила порог моей любимой впоследствии на всю жизнь «музыкалки». Концертный зал… Комиссия… Я не помню, чтобы было страшно, я смело настроилась на то, что выдам всю «программу», какую приготовила. Не может быть, чтоб меня не приняли на фортепиано! Но я спела лишь одну песенку про зайчика, что-то прохлопала в ладошки и… всё – меня попросили выйти.
               
      Расстроилась, но жду результатов. Когда из зала вышла преподаватель и сообщила нам с мамой, что «у девочки хороший слух, но набор на фортепиано уже закончен, мы хотим вам предложить учиться на скрипке», - для меня это прозвучало как приговор, я расстроилась ещё больше. Какая скрипка? Я хочу на фортепиано!
      Но тут пришёл толстенький дядя в очках, пригласил нас, человек пять детей, в свой класс, достал из футляра какую-то необыкновенную чёрную скрипку и стал играть на ней. Я слушала, как заворожённая, эту чудесную музыку и, казалось мне, что сама весна в распахнутые окна так чудно играет на таком удивительном инструменте. Окно класса выходило на улицу Республики, где в тот майский день так радостно цвели яблони… Казалось, они и излучали не только свой сладостный аромат, но и эту необыкновенную музыку.
      Я уже решила, что буду учиться у этого дяди, Валерия Ивановича Усанина, как он представился. Но когда музыка закончилась, в класс зашла молодая учительница в оранжевом платье и  предложила пройти в её класс. Когда меня увели от такого интересного дяди, в руках которого только что звучала такая чудесная скрипка, я опять расстроилась, ещё не предполагая, что ждёт меня впереди.
Да-да, это была она! Моя фея из сказки о Золушке!      
      – Галина Афанасьевна Вяткина. Удивительной доброты человек, из глаз её всегда струилась такая любовь к людям, особенно к детям, хотя часто, как человек своего поколения, она была и довольно строгой к нам. Да, это тоже был класс скрипки, с Валерием Ивановичем они были коллеги, но я тогда ещё даже не предполагала, как крупно мне повезло!
      Первые звуки… Первые ноты… Первые песенки и пьесы…
      Возможно не сразу, но я влюбилась в неё, как и, практически, все в нашем классе. Нас было человек 15-20, разных по возрасту, по характерам и темпераментам детей. Занятия, конечно же, индивидуальные, мы все приходили в разное время, но как она сумела сплотить нас в единый коллектив?! Мы учились в разные смены, но все хорошо знали друг друга, п.ч. каждое воскресенье собирались вместе на ансамбль скрипачей. Это была великая радость, когда кроме нас никого и не было в школе, можно было в перерыв бегать по всей школе «в догонялки», попить вместе чай с тортом.
      Весной, когда появлялись первые подснежники, мы каждый год выезжали всем классом в лес, на турбазу «Верхний бор». Это был праздник!
      Но больше было будней.
      C cамого первого года обучения я поняла, что музыка – это большой труд, что заниматься придётся много и серьёзно. Но в каждом из нас сидит врождённая банальная лень, и именно музыка помогла мне с годами преодолеть этот порок.            Иногда, когда я ленилась заниматься, мама повторяла мне одну фразу: «Заниматься не будешь, - скрипку в печку брошу». Это сразу меня отрезвляло, и результат не заставлял себя долго ждать.  Думаете, мне скрипку было жалко? Нет. Мне страшно было представить, что я не буду ходить в музыкалку, а значит не буду видеться с Галиной Афанасьевной, а она была самым светлым воспоминанием детства.
       Мои учителя общеобразовательной школы не оставили во мне таких ярких воспоминаний, как она. Да, я благодарна им всем, особенно первой учительнице, Софье Константиновне. Но никто из них не имел такого удивительного педагогического таланта, такой любви и самоотдачи, способности влюблять в себя детей. Я могла прийти на урок за час или два до своего времени и просто сидеть и смотреть на неё, слушая игру одноклассника.
       Однажды я пришла на урок, совершенно не подготовив домашнее задание. Уже понимая, что заработала двойку, в расстроенных чувствах, я бросила дневник на стол. «А теперь забери дневник и положи его на стол как положено», - мягко проговорила Галина Афанасьевна. Мне так стало стыдно, я получила урок на всю дальнейшую жизнь – мои эмоции не повод для грубых поступков, которыми я могу обидеть других.
       Идя обратно домой, я рыдала навзрыд, но не оттого, что получила двойку, мне было больно оттого, что я обидела мою любимую учительницу.
       Она никогда не ставила оценки просто так, за «красивые глазки», по доброму расположению духа или по настроению. За все семь лет моего обучения в музыкальной школе пятёрку по специальности я получила только на выпускном экзамене! Представьте себе, ни одной пятёрки за семь лет! Я была счастлива и прыгала до небес, когда получала четвёрку с плюсом – это было самым дорогим подарком от Галины Афанасьевны! Вот это принципы! Но, несмотря на это, наша любовь к ней никогда не ослабевала, обижаться на неё было просто невозможно! Часто все сложные ситуации она просто побеждала несравненной улыбкой и искромётным юмором. Наверно, за этот мягкий добродушный юмор мы её любили больше всего.

Несколько случаев из моей школьно-музыкальной жизни:
*
  Однажды пришла на урок и, ещё не успев открыть футляра, слышу обычный вопрос Галины Афанасьевны:
- Ирочка, ты занималась дома с прошлого урока?
- Да, Галина Афанасьевна, занималась.
- Много занималась-то?
- Ну… много, - стыдно ж сказать, если это не так.
- Интересно, а чей это смычок на рояле валяется с прошлого урока?
   
        **
Вышла из дома, иду в музыкальную школу на урок через сквер, слышу, сзади кричит моя бабушка, догоняя меня со смычком в руке и запыхавшись:
- Ирка-а! Палку-то забыла!
       ***
Выступление ансамбля скрипачей на открытой эстраде городского сада. Весна! Май! Яблони в цвету!.. И, конечно, характерная для этого времени года, туча комаров, которая облепила нас со всех сторон! Не помню что ещё играли, но уж больно запомнился «Испанский танец» Василенко. Благодаря комарам, это был незабываемый танец ансамбля скрипачей!
****
Одно время в нашем классе концертмейстером была незабываемая личность – Коровкевич Валерия Феодосьевна. Она обладала незаурядной генеральской силой голоса! Я имела счастье (а может, несчастье) учиться у неё по общему фортепиано. Стёкла в классе дребезжали, когда она была недовольна какой-либо неправильной нотой или невыученным уроком. Ох, не любила я общее фортепиано!..
Но концертмейстером она была непревзойдённым! Уже тогда во мне проявлялся талант великого импровизатора. Постоянно забывая (а иногда недоучив) какие-то части произведения, я имела просто страсть играть  всё  по-своему.  Иногда,   играя   начало,  я  могла перескочить вдруг на конец произведения, пропуская середину, но понимая, что что-то коротковато получилось, опять повторяла начало, присочиняла середину, а потом с упоением эмоционально доходила до конца, с блеском и страстью, обрывая волос на смычке, брала последний аккорд!
     В результате, все были очень довольны моими псевдоопусами,  поскольку главный на тот момент урок сцены, который повторяла мне часто Галина Афанасьевна: «Ври, так смело, чтоб никто не заметил!», я уже тогда усвоила на отлично.
     Но самым потрясающим феноменом была игра моего концертмейстера! Она, как будто предугадывая мои «вариации», никогда не сбивалась ни с темпа, ни с тональности, которые я тоже могла поменять в процессе игры, даже на академконцерте! Вот это профессионал! Таких маэстро за всю мою жизнь было очень немного!
*****
     Если говорить о детских воспоминаниях, связанных с теми, кто оканчивал школу после нас, то их, к сожалению, немного, мы не так часто общались. Всегда больше запоминаются из детства те, кто старше тебя, наши звёзды местного значения, у них ты перенимаешь, то, что тебе нравится. Я стремилась в детстве писать так же красиво, как Валерка Соболев; играть с подъездами-глиссандо, по-цыгански, с блистательной скоростью, как Серёжка Голиков; старалась быть такой      же ответственной и аккуратной, как Ольга Сальникова (хотя это мне давалось труднее всего); восхищалась блистательной игрой нашего красавца-аристократа Саши Топорищева (когда на стенд школы поместили его фото со скрипкой, его не стало уже на следующий день, кто-то из многочисленных поклонниц снял её на память); я просто таяла от эмоций восторга, когда пел на сцене наш Володя Осипов своим потрясающе звонким мальчишеским, но удивительно нежно-лирическим голосом (Робертино Лоретти отдыхает!). Наташенька Бевзенко, Анджелка Безус, Саша Михеев, и даже Иришка Борисова, остались в памяти милыми малышами, которые учились лучше нас, играли в ансамбле лучше нас… Но всех нас объединяет одно – все мы братья и сёстры по духу, п.ч. у нас была общая вторая мама, наша Галина Афанасьевна, которая вложила в нас одинаковые жизненные ценности, благодаря которым мы вышли в люди. Большинство из нас состоялись как профессионалы, каждый в своём уделе, мы у неё научились радоваться жизни и никогда не унывать. Кто из нас не падал в жизни? Но важно не лежать, а вставать и идти дальше, извлекая уроки из своих ошибок, достигать поставленных целей и решения жизненных задач. А это самое главное на жизненном пути! По-моему, этот урок мы все усвоили у неё на «отлично».
      * В этом (2015) году Галине Афанасьевне исполнилось 78 лет, и это первый учебный год, когда она не работает в музыкальной школе, уйдя на пенсию. Она долгие годы не могла представить себя без любимой работы и своих учеников.