Взятие Азова

Александра Шишмарёва
На крылечке, деревянного домика сидел седой старик, худой, но мускулистый. Поблекшие голубые глаза бегали то вправо, то влево, словно контролируя жизнь двора. К нему подбежал мальчишка лет восьми.
-деда, барин приехал молодой. К нам во двор идти изволил. Мамки нету, батька в поле, над встречать. Деда, что ему надо, как думаешь?
-не знаю, Петька. Иди голубчик, принеси угощения. Помоги мне подняться.
Старик встал, спина, некогда прямая, с каждым годом сгибалась все ниже, но старик старался хранить осанку. Руки дряхлые, но еще жилистые и мускулистые, сохранили былую силу. Сам дед казался внуку великаном.
В воротах показался молодой человек одетый по моде, гарцуя на гнедой лошадке. У крыльца, остановился и соскочил с седла.
-здравствуйте, барин Василий Сергеевич!
-здравствуй, Иван. Как поживаешь?
-хорошо-с.  Вас Василий Сергеевич давно не было дома? Рады приезду вашему.
-я сам рад.  Два года не был. Соскучился по имению, по родителям, по лесам и полям нашей Новгородской губернии. В Петербурге учился, по свету ездил.
-я слыхивал вы на флот подались?
-Да, Вань. В морском корпусе учусь, практику проходил и на Балтике и в Северном морях. И там далеко в море тебя вспоминал, твои истории, байки.
-Рад слышать Василий Сергеевич. Только это были не байки а настоящая быль. Вы же знаете, я не вру никогда.
-знаю, знаю. – усмехнулся молодой барин. Мы в шторм попали на Балтике все восемь балов, как качало!
-ну восемь еще не много, я в девять попадал в Черном.
-природные стихии не идут на пользу мореходству.
-нет, батюшка, ошибаетесь, бывало, что и очень идут.
-когда же, Ваня? Шутишь?
- был случай со мной. Давным-давно, я тогда только службу начал, при Анне царице, воевали мы, значит с турками проклятыми. Осаждали Азов. Большая была наша флотилия 15 малых и больших прамов и 35 галер. Малые прамы перекрыли подход к крепости , то бишь фарватер перекрыли. Чтоб суда турок не прошли. Большие же прамы вели огонь по неприятелю. Целый месяц так мы их осаждали, наконец нехристи сдали крепость.  А тут из Турции им подкрепление отправили , эскадру целую! Ты на Дону не бывал? Так вот, мелей на реке много, сами порой боялись, как бы не сесть. Так эти самые мели помешали турецкой эскадре войти в устье дона. А у нас какие позиции были- прелесть! И мы не допустили перевозку подкреплений на гребных судах. Турки испугались и унесли ноги не соло нахлебавшись. Видите, Василий Сергеевич, что природа и помогает. Не будь мелей не бывать Азову нашим!
-Интересно, ты рассказываешь Иван, век бы слушал твои истории, но мне пора ехать. До встречи.
-Барин, только все что я говорю не байки, а чистая правда.
Молодой человек выехал за ворота.  Старик тяжело вздохнул, вспомнив свою юность, глядя вслед удаляющемуся всаднику.