Формы, сущность и исторические типы государства

Зуев Андрей Яковлевич
ФОРМЫ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

  К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 02.02.2016 года. Пос. Сылва, Пермский край.


КОНСПЕКТ
лекций и семинаров (с комментариями и размышлениями автора А. Зуева) Казённова Александра Сергеевича, профессора, первого и второго отделений  04.03.2015 г. Красный университет.

       Уважаемый Александр Сергеевич!
       Я никогда не успеваю за одну неделю тщательно проработать весь лекционный материал к началу семинарского занятия. На каждую Вашу замечательную и содержательную лекцию с её подробным конспектированием и, соответственно, с обдумыванием уходит 5-6 часов времени. Благодарю Вас!
Доктор Зуев.

       1-е отд. 4.03.2015. Лекция: "Формы, сущность и исторические типы государства".

       В первом семестре мы рассмотрели политику. Выяснили, что политика – это область борьбы классов за государственную власть. Что такое государственная власть и государство? Какими бывают государства? В каком государстве живём мы? Какая у нас происходит политическая борьба? Борьба идёт очень острая. На прошлой неделе был убит очередной демократ-разрушитель, гражданин Немцов. Много споров и пересудов. Наблюдательный человек понимает, что явно скрестились две позиции. Одна позиция, это те люди, интересы которых выражал и поддерживал Немцов: прозападные, проамериканские, проукраинские силы. Вторая позиция отражает мнение о том, что это провокация США. Точка скрещивания позиций определяется чётко. Она отражает неискренность высказываний и действий обеих сторон.

       Президент высказался довольно определённо о том, что преступление носит характер политической провокации.  И это правильно. Мы уже видим борьбу и раскачивание общественного мнения, что будет продолжаться очень долго. Настораживает высказывание Чубайса по поводу того, что «туда ли мы ведём Россию?». То есть, он ведёт. Однако задуматься нужно над тем, куда вы привели Россию. Кто за это будет отвечать? Кто отвечает, и кто уже ответил? Надо знать формы государственного устройства, типы государств и сущность всякого государства. 

       Все формы известны со времён Аристотеля. Аристотель определял 6 форм государственного устройства: монархия (правит один), аристократия (управляют лучшие), полития (в управлении принимают участие практически все)  – это три нормальных формы государственного устройства. Были мудрые руководители во власти, философы, как мечтал Платон. К примеру, Марк Аврелий  римский император, стоик. Он написал замечательный трактат. Это мудрый был человек. Гражданин, много чего хорошего сделавший для Рима. Или Фридрих второй великий прусский современник Петра Первого тоже человек с хорошим философским образованием и вкусом. У него были интересные реформы, вытекающие из философского понимания и религии в обществе. 
 
       Он первый выдвинул тезис об ограничении роли церкви и религии в государственных делах. Екатерина Вторая имела большие философские познания. Однако на практике  реализовать мечту Платона о правительстве философов удалось только Ленину. Сам Владимир Ильич был выдающимся философом. Все его ближайшие соратники имели хорошую философскую подготовку. У всех из них имелось по несколько написанных книг. Такого культурного и грамотного правительства не было до Ленина, ни после него. По этой причине произошли такие грандиозные свершения в довоенный период. В том числе две программы партии: одна – политическая, другая – экономическая (план ГОЛРО).

       У Аристотеля отмечены три извращённые формы этих же государственных устройств. Извращение монархии – это тирания. Правильный монарх всё-таки заботится об обществе, об интересах государства в целом. Тиран заботится в основном о себе и своём состоянии. Таких тиранов и тиранчиков мы знаем много. Нет такой критики по отношению к Сталину. Не «шьют» ему тиранство. Сталин суровым был человеком, но он не был тираном.  Он работал на интересы общества. В этом смысле Аристотель, может быть, мог бы записать его в монархи, хотя и по категории монарха он тоже не проходит.   Надо принять в расчёт его происхождение и отношение к своим наследникам, которым не передалась власть.

       В России аристократией является олигархия. Мы на них с вами насмотрелись. При Ельцине   «семья» и была олигархией. Мудро тут поступил Путин, который сделал членов «семьи» равноудалёнными от власти. Кто-то из них сбежал, кто-то в тюрьму попал. Извращением политии, по Аристотелю, является демократия. Он считал демократию не истинной формой государственного устройства, а несколько извращённой. Идеальная форма – это полития. Аристотелю казалось, что народ не может править в интересах общества. Учитывая опыт развития человечества, мы можем принять демократию в качестве приемлемой и полезной формы государственного устройства.

       Мы вспоминаем советскую демократию и понимаем, какая замечательная тогда была жизнь, даже не в истинных  формах демократии. В 50-х и 60-х годах советская демократия уже была с «червоточинами».  Тогда уже фактически начался переход к капитализму. Но публика тогда этого не понимала, в том числе и мы. Нам казалось, что мы действительно живём в демократическом обществе. Даже если и были диссиденты (Орлов, Солженицин), то это диссиденство казалось малозначительным. После уничтожения советской демократии мы «на своей шкуре» почувствовали всю тяжесть буржуазной демократии, буржуазных отношений.

       Необходимо рассмотреть эти исторически формы госустройства,  чтобы правильно их понимать.  Все государства, развиваясь, изменяют своё содержание и сущность в зависимости от того, в какой формации они пребывают. Аристотель и Платон не знали другого государства кроме рабовладельческого. То общество казалось им естественным и единственно возможным. Они полагали, что для хорошего государственного устройства можно использовать все формы. Результат эффективности государства зависит только от тех людей, которые осуществляют властные полномочия. Вероятно, это такое историческое заблуждение.

       До Гегеля включительно монархия определялась как власть одного человека. Профессор Казённов разъясняет, что монархия – это власть рода. Не одного человека, а рода. При этом неважно, кто именно сейчас у власти, важно то, чей это род. Монарх может назначить очередного властителя только из своего рода. Род – это сильная разветвлённая корпорация, которая руководит всем механизмом государственного устройства. В буржуазном классе, в элите, такие роды тоже есть. Род Рокфеллеров насчитывает около 3-х тысяч человек. Мы с вами не помним уже прабабушек и прадедушек. У Рокфеллера род – это целая канцелярия, система заведования и управления. Всё там расписано, кому и что достанется по наследству, то, кто за кем унаследует основной капитал, кто за кем унаследует оборотный капитал, фонды и банки Рокфеллера.

       Род отрицается государством, но, одновременно, государство сохраняет свою родовую основу, кроме того, она сохраняется в обществе в богатых классах. В бедных слоях, демократия рода, как правило, не идёт далее 2-х - 3-х  ближайших семей. Рабовладельческие демократии, это, всё-таки, относительно редкое явление. Как правило, такими демократиями вскоре овладевали богатые классы, приходя к власти. Так что, по форме они были демократиями, но власть переходила к богатым людям, или к аристократии вообще. Примером властителя, осуществлявшего такое правление, можно назвать Перикла.  Демократия его привела к власти, но вскоре «товарищ» Перикл получил такой авторитет, что нажил большие деньги и в дальнейшем развивал Афинское государство в интересах аристократии.

       При рабовладении были революции, которые не затрагивали основ государственного устройства. Основа при всех формах государственного устройства, при монархии, при аристократии, при демократии, олигархии и тирании, она всё равно, оставалась прежней. Государство, то есть, власть находилась в руках рабовладельцев. Мы видим, что власть всегда находится в руках одного класса, и он её не выпустит из своих рук ни при каких условиях. Состояние власти одного класса, не разделяемое с другим классом. Называется диктатурой. По этой причине сущностью любого государства, в том числе и древнегреческого, является диктатура.

       Диктатура по способу функционирования может быть мягкой (при Перикле – демократичной), может быть суровой военной, как диктатура в Римской республике при восстании Спартака. Диктатор Сулла взял власть в свои руки с тем, чтобы оградить Римское государство от опасности. Он мобилизует всех, чтобы расправиться со Спартаком. Соотношение сущности и форм государственного устройства проходит через всю историю человечества.

      При феодализме основной формой государственного устройства является монархия. В Римской истории были периоды республиканского правления, периоды правления Римских императоров. Были другие варианты. При феодальном строе в средние века почти везде была монархия, потому что был усвоен опыт рабовладельческих монархий и было понимание, что нужен кто-то, кто в случае сложных обстоятельств смог осуществить жёсткую диктатуру, защитить общие интересы.  В 12 – 14 веках аристократия некоторых государств научилась завоёвывать другие государства просто сменой местной властной государственной верхушки.

       Этот опыт описан одним арабским мыслителем. Он описывает образование нового государства. Собирается человек 100 отважных мужчин (особия, группа, бригада), примерно такая же, как у нашего Рюрика, приезжает в какую-нибудь столицу или город, разбивают   главные силы местного правителя, устанавливают свою власть. Так возникает новое государство, которое спокойно существует лет 120. Потом эта власть изнеживается, разлагается, отвыкает работать, следить за порядком и государство рушится. Если понаблюдать за многими государствами, то можно увидеть, что в этом есть большая доля правды.

       Наши Российские князья, великие князья, дают богатый материал для наблюдения.  С одной стороны, они монархи, с другой стороны, вечно борются между собой, что привело к ослаблению России и, даже, в какой-то мере способствовало её порабощению татаро - монголами. Ивану Грозному удалось преодолеть эту рознь, объединив центральные территории России и нейтрализовать враждебные силы на Волге, присоединить некоторые недружественные царства и сделать их доброжелательными соседями. Русское централизованное феодальное государство укрепилось.

        В нём были отдельные территориальные образования, которые можно считать республиками (Нижний Новгород, Псковская республика).  Однако они не были демократическими. Они были республиками аристократическими. Там правили бояре или богатые слои населения, не демос правил. Тем не менее, такой опыт был, не хуже, чем в Европе. По сущности, какая бы форма государственного устройства ни была, сущность всегда была равной сама себе феодальное государство, где власть принадлежала крупным земельным собственникам. Никаких других вариантов не было.

       Правила всегда аристократия, опираясь на один монархический род.  Таким образом, Рюриковичи правили, начиная с 9-го, целых семь веков. Правил один род. Мы видим, что это показатель большой устойчивости. Это связано не столько с правлением или церковью, сколько с характером нашего народа. Спокойный, уравновешенный, трудолюбивый, уверенный в себе наш народ, который мог дать отпор врагу. Почему? Потому что в начале средних веков, этот регион, славяне пережили очень много страданий от Запада. Торговля представителями славянских народов процветала в средневековье. Продавали наших предков в Рим, в Византию и дальше на запад. Может быть, и поэтому, государство российское стало таким большим и мощным. Иначе и нельзя было, иначе сомнут. Многие племена, которые не объединялись, исчезли. Где теперь пруссы или бритты? Не объединились эти племена вовремя и растрепали их.

       Мы сегодня живём в буржуазном демократическом государстве. Монархии сохранились в буржуазных государствах? Сохранились. В Англии, Испании. Они есть, но не являются монархиями по существу. Они являются украшениями и дополнениями к государственной власти, то есть, формой без содержания, есть, но не действительны. Обычный режим буржуазной власти – это буржуазная демократия. Однако мы знаем и много необычных режимов, а именно, это европейские режимы 30-х годов. Обычно вспоминают Гитлера и германский режим, но забывают, что Гитлер создал вокруг СССР сеть фашистских государств. Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Хорватия, Норвегия, Финляндия входили в блок фашистских государств.

       Всё это было хорошо описано в книге «Гитлер против СССР». Она выпущена в 1937 году, а написал её Эрнст Генри. Эрнст Генри – псевдоним нашего журналиста Михаила Росовского. Он в МГУ преподавал журналистику, был выдающимся публицистом. После войны он написал несколько интересных книг, в том числе, «Заметки по современной истории». В 1927 году он уже показал всю сеть фашистских государств и сделал вывод, что в ближайшие годы Гитлер нападёт на СССР. Он утверждал, что Гитлер пройдёт почти до Волги, и, даже показал направление ударов гитлеровской армии. Он пояснил, почему Гитлер пройдёт так далеко. Это связано с плохими дорогами и железнодорожным сообщением, в связи с чем, Красной Армии не удастся быстро мобилизоваться.

       Когда Сталин прочитал эту книгу, то сказал, что прочитав эту книгу, невозможно не стать антифашистом. Фашизм – широкое течение. Источником фашизма был Гитлер, но проводниками его были местные фашисты во всех этих странах (агенты влияния фашистской Германии). Сегодняшний фашизм в Америке, а на Украине подручные фашизма. Они выполняют чужую волю, часто сами не понимая, что они делают. Им кажется, что они борются за единую Украину, а на самом деле разрушают её.    Существует две формы буржуазной диктатуры: фашистская диктатура и диктатура демократическая. Сущность у этих государств одна – буржуазная. Это власть буржуазии как класса, но власть принадлежит реально крупной буржуазии.

       Миром в целом повелевает крупная финансовая олигархия не только в Америке, но и в Европе. Она спокойно выкручивает руки и Германии, и Франции, и Англии. Мы видим, что европейские демократии не хотят войны на Украине, а потенциала сопротивления у них до сих пор нет. Борьба эта не остановится в ближайшие месяцы, потому что главный хозяин и заказчик этой войны - Америка - хочет этой войны. Ей это необходимо для ослабления Европы и России. Кроме того, это подготовка войны с Китаем. США пристально изучает Китай, его развитие, видит, что Китай наступает США «на пятки».

       США ведут такую же подрывную работу против Китая, какую вели против СССР. События в Гонконге тому пример. США раскачивают ситуацию. Влияние агентов США распространяется очень далеко, до самых верхов. Удивительного здесь ничего нет.  Китай находится в переходном периоде. Кроме того, осуществляется не всегда последовательная политика и это ведёт к тому, что буржуазные элементы крепнут, занимают высокие государственные посты. Может случиться, что и там вырастет какой-нибудь «горбачёв».  Будем надеяться на лучшее. Думается, что они усвоили наш урок.

        Независимо от социально-экономической формации сущность государства одна и та же, это диктатура. Заменить такое государство может только диктатура – диктатура пролетариата. В Москве состоялся «Марксистский форум». Собрались в основном доктора наук и выступления их были опубликованы. Никакого другого способа избавиться от богатых бездельников, кроме диктатуры пролетариата, не существует. Богатые разорители России не способны управлять страной. Сталинское правительство восстановило экономику России до уровня 1913 года за девять лет. Сегодняшнее буржуазное правительство не смогло восстановить экономику России до уровня 1990 года за 25 лет буржуазной власти даже до 75%.

       В 1926 году Сталин доложил, что экономические показатели достигли тех, которые были в 1914 году, самом богатом году в царской России. Производительность труда в советское время за эти годы при Сталине выросла в два раза. При нынешнем правительстве в 2015 году планируется отрицательный экономический рост. Зарплаты сокращаются, «верхи» заигрывают с народом, незначительно и временно сокращая свои оклады. Они могут себе позволить сокращение, а трудящимся сокращать нечего. Поэтому Чубайс так пессимистично говорит, что «все мы должны задуматься, куда же мы привели Россию». Надеюсь, что горе - реформаторы понесут ответственность перед народом.