Теодор фон Хиппель

Майк Хаммер 4
Во всех этих произведениях изображалась деятельность легендарного нацистского спецподразделения «Бранденбург 800». Создав его, немцы сделали огромный вклад в деятельность мировых спецслужб, отработав схему, когда разведывательно-диверсионное спецподразделение напрямую подчиняется главному управлению военной разведки страны, но при этом действует в связке с подразделениями вооруженных сил. Схема оказалась столь универсальна, что во многих странах мира ее продолжают применять десятилетие за десятилетием без существенных корректив.
А зарождалась школа немецкого спецназа еще в начале ХХ века в джунглях и саваннах Восточной Африки, в которых относительно небольшая, но мобильная и хорошо обученная группировка немецких войск вынуждена была противостоять мощным, но мало подвижным силам британцев. Нужно сказать, что классическая континентальная прусская военная школа развивалась медленно, постепенно. Многое в ней оставалось чуть ли не от середине 1700-ых годов, когда немцев громил еще Александр Суворов. Казацко-партизанские новации русских были ей чужды. Совсем по-другому пришлось мыслить германским военным и чиновникам, которые попытались в противовес британской и французской создать собственную колониальную империю. Куда бы немцы ни сунулись – в Восточную Африку, Океанию, Папуа – они везде встречали условия, в которых их «школа» не работала. Идея создания полноценных спецподразделений, как для осуществления разведывательно-диверсионных мероприятий, так и для применения тактики «внутренних войск» принадлежала гениальному немецкому военачальнику генералу Паулю Эмилю фон Леттов-Форбеку и его подчиненному Теодору фон Хиппелю. Когда в Первую мировую немцы малыми силами вынуждены были противостоять британцам в районе современных Мозамбика, Кении, Уганды, прогрессивные германские офицеры отказались от позиционной тактики, отдав предпочтение налетам, ударам по самым уязвимым местам в обороне, по узлам управления. Более того, они сделали то, что англичане успешно применяли в Индии, но чем брезговали в Африке – вооружили местное население. Немцы испытали в многочисленных стычках начала века на себе подготовленность местных воинов, и хотели видеть их в качестве союзников, а не врагов, способных нанести удар в спину… В итоге британцам, несмотря на стартовые преимущества, так и не удалось сделать ничего с немецкими войсками на африканском театре военных действий. Честь германского орла была сохранена.
4 Учитывая тот факт, что опыт оказался весьма успешным, Теодор фон Хиппель, выходец из военной семьи, искренне болеющий душой за обороноспособность Германии, начал оббивать пороги высоких кабинетов, предлагаю учесть африканский опыт при построении новой немецкой армии. Но в генеральских креслах сидели все те же наследники Фридриха, разрабатывающие теории использования танковых клиньев и передвижения огромных людских масс. Любая «партизанщина» была им чужда и противна. На счастье фон Хиппеля, его доклад попался на глаза гораздо более широко и прогрессивно мыслящему человеку – шефу военной разведки (Абвера) адмиралу Вильгельму Канарису.
Адмиралу идея понравилась, и в 1935 году фон Хиппель приступил к подготовительной работе по созданию подразделения.
В 1939 году первые бойцы немецкого спецназа разведки стали в строй. Экспериментальное подразделение называлось батальон «Эббингхаус». В него набрали немцев, проживших длительное время на территории Польши и владевших в совершенстве польским языком. О методах комплектования и подготовки спецназовцев Абвера на разных этапах мы поговорим в нашем следующем материале.
Историки говорят, что начать боевые действия против поляков немцы изначально планировали 26 августа 1939 года. В этот день экспериментальная группа подопечных Абвера из 14 человек  стремительно атаковала охрану одного приграничных туннелей. Более ста польских силовиков было обезврежено. Только по факту первые немецкие спецназовцы разведки узнали, что операция перенесена на 1 сентября, после чего отошли. Всех членов диверсионной группы представили к боевым наградам, но руководство страны решило, что давать их за действия до начала боев – неэтично.
Бойцы батальона прекрасно зарекомендовали себя в первые же дни войны, но просущестовавал он в таком виде не долго – был распущен для дальнейшей реорганизации. Канарис был полностью удовлетворен. Поданный фон Хиппелем рапорт о формировании подразделения был подписан. 25 октября 1939 года «отец идеи» фон Хиппель получает команду, сформировать с учетом имеющегося уже опыта «800-тую учебно-строительную роту особого назначения». «Строительной» она стала из соображений конспирации. В декабре 1939-го на ее базе был развернут уже батальон спецназа. Его местом базирования стал Бранденбург-на-Хавеле, давший и новое имя подразделению. Четыре роты батальона были созданы по региональному признаку (происхождение и, одновременно, место потенциального применения):
2 - первая: из немцев, проживавших на территории Прибалтики, России, Финляндии, Украины (и, соответственно, в совершенстве владеющих русским языком и местными региональными языками);
- вторая: из немцев, живших в Западной Европе или Африке (и владеющих английским, французским, португальским или какими-то из африканских языков);
- третья: из немцев, проживавших в Чехии, Словакии, Югославии;
- четвертая: из немцев, проживавших в Польше.
Отдельно были сформированы мотоциклетные и парашютно-десантные, штабные подразделения. Всего семь рот.
В скором будущем в составе «Бранденбурга» либо при нем стали появляться «национальные» подразделения, укомплектованные представителями других народов: украинцами, чеченцами, грузинами, арабами, индусами.
Доказывал свою боеспособность «Бранденбург» не только на учениях. Вместе с кураторами из Абвера бойцы 800-го батальона сначала готовили, а затем и реализовывали мероприятия, позволившие Вермахту с минимальными потерями развернуть наступление в Западной и Южной Европе, а затем полностью их оккупировать.
Одним из важнейших моментов в начале наступления была возможность форсировать реку Маас с дальнейшим прорывом на помощь десантам, сброшенным у Роттердама. В этих операциях должны были принять участие сотрудники «Бранденбурга». И если в районе Маастриха голландским пограничникам удалось дать бой и в его ходе взорвать мосты, то возле Геннепа нацистский спецназ сработал блестяще. Эта операция до сих пор изучается в курсах военной истории и тактики многих стран. Часть диверсионной группы оделась в униформу голландских пограничников. Они яко бы захватили в плен немцев и конвоировали их на допрос. У конвоиров оружие было в руках, а у «пленных» - пистолеты-пулеметы и гранаты под одеждой. Когда голландские пограничники, обрадованные успехом братьев по оружию, расслабились, то были атакованы. Мост был захвачен за считанные секунды. По нему на помощь десантникам по направлению к Роттердаму были брошены немецкие танки. Участь Голландии были решена… Фактически операция была реализована силами всего одной разведгруппы Первой роты «Бранденбурга» при поддержке штатных сотрудников Абвера. Стратегическое задание было выполнено с привлечением минимальных сил и малой кровью, только благодаря прекрасной выучке, безумному мужеству и умению планировать операции сотрудников «Абвера» и «Бранденбурга». Третья рота в это же время громила бельгийцев. Ей была поставлена задача захватывать с минимальным ущербом стратегические военные и промышленные объекты. «Бранденбуржцы» справились с этим блестяще. Две трети из десятков объектов, обозначенных в приказах, попали в руки германцам в целости и сохранности.
А еще через месяц, бойцы подразделения «Бранденбург» не дали отступающим французским войскам взорвать нефтепромыслы Пешельброна. Немцы действовали так быстро и умело, что успели не просто спасти объекты добывающей промышленности, но и захватить французских саперов вместе со снаряжением и взрывчаткой…
3 Не менее блестяще сработали «бранденбуржцы» и в Норвегии. Им была поставлена очередная сложная и масштабная задача – не допустить перегруппировки разбитой норвежской армии на севере страны. Около сотни спецназовцев, переодетых в норвежскую униформу, ушли в рейд и провели масштабную карательную операцию, которая дала нацистам прекрасные результаты. Фактически силами одной роты были добиты остатки целой армии!
Увлеченный успехами в Западной и Северной Европе фон Хиппель предлагает очередную стратегическую операцию – взрыв и блокирование Суэцкого канала. Но политическое руководство страны эту идею не поддержало из-за других приоритетов и возможных осложнений с итальянцами. В октябре 1940-го с учетом потрясающих успехов подразделения, его из батальона реорганизуют в отдельный полк особого назначения. Первый батальон – наследник Первой роты – продолжил подготовку к войне с СССР. Второй готовился к рывку на Средиземное море. А Третий – на Великобританию.
Весной 1941-го «Бранденбург» был передовым отрядом нацистских войск при оккупации Балкан. Его бойцы вели войсковую разведку, продолжали точечный захват стратегических объектов. В апреле 1941-го разведчики-диверсанты «800-го полка» первыми вошли в столицу Греции – Афины, взяли под контроль стратегические объекты и подняли над городом нацистский флаг…