Очень трудно писать о стихах. Они сами просятся к нам в душу, делая более яркой радость или смягчая боль. Детям, кажется, доставляет удовольствие сам ритм стиха, отгадывание с помощью рифмы. Как - то меня пронзило стихотворение школьника из Узбекистана Владимира Абдуразакова. Вот оно:
О стихах.
Из всех стихов останутся лишь те,
Которые - внимательно всмотреться-
Не строки оставляют на листе,
А отпечаток бьющегося сердца.
Обиду не унять ничем:
Ни сном, ни сладкой речью...
Какая хрупкая мишень,
Ты, сердце человечье!
Всё. Добавить нечего. Хочется постоянно возвращаться к нему. Был ещё толчок к обучению поэтическому творчеству. В Москве нас готовили к работе с шестилетками. Учителя делились своими уроками, введением поэтических минуток на различных уроках; все с удовольствием записывали незамысловатые стихи. Решилась тоже написать строчки о тех фигурках, которые помогают нам на уроках математики. (Думаю, это поможет не только учителям, но и всем, у кого растут дети). Изучая в первом классе понятия "больше" - "меньше", мы используем матрёшек. О них даю маленькие задания в стихах:
У красавицы - берёзки
Водят хоровод матрёшки.
Посмотри, каких из них больше?
Маленьких или больших?
И продолжила воспитательный момент:
Матрёшки - русский сувенир,-
Иностранцев всех пленил.
Кто же будет помогать
Эту роспись развивать?
Изучая понятия "столько же", вырезали из открыток белочек. Даю задание:
Эта белка не простая,
Белка книжечки читает.
Сосчитай же, СКОЛЬКО ИХ,
Милых, маленьких и рыжих?
Сколько ХВОСТИКОВ У НИХ?
А РИСУНКОВ на картинке?
А под лапками ЛИСТОЧКОВ?
Знание детьми понятий "слева", "справа" проверяю с помощью такого задания:
Это белый пароход.
Вдоль по морю он плывёт.
И на нём 10 матросов.
Задают вам всем вопросы.
Вот один морской вопрос:
Где у судна расположен НОС?
СПРАВА, СЛЕВА, ВПЕРЕДИ,
Ну, а может, ПОЗАДИ?
Помогают нам и зайчата:
Очень весел милый зайчик:
Он сегодня - барабанщик.
Сколько он ударит раз?-
Посчитай -ка, первый класс!
Помогают нам и мудрые совы:
Совы мудрые сидят.
На ребят они глядят.
Сколько ГЛАЗ у наших сов?
Сколько ЛАПОК и НОСОВ?