Познание и бесконечность

Герберт Грёз
Идёт двадцать первый век. Сколько надежд возлагалось, сколько фантастических книг написано! И на Марсе-то человечество колонии создаст, и телепортироваться научится, а уж про заселение Луны и говорить нечего... А что в итоге? Люди — не отважные покорители космоса и властители пространства-времени, а разобщенные пустоголовые болваны, уткнувшиеся в экраны своих гаджетов.
Вот, задает мне недавно дочь вопрос: «А правда, что инопланетяне существуют?» И не знаешь сразу, что и ответить-то. Должны быть, конечно. И вот пока я размышлял, что сформулировать, свалилась мне одна идейка.
Логика наших земных ученых устроена таким образом, что наука может доказать только существование чего-то, но не может достоверно установить отсутствие. Это факт давно известный. То есть, грубо говоря, если найти черную кошку в темной комнате, то научно будет доказано, что она есть. А если не найти? Значит, хреново искали.
Вот, к примеру, если на какой-нибудь научной конференции я делаю доклад на тему: «Предпосылки и предикторы возможного существования Зеленого Американского Пингвина», то уважаемым оппонентам придется прибегнуть к более весомой аргументации, чем констатация того факта, что я идиот, ни черта не смыслящий в зоологии пингвинов.
Я говорю: Зеленый Американский Пингвин существует. Конечно, чтобы доказать, что он есть, мне так или иначе придется представить хоть один экземпляр общественности. Но! Ни один оппонент с научной точки зрения не сможет доказать, что искомый образец НЕ существует.
Если же копать далее, тем самым добывая почву для роста и развития агностицизма, всё становится еще интереснее.
Положим, я беру обыкновенного субантарктического пингвина, купаю его в растворе бриллиантового зеленого и привожу в Майами. Вуаля! Пингвин? А что, сами не видите? Зеленый? Да еще какой! Американский? Уже да. Три-два-раз, ЗАП существует. Или же если игрок «Pittsburg Penguins» напялит на себя зеленую хламиду, разве нельзя будет его считать искомым?
Какой же из этого следует вывод? Внезапный и неожиданный, слегка отдающий квантовой механикой.
Пока идея не сформулирована и не высказана, ее объекта, конечно же, не существует. Но как только она объявлена, услышана, прочитана или просмотрена на YouTube, то предмет ее переходит как минимум в суперпозицию «И есть и нет». И оказывается в дружной и теплой компании Бабы Яги, феи Динь-Динь, Терминатора и машины времени.
Но вернемся к инопланетянам. Нам с детства внушали, что Вселенная бесконечна. Значит, и количество звездных систем в ней — величина бесконечно большая. Предположим, что вероятность появления разумной жизни на одной из планет любой системы — величина бесконечно малая, но все же больше нуля (ведь мы-то с вами есть!). Господа математики, что получается при перемножении чего-то нереально большого на что-то нереально маленькое?
Неопределенность, я полагаю. Если не так — поправьте, буду очень признателен.
А раз так, то инопланетяне, без сомнения, существуют. Вот только наши, с позволения сказать, двигатели не могут в адекватные сроки дотащить корабль с Земли даже до Проксимы Центавра, не говоря уже о соблазнительно заманчивой Глизе.
Но раз в свое время были высказаны идеи о кротовых норах, фотонных двигателях и прочих экспонатах Sci-fi кунсткамеры, значит, они тоже есть! Пусть не в нашем времени, но человечество, как оказалось, ждать умеет.
Так к чему я?
Люди! Юноши и девушки, старые перечницы и деды-разбойники, дерзайте! Любая (см. выше) ваша идея — уже гарант не отсутствия предмета ее содержания. Агностицизм полезен в положительном смысле. Мир непознаваем, но это не значит, что ну и хрен с ним. Мы никогда не дойдем до конца дороги, но сам путь невероятно интересен!
И бежим мы по нему все быстрее. Ведь всего каких-то двести лет назад в степи глухой замерзал ямщик, что было делом обыденным, хоть и печальным. И именно потому, что Бенц сделал автомобиль, Форд поставил его на конвейер, а «АвтоВАЗ» придал ему невероятную надежность, ямщики в степях стали замерзать значительно реже. Это были идеи, которые стали реальностью. Нет, которые и были реальностью. Как и Зеленый Американский Пингвин.

P.S. Энакину Скайуокеру — привет.