Свет мой, зеркальце, скажи...

Владимир Калуцкий
К концу ХХ века книга перестала быть основным носителем иноформации. Наверное - тут две причины. Первая - пришли новые возможности постижения и хранения знаний. И вторая - критическая масса печатаной продукции.Книг стало столько, что библиотечные завалы уже негде хранить.Собраны и знАчимы домашние библитеки. У меня - на что скромный книжный угол, но и здесь около трёх тысяч названий. Конечно - со времени изготовления первой книги и до появления первых цифровых носителей прошли тысячелетия. Книга стала главным культурынм явлением, а книжные люди - превозвестниками знаний и учителями человечества. Я бы выделил в истории Земли отдельный геологический период - эру Кодекса - ибо на наших глазах она завершается в классическом своем виде и период Книги переходит в стадию ископаемых артефактов.
Но что бы ни менялось в мире, здесь навсегда останутся многние книги, ставшие как бы верстовыми столбами на дороге цивилизации. Ведь, даже если перевести Библию в цифровой формат, её все-равно всегда будут именовать Книгой.
В моём Отечестве есть тоже вершины, без которых можно заблудиться. Такие книги - даже не верстовые столбы. Это целые города, это монастыри и университеты духа. Не стану распыляться, а скажу несколько слов об одной такой русской книге-Соборе. На сотни лет определила она правила жизни и направление мысли, и уже тем заняла своё высокое место в русской библиотеке.
Где же она..?
Вот, у меня на полке, рядом с "Арифметикой" Магницкого и "Номоканоном". Книжка маленькая, теряется между фолиантами. Оно и понятно - некоторым из них под четыреста лет!
А этой книге всего... 299. "Юности честное зерцало или показанiе к жiтеiскому обихожденiю. Собрание отъ разныхъ Aвторовъ. Напечатана повелЪниемъ ЦАРСКАГО ВЕЛIЧЕСТВА въ САНКТЪПИТЕРБУРХЕ лЪта Господня 1717, февраля 4 дня".
Представляете мой трепет? У меня в руках книга, о которой я точно знаю - почти три сотни лет назад, день в день, она находилась в государственной типографии. И, возможно, именно мой экземпляр, еще тёплый от пресса и прикосновения ножа, проверял на пригодность сам Пётр Первый!?
Я не хочу вдаваться в содержание книги. Кому интересно - загляните, хотя бы , в Википедию - там о "Зерцале" большая статья.
Я скажу несколько слов о моем экземпляре.Двести лет ходил он по рукам разных читателей, чему имеются карандашные и чернильные отметки. В середине 19-века оказалось моё "Зерцало" в купеческой семье Ключниковых-Железцовых - моих родственников по материнской линии. Тогда поколнения девиц оставили на полях тайные знаки. Что прятали, что хотели передать другим читателям девицы - теперь загадка. Но можно понять, что они чаяли в купеческом затворе до замужества. Вот, например,книжные строки : "Шестая надесять добродЪтель есть дЪвственное цЪломудрiе, когда человекъ безъ всякого пороку , или съ другими смЪшенiя и безъ прелести плотскiя наружно, и внутренно душою, и тЪлом, чисто себя внЪ супружества содержiть, и сия добродЪтль зело удобно равняется и уподоблена, о которомъ всЪмъ и каждому извЪстно".
На полях - выцветший карандашный всхлип:"Ахъ какiя ужимки!".
Собственно - книжка эта ещё и настоящий учебник грамоты. Здесь приводятся церковнославянский и гражданский рифты, цифровое значение старых русских букв, объяснение числам арабского и римского ряда. Да много мудрости собрано в книжке! Небольшая, удобная спрятать в карман, она для юношества петровской - и поздних пор - была чем-то вроде нынешнего мобильного телефона. Там подсказка отроку - как вести себя с духовными лицами, с родителями и начальниками, в ухаживании за девицам.
А как нужно было заглянуть "Зерцало" перед застольем! "Надъ ествою не чавкай, какъ свiнiя, и головы не чеши, не проглотивъ куска не говори, между тЪмъ не замарай скатерти, и не облiзывай перстовъ, около своей тарелки не делай забора изъ костей, корокъ хлЪба и протчаго".
По сути - "Юности честное зерцало" - это продолжение и развитие знаменитого "Домостроя". Он тоже здесь , на полке . Но о "Домострое" поговорим позже, к случаю.
Я же заканчиваю о юбиляре, о "Зерцале".
Знаете , что интереснов нём больше всего?
Книга написана для людей сердечного склада. Добрых, богобоязнынных ,любящих.
Даже не верится, что такие на Руси были...