История Народного театра

Анита Карелина
Эта моя статья «История народного театра» была опубликована в Муниципальной газете Мытищинского района «Родники» 31 января 1997 года.
Здесь в тексте сделаны некоторые поправки и даны примечания.

На фото: Дом культуры ММЗ незадолго до сноса.





«Дай Бог сохранить, что есть!..» Эти слова, которые запали в душу с самого начала моего знакомства с историей народного театра в Мытищах, принадлежат директору Дома культуры АО «Метровагонмаш» Юрию Ефимовичу Лифшицу.  Этот удивительный человек является не просто собирателем и хранителем истории завода, он – часть нашей культуры. Ведь общая система ценностей культуры складывается в процессе длительного развития. Её средоточием был и остаётся Человек, непостижимый в своей тайне.

Юрий Ефимович в своё время окончил Московский институт культуры. С 1977 года является бессменным директором ДК. Можно было бы сказать, что с того момента и начинается история развития культуры в Мытищах, потому что только с приходом этого замечательного человека и благодаря ему мы можем узнать о культурной жизни города на протяжении целого столетия. Бережно собирал он по крупицам сведения о людях, о событиях. Эта летопись хранится  в 13 альбомах, наполненных фотографиями, афишами, программками и прочими уже фактически архивными материалами. А почему я развитие культуры города Мытищи связываю с городским ДК ММЗ, скажу так: долгое время это предприятие (ММЗ – Мытищинский машиностроительный завод – прим. автора) вкладывало огромные средства на развитие и содержание культуры - сферы духовной жизни. Ведь именно в этом ДК разгорались очаги народного творчества. До сих пор многие мытищинцы вспоминают о тех временах, когда со всех концов города и даже района шёл в Дом культуры народ, шёл на спектакли и концерты, учиться петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать...

В мае (1997 г. – прим. автора) АО «Метровагонмаш» готовится отметить своё 100-летие со дня основания. Осенью того же года Дому культуры завода исполняется 68 лет.  Речь пойдёт именно о ДК, стены которого хранили в себе особенный дух - благословение времени. Специфическая архитектура  и своеобразный интерьер 20-х годов как-то привлекли внимание кинематографистов. Известный режиссёр фильмов Лев Кулиджанов нашёл в мытищинском ДК ММЗ  подходящую «натуру» для съёмок фильма эпохи сталинских репрессий - «Умирать не страшно».

Однако вернёмся к истории народного театра тогда ещё вагонного завода. Об этом в заводской газете ММЗ «Машиностроитель» в ряде своих статей рассказывал Николай Иванович Прохоров - режиссёр народного театра с  1959 года (его возраст на момент написания данной статьи - 81 год - прим. автора).

29 октября 1900 года принято считать днём рождения народного театра в Мытищах. Начало деятельности засвидетельствовано архивными документами. Сохранился список агента Общества по охране авторских прав, обнаружившего недоимку авторского гонорара за несколько спектаклей. Это общество было создано в 1850 году по инициативе А.Н. Островского для сбора с каждого платного спектакля денег в пользу автора. Так история сохранила для нас день, когда состоялся первый платный спектакль кружка любителей драматического искусства вагонного завода в селе Большие Мытищи  (постановлением ВЦИК рабочий посёлок Мытищи получил статус города 17 августа 1925 года – прим. автора).

На протяжении дореволюционного периода спектакли любителей-актёров вагонного завода ставились довольно часто, что под силу только большому коллективу. Вдохновителем самодеятельных артистов был С.П. Родионов, о котором, к сожалению, не сохранилось сведений. Начинали с водевилей. Успехом пользовались спектакли «Ванька-ключник», «Русская свадьба», «Столичные гости», «Не зная броду – не суйся в воду», «Жертва за жертву», «Невеста на час», «Дети Ванюшина» и другие.

Подмостки для актёров были сооружены по приказу директора завода С.Г. Лабунского в помещении вагоностроительного корпуса. Станислав Германович Лабунский не пользовался авторитетом среди рабочих. Однако он сыграл большую роль в становлении самодеятельного искусства в коллективе предприятия. Без его поддержки не могло быть и речи о существовании любительской труппы завода. За счёт предприятия Лабунский приобретает комплект духовых инструментов и «специальные одежды» для музыкантов созданного оркестра. Для участников хора (им руководил артист из Москвы Коровин) приобретается «форма». Оркестр, кстати, всегда играл до начала и после окончания спектаклей народного театра. 

В 1905 году была открыта бесплатная библиотека, для работников завода на Поповой Горке началось строительство жилья. Одновременно закладывается Народный дом в деревянном исполнении, примерно на 800 мест, с паровым отоплением от завода. Он открылся в 1906 году. Содействие в этом оказало Московское общество распространения полезных знаний и книг. С открытием Народного дома на его сцене регулярно играла свои спектакли театральная труппа. До 1910 года репертуар носил  чисто развлекательный характер, чтобы привлечь как можно больше зрителей, ведь спектакли были платными.

Благодаря Ю.Е. Лифшицу сохранилась фотография одной из первых афиш театра.  (Использование старой орфографии, а также то, что не удалось прочесть на фотографии, опускается – прим. автора)

                Северных ж.д. Мытищи Северных ж.д.
        В помещении вагоностроительного завода (новый рабочий посёлок)
                в воскресенье 15 июня
     группою рабочих любителей драматического искусства будет представлено:
                А.Н. Островского
                «Не так живи, как хочется»
                Драма в 3 действия и 4 карт.
                Режиссёр П.А. фон-Фессинг
            Ответственный распорядитель Ф.М. Плуховский
              После спектакля танцы до 2-х часов ночи
                Распорядитель танцев М.В. Семашко
                Билеты от 30 к. до 60 к.
       Оркестр вагоностроительного завода под управлением Л.Н. Ясенева.
                Начало спектакля в 8 часов вечера.

После революции 1905 года в состав драматической труппы вливаются социал-демократы из числа подпольщиков. (Надо сказать, что рабочие завода не поддерживали во время революционных выступлений социал-демократов.) Труппа в этот период переживает кризис, связанный с событиями в стране. Изменился репертуар. На сцене появляются такие спектакли, как «Сокол и вороны», «Сердце – не камень», «Лес», «Без вины виноватые» Островского, «Горькая судьба» Писемского, «Волчьи зубы», «На дне», «Стенька Разин», «Обездоленные», «Хижина дяди Тома», «Дети солнца», «Горячее сердце». На репетициях обсуждались вопросы художественного воплощения пьес и заводской жизни, развернула нелегальную деятельность социал-демократическая организация.   

В те времена ставилась пьеса  Горького «Враги», от которого даже пришло  письмо с благодарностью. Второй спектакль пьесы «Враги» был поставлен 31 июля 1916 года. Это привлекло внимание властей. За происходящим строго наблюдали жандармы. В жандармском управлении были составлены списки на неблагонадежных лиц завода. Осенью был арестован Ф.Г. Титов (член Московского комитета), который вынужден был прекратить заниматься театральной деятельностью. Следующий спектакль «Враги» был поставлен уже 27 июля 1917 года в Москве на  сцене театра Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (бывший театр Зимина, теперь – Театр оперетты на Пушкинской улице), а 30 июля – снова в Мытищах.

Творческая жизнь драматической труппы всегда была тесно связана с историей. Революционные события 1917 года отразились на судьбе театра. Часть труппы уехала на фронт, часть – продолжала ставить водевили Чехова («Медведь», «Предложение»). Затем – первые произведения советской литературы и самодеятельных авторов: «Буржуй в аду», «Святая святых», «Смычка города с деревней», «Женщине дорогу»... Много ставилось агитпьес, где недостаток таланта возмещался избытком революционного оптимизма. Было организовано объединение «Синяя блуза», члены которого исполняли стихи, танцы, песни, сценки. На повестку дня встали и другие вопросы – семья, быт, политические концерты, агитпрограммы, пьесы бдительности.

В 1921 году сгорел Народный дом. Драматический коллектив стал налаживать работу в разных помещениях. В летнее время использовали летний сад, который находился на месте нынешнего вещевого рынка (мкр Военка, в настоящее время там построен большой Торговый центр с парковками для автомобилей – прим. автора). Молодежь сделала сцену, скамейки для зрителей. Впоследствии помещение летнего театра стало закрытым.

В 1929 году был построен новый клуб, и театральная труппа развила более активную деятельность. Ставились пьесы: «Коллективная сила», «Квадратура круга», «На дне», «Разлом», «Аристократы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Васса Железнова», «Платон Кречет», «Очная ставка», «Любовь Яровая», «Бронепоезд 14-68», «Слуга двух господ»... Новое здание стало центром культурной жизни не только села Большие Мытищи, но и близлежащих районов. Массы людей посещали спектакли драматической труппы завода.

В годы Великой Отечественной войны коллектив вновь перестроил свою работу. Согласно требованиям военного времени ставились одноактные пьесы, сценки, шутки, были постановки в госпиталях, перед коллективами воинских частей. Работа велась напряжённая.

С приходом в коллектив режиссёра А.В. Кислякова, артиста МХАТа, началась работа над пьесами А.Н. Островского «Доходное место», «Большие хлопоты» Боборыкина, «Любовь Яровая» Тренёва, «Бронепоезд 14-69» Иванова, «Платон Кречет» Корнейчука. Коллектив добился замечательных успехов. Несколько спектаклей показывали в Москве, что отмечено грамотами и дипломами.

В середине 50-х годов в коллектив театра приходит большая группа молодых одарённых людей. Постепенно, овладев артистическим мастерством, они становятся ведущими исполнителями. Появилась возможность решать очень сложные вопросы сценического воплощения. Например, был создан образ Ленина и других революционных деятелей. Роль Ленина прекрасно исполнял Борис Шевырин.  Коллектив поставил «Зарю над Питером» Вербицкого.

С 1959 года театр возглавляет режиссёр Николай Иванович Прохоров. На конкурсах театру неизменно присуждались дипломы первой степени, денежные премии, а спектакли коллектива шли на сценах московских профессиональных театров и даже транслировались по радио.

29 октября 1969 года коллективу присвоено высокое звание «Народный театр». Воодушевленный коллектив ставит спектакли: «День тишины» Шатрова, «Каждому своё» Алёшина, «Сильное чувство» Ильфа и Петрова, «Двери хлопают» Мишеля Фермо, «Без вины виноватые» Островского, «Прощание в июне» Вампилова, «Маленькие трагедии Пушкина...

За последние годы театр создал ряд спектаклей, получивших высокие оценки на конкурсах в рамках двух фестивалей: «Каждому своё» Алёшина, «Другой вариант», «Иван и мадонна» Кудрявцева, «Смеяться, право, не грешно» - сатирический спектакль советских драматургов, «Приговор Варфоломеева», «Про Федота-стрельца, молодого удальца» Филатова, юбилейный спектакль «Женитьба Белугина» по пьесе Островского.

Всё, что происходит в нынешнее время, не может не отразиться на каждом из нас, а тем более на большом коллективе, и не только театральном. Сейчас театр переживает сложное время.  Если в 29-м году здание ДК отвечало требованиям того времени, то сейчас, увы... После 68-летней эксплуатации оборудование износилось.  Когда-то на сцене действовал круг, имелась хорошая электроосветительная аппаратура, светорегуляторы... Да и зритель теперь пошёл не тот. Если раньше спектакли шли по 3 - 4 часа, то сейчас 2 – 2,5 часа, и этого достаточно. Да, проблем сейчас хоть отбавляй, и они во всём. В прошлые времена не трудно было достать костюмы для спектаклей, их брали напрокат, это было недорого. В этом году труппа отыграла лишь новогодние костюмированные представления для детей.

Культура делает свой отчаянный виток по спирали. Всё чаще вспоминаются русские меценаты. Если при советском строе культурой «подавляли», то сейчас «подавляют» культуру, которая требует больших вложений. В погоне за прибылью новоиспечённые бизнесмены занимают культурное пространство: устраивают в культурных центрах мебельные салоны и увеселения в виде казино и ночных клубов...  Поступают предложения от бизнесменов и в ДК ММЗ.

АО «Метровагонмаш» сейчас не в состоянии содержать свой культурный центр, который в былые годы был самым посещаемым и занимал важное место в жизни не только сотрудников завода. Сколько там проходило мероприятий! Смотры, конкурсы (областные и всесоюзные), городские мероприятия, концерты, фестивали, литературно-музыкальные утренники для детей. Наша газета (тогда она называлась «За коммунизм» - прим. автора) проводила там встречи с читателями. Многие помнят театрализованный вечер института культуры. Режиссёр вечера – дипломница Московского института культуры Т. Вырыпаева предложила новую форму вручения комсомольских билетов. А сколько знаменитых людей побывало на концертах и встречах в стенах этого Дома культуры!

-Дай Бог сохранить, что есть... – вздыхает Юрий Ефимович. Но для поколения, которое будет жить в следующем столетии, остаётся та часть истории, которую бережно хранит директор Дома культуры АО «Метровагонмаш» - Юрий Ефимович Лифшиц. Будем надеяться, что сейчас всё лишь затихло, чтобы воспрянуть с новой силой. Будут ещё фестивали самодеятельных коллективов художественного творчества, творческие вечера актёров нашего театра, театрализованные вечера культуры, литературно-музыкальные вечера для детей...  Словом, у нас есть тот фундамент, на котором была построена культура. Молодёжи лишь остаётся принять эстафету культурного наследия старшего поколения.


                Послесловие сегодняшнего дня.

Когда в конце 90-х писала историю Народного театра, даже не могла подумать, что спустя 16 лет все эти «фантазии» о возрождении ДК канут в бездну.  Его подвергли уничтожению в конце 2013 года. В день, когда снесли Дом культуры, Юрий Ефимович Лифшиц покинул этот мир. 

В Интернете немного сведений о самом ДК. Есть некоторые фото, но только - внешний вид здания.  Там можно прочесть о том, что когда-то ДК ММЗ назывался просто клубом ММЗ и был единственным очагом культуры огромного района, куда входили Лобня, Долгопрудный, Лосиный остров, Бабушкино. На его сцене выступали Артур Эйзен, Арам Хачатурян, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко...  Есть и о том, что член Союза краеведов России Гурьянов создал проект музея СССР в здании клуба ММЗ и даже получил за него губернаторскую премию 2013 года, но региональный Минкульт признал, что здание находилось «в ветхом аварийном состоянии», что оно «не включено в реестр объектов культурного наследия» и что «эксплуатация данного объекта невозможна ввиду неудовлетворительного технического состояния». Энтузиасты, боровшиеся за сохранение ДК, так и не смогли достучаться до сердец  чиновников, принимавших решение о сносе какого-то старого здания.

На сегодняшний день предприятие ОАО «Метровагонмаш» входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг».

До сих пор, проходя мимо того места, где располагался Дом культуры ММЗ, я чувствую боль утраты. Эхо былого времени тревожит, и наворачиваются слёзы. Сейчас на этом месте стоянка для автомобилей. И кажется, что над ней зависла огромная, давящая вселенская пустота с фантомом бывшего хранителя культуры - ДК ММЗ.

«Дай Бог сохранить, что есть!..»