Необычный полет

Виктор Кирсанов
До сих пор не могу понять, что это было? Но расскажу всё по порядку.
Случилось это не то в 1978 году, а может годом позже. Срочно надо было лететь в Свердловск (сейчас г. Екатеринбург) в командировку. Вылетал из Ростова-на-Дону. Особо не боялся полетов, так как не один раз пользовался услугами Аэрофлота.

Место у меня было практически возле кабины пилотов, справа от неё. Взлет и набор высоты прошли в штатном режиме. Под монотонный шум я расслабился и задремал, как, впрочем, и большинство пассажиров. Проснулся от громкого объявления по радио. Говорил командир корабля:

- Уважаемые пассажиры! К вам обращается командир экипажа. На нашем борту проводится учение по борьбе с угоном самолета. Соблюдайте тишину и порядок. Наш самолет совершит посадку в незапланированном районе. При подаче трапа первыми покидают самолет женщины и дети. О возможности покинуть самолет остальными пассажирами будет объявлено дополнительно. При возникновении паники к нарушителям могут быть применены меры физического воздействия. Еще раз повторяю, соблюдайте тишину и порядок. Никаких причин для паники нет.

Я даже потряс головой, может это мне снится. Оглянулся, некоторые пассажиры продолжали дремать, но многие настороженно оглядывались, прислушивались к гулу самолета и тихо обсуждали речь командира, спокойно сидя на своих местах. Я тоже прислушался. В кабине работал передатчик, слышались какие-то неразборчивые голоса. Но вот дверь кабины открылась, оттуда вышел член экипажа, и я услышал приглушенный голос из динамика:
- Борт такой-то, что случилось? Почему….
Дверь закрылась, и уже ничего слышно не было. Член экипажа с хмурым лицом быстро проследовал в хвост самолета, не отвечая на вопросы пассажиров. Стюардессы, также сосредоточенные и без улыбок, ходили между рядами и просили не отстегивать ремни безопасности и не покидать свои места. На вопросы отвечали, что командир экипажа всё сказал, поэтому им добавить нечего. Просили не волноваться, так как повода для этого нет.

У меня в голове стучала одна мысль: «Что за чушь? Как можно проводить какие-то учения с пассажирами на борту, среди которых есть дети?». Странно, что соседи около меня, проснувшись от речи командира, опять мирно дремали. В салоне практически стояла тишина, никто из пассажиров не возмущался, не кричал. Кто-то дремал, кто-то напряженно вытягивал шею, смотря в иллюминатор. Кстати, время было вечернее, где-то около 20 часов.

Дверь летной кабины довольно часто открывалась, из неё быстрым шагом выходил кто-то из экипажа, шел вглубь салона и также быстро возвращался. В момент открытия двери доносились едва слышимые отдельные предложения переговоров летчиков с диспетчером. Что-то типа:
- Что у вас на борту? Почему вовремя не отвечаете? Говорите по существу...
Что говорил экипаж, слышно не было. Двигатели самолета работали однотонно, никакой турбулентности не ощущалось.

Так прошло около часа. Я почувствовал, что самолет начал снижаться. Действительно, опять включилось бортовое радио и командир (почему-то не стюардесса, как это обычно происходит) вновь повторил ранее сказанное. Говорил он спокойно, даже как-то буднично. Особо выделил, чтобы все оставались на местах и были пристегнуты. Но в конце неожиданно добавил, что к паникерам будет применено оружие. Его речь, а особенно эта последняя фраза, разбудила всех пассажиров. В самолете сначала повисла тягостная тишина, которая постепенно перешла в тревожный гул. Пассажиры пытались выяснить у стюардесс, что случилось,  но они куда-то исчезли.

А самолет между тем снижался, и вот в иллюминаторах стала видна земля, но под нами было очень мало огней, то есть на город не похоже. Вскоре стал отчетливо различаться какой-то лесной массив, к которому быстро приближался лайнер. Уже под самолетом замелькали верхушки деревьев, появилась бетонная полоса, и самолет довольно уверенно на неё приземлился, пробежал немного, затем включился реверс и он стал медленно гасить скорость. Что сразу бросилось в глаза, так это то, что крылья самолета чуть ли не упирались в стволы деревьев, окаймляющих посадочную полосу.

Самолет остановился. Двигатели, чуть поработав, заглушились. В салоне повисла тишина (раньше не было принято аплодировать экипажу за удачный взлет и посадку). Всё интересное, судя по лицам пассажиров, прилипшим к иллюминаторам, происходило на земле. Всем уже стало ясно, что это не свердловский аэропорт «Кольцово». Между тем к самолету пытались подогнать что-то похожее на трап, но ничего не получилось, так как самолет стоял вдоль бетонной полосы, практически всю её занимая, а сбоку росли деревья. Тогда вручную подкатили какую-то высокую лестницу и приставили к самолету. Дверь летной кабины открылась и из неё вышли члены экипажа. Стюардесса открыла бортовую дверь, и часть экипажа стала спускаться на землю по лестнице. Двое членов экипажа рассредоточилась по салону, один занял место возле бортовой двери, другой прошел в хвостовую часть. Опять включилось радио, и уже голосом стюардессы было объявлено о возможности покинуть самолет женщинами с детьми, соблюдая осторожность при спуске по лестнице. Также она попросила соблюдать строго очередность и не спешить.
 Что было ещё удивительного в этой истории, так это то, что возле самолета стояли люди в военной форме с автоматами, образовывая коридор, по которому двигались пассажиры в сторону подкатившего на полосу обычного автобуса.

При посадке в автобус нам сообщили, что ехать в "Кольцово" будем минут тридцать, а наш багаж доставят отдельно и по прибытии в аэропорт его можно будет забрать по объявлению. Действительно, ехали мы где-то около получаса, пытаясь в окна, которые были завешены шторками, разобрать маршрут своего движения. Но было уже темно. То, что ехали по хорошей асфальтированной дороге, было понятно по плавности хода автобуса. В автобусе некоторые пассажиры в вполголоса пытались обсудить, что же произошло, но разговор как-то не клеился. Скорее всего, все были рады, что благополучно обошлось. А дальше всё было, как и обещали при посадке в автобус.
Так я и не понял, что это было…