Больная Россия и больная Европа

Нинель Сорокина
«Мещанство победит и должно победить, – пишет Герцен в 1864 г. в статье «Концы и начала». – Да, любезный друг, пора прийти к спокойному и смиренному сознанию, что мещанство – окончательная форма западной цивилизации»  (Д. Мережковский «Грядущий хам», Ленинград, 1991, с. 13).
     Кто такой мещанин? Что это за социальный тип? Здесь уместно вспомнить известную пьесу М. Горького «Мещане», написанную им в 1901 г., т.е. за несколько лет до революции. Известно, что время, в котором жил Горький, он называл “временем суда” над мещанством, его идеологией, моралью, этикой. Мещанин у Горького тот, кто боится ответственности, перекладывает ее на других, он не борец, он обычный обыватель, для которого главной ценностью является его собственное благополучие, душевный и материальный комфорт. Типу мещанина в пьесе противостоит тип так называемых хозяев жизни, тех кто честно трудится, но самореализоваться им не дает несправедливость существующего строя. Так подводится Горьким мысль о грядущей революции.
      Но ирония судьбы заключается в том, что надежды, по крайней мере, в представлении Мережковского не оправдываются: «у голодного пролетария и у сытого мещанина разные экономические выгоды, но метафизика и религия одинаковые – метафизика умеренного здравого смысла, религия умеренной сытости» (там же, с. 19).
    Поэтому те, кто противопоставляют духовную Россию бездуховному Западу – не правы в этом смысле: мы такие же обыватели, как и европейцы. Другой вопрос, что Европа пошла дальше, сделав акцент в своих убеждениях на правах человека, признав права секс-меньшинств, малолетних детей и т.д., отсюда однополые браки, ювенальная юстиция и т.д.
     А вот что Д. Мережковский пишет о социализме. «…две необходимые предпосылки для торжества социализма – уничтожение Бога и уничтожение личности. Надо разрушить в человечестве идею не только о Боге, но и о личности. Одно вытекает из другого, потому что утверждение Бога в человечестве есть утверждение Богочеловечества, абсолютной Божественной Личности – Богочеловека. Социалистическая Вавилонская башня строится на костях убитого Бога и убитого человека. Богоубийство – человекоубийство» (Д. Мережковский «Больная Россия», с. 154).   
     Это о больной России, России победившего социализма, которому в итоге не суждено было достичь окончательной победы. История повернула вспять, словно бы проснувшись после тяжелого кошмара, новая капиталистическая Россия возвращается к своим истокам, к началу капитализма со всеми его «прелестями», с его мещанством, остротой социальных проблем, словно и не было революции, освободившей от оков, пут народ, который закабаляли столетиями. Вспомнили и о Боге. Но личность как подавлялась, так и подавляется.
     А что же прогрессивная Европа, земля обетованная для наших либералов? Удалось ли ей воплотить свой идеал: права Человека должны быть превыше всего?  От Бога Европа себя освободила, но в стремлении вознести Человека на пьедестал, где место только для героев, она тем самым парадоксальным образом сделала его заложником своих ценностей и представлений о всеобщем благе, где во главу угла положены идеи абстрактного гуманизма. Как в России «убита» Личность, так в Европе «убит» Человек. Крайности сошлись. По-прежнему, как и Россия, так и Европа представляют собой царство несвободы.