Моё открытие Италии

Севда Али
«…Красивость вокруг такая, как будто влип в акварель Бенуа!» - отозвался В.В. Маяковский о Франции. Однако, эта универсальная фраза может открыть путевые заметки о любой стране, тем более если это – Италия.
Вот уже замелькали в иллюминаторе самолета заснеженные цепи Альп, подобные оскалу хищника, ниже – аккуратно расчерченные полосы полей и садов, а между ними – змеистые изгибы реки По. От впечатлений, переполнивших сердце при виде клочка не красивости, но красоты, забываешь о кратковременности отпущенного мига, пусть даже и продолжительностью в целое беспечное лето.
Если следовать всем, некогда побывавшим в Италии, путешественникам и утверждающим : «Это-сказка!», рискуешь остаться незамеченным, но более того – незамеченной останется сказка. Неискушенному путешественнику  творения таких же смертных, как и он сам, покажутся промыслом Божьим, а для крайне избалованного – это  более или менее ценные звенья в бесконечной цепи впечатлений. Соскучившегося по прекрасному человека охватывает гнетущее чувство тоски, грусти при осознании того, что  не родился он здесь, не пропитана душа его розовым блеском соборов, протяжным звоном колоколов, ароматом гортензий в крошечных садах, медленным течением рек, то прорезающих городскую толщу, то исчезающих под ней. Даже искренность и гостеприимство итальянцев не разлучат вас с мыслью о том, что вы здесь инородное тело. Впрочем, это дадут понять и в аэропорту, и в банке, и в музее. Раздражительность местного населения объяснить просто: все устали от эмигрантов и  туристов.  Понимания нам и терпения, тем более что за  порогом аэропорта «Линате» - Милан.
В летние месяцы столица Ломбардии может приятно удивить не только гостей, но и хозяев. Бизнес-центр страны переходит на щадящий режим: автомобильные пробки, напряженность дня, людские потоки -  всё в прошлом! Город снимается с насиженных мест и устремляется как можно дальше от самого себя к солнечным брызгам в пронзительной голубизне моря.  Непривычно тихие улицы, еще недавно наполненные суетой, опущенные «забрала» магазинов, баров, кинотеатров пугают вывесками: «Qiuso per ferie». Оставшиеся горожане успокаивают: «В августе Милан – земля обетованная!».
По-летнему, не торопясь, размеренно начинается день в Медиолануме: оседлав велосипеды, с собакой или соседом, миланцы «растекаются» по паркам, чтобы порыбачить у берегов Навильо, сделать пробежку, посмотреть прессу или просто насладиться утренней зарей, сидя под тень. Платана. Потом за чашкой крепкого  кофе – главной составляющей итальянского завтрака – решается главный вопрос нагрянувшего уик-энда. Пестрящая заманчивыми названиями городов, географическая карта дразнит перспективами приятного отдыха в Комо, Бергамо, Виджевано. Поразительно, но ни один из вариантов не способен разочаровать!
 В тридцать минутах езды на юго-запад от Милана можно найти «запылившуюся» жемчужину Ломбардии – Виджевано. Некогда загородная резиденция герцогов Сфорца превращена миланцами в излюбленное место проведения выходных. Пьяцца Дукале – неказистая площадь, вымощенная цветным камнем ,заключенная в «оковы» обходной галереи, стены которой, расписаны с претензией на столичную роскошь. Что же влечет сюда столичного жителя? Покой, простор и мороженое – традиционное лакомство, приготовленное без помощи техники – как утверждают и производители, и потребители. Если осушить содержимое вазочки (величиной с настольную лампу!), то вместе с прохладой и ароматом «амброзии» ощутите привязанность к этому провинциальному городку. 
Потратив столько же времени, но изменив направление, можно оказаться у подножья Альп, где рукава озер соединяют два прекрасных города: Комо и Лекко. Здесь, на площадках-уступах, расположены виллы, а вековые леса составляют частные парки, огражденные полосами железных решеток. Человеку, не соприкасавшемуся с понятием «частная собственность», следует принять как должное, что спасительная прохлада парка  только для хозяина виллы, родник в гроте – только для Мадонны, о чем гласит соответствующая надпись. Утешьтесь, так как вам остается не так уж и мало: зеркальная поверхность озера и бескрайнее небо.
И вновь Милан. Покинутый, он сдается на милость завоевателям – туристам, желания которых отнюдь не ограничиваются посещением именитых бутиков. Сюда стекается публика начитанная и не очень, но составленная ассоциативная цепочка которой вписывается в традиционную формулу: Милан – Леонардо да Винчи. В XV великий мастер, оставив родную Флоренцию, находит приют при дворе Лодовико Моро, герцога Сфорца. Миланский период Леонардо ознаменовался созданием «Тайной вечери» в трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие. Однако, смелый экспериментатор стал свидетелем неизбежной гибели своего детища. Новая технология нанесения двойного слоя темперных красок на грунт фрески оказалась непригодной в условиях влажного климата. Современным реставраторам удалось предотвратить процесс осыпания красочного слоя. В мае1999 «Il Cenacolo» - «Тайная вечеря» - снова предстала перед ценителями искусства.
Расположенный недалеко от монастыря Санта Мария дела Грацие замок Сфорца вновь перелистает забытые страницы «Леонардо да Винчи» Д.С. Мережковского – своего рода путеводитель по Милану конца XV века. Ступаю на территорию Кастелло Сфорцеско и чувствую, что все здесь давно знакомо: Рокетта, галерея Браманте, рыцарский зал, расписанный гербами Милана. Средневековая цитадель в настоящее время переквалифицировали в историко-культурно-развлекательный центр. Здесь находится музей музыкальных инструментов, музей гобеленов, залы романской и готической культур, кроме того – библиотека и арт-студия. Внутренний двор, отведенный под концертную площадку, собирает многочисленных поклонников современной и классической музыки, а примыкающий к замку парк Семпионе дает приют тем, кто жаждет тишины.               
Ежедневный маршрут каждого туриста неизменно включает в себя один пункт – Дуомо - миланский кафедральный собор. Это не просто шедевр, но – волшебство! Независимо от того, в каком ракурсе предстает перед зрителем мраморное чудо (хотя миланцы советуют подойти к собору со стороны галереи Виктора – Эммануэля), оно заслуживает только восторженного взгляда глаз, истосковавшихся по прекрасному. Но помните: собираясь посетить кафедральный собор (равно как и рядовую церковь), тщательно продумайте свой походный наряд;в противном случае властный окрик церковного служителя вернет вас  на  порог грешной земли, так и не дав вкусить «горнего неба». Тогда придется смириться, потому что в ответ на обоснованное возмущение вам укажут на табличку: «Не забудьте, что это есть Дом Господа!». Исторгнутый из чрева Дуомо оптимист испытывает истинное блаженство от созерцания экстерьера этой «готической симфонии», напоминающей снежные пики Альп.
Отдав должное общению с вечным, рядовой (равно как и не рядовой) турист торопится окунуться в суетный мир земного существования, для чего уже выстроились в ряд табаккерии, пастиччерии, джелатерии и просто рестораны и кафе. А если вы не в силах совладать с любопытством, вызванным заманчивой вывеской «Saldi» над магазином имени кутюрье, помните: кесарю – кесарево, а смертному – наряд от Труссарди. И все-таки стремитесь прочь от суетного. Ведь уже гаснущее светило отбрасывает прощальные красноватые отблески, зажигаются первые фонари и «тело» Дуомо погружается в таинственную тень сумерек.
Даже в период, когда так неприятно удивляют опущенные жалюзи кафе, ресторанов, клубов, в Милане можно провести незабываемый вечер. Аборигены , а в след за ними и гости столицы, оккупируют театр Мандзони, ресторанчики по виа Брера или стекаются к Ротонде дела Безана, где каждый вечер можно посмотреть пьесу, кинофильм или встречу с интересным собеседником. Миланцы поколения шестидесятых, помнящие столкновения «левых» и «правых», встречают закат на набережных канала Навильо близь Порта Тычинезе. Здесь звучат песни некогда популярной миланской группы «I FLORPS» и подают традиционное блюдо бунтарей – спагетти «ал карбонара». Кому-то покажется более стоящим вечер в кругу друзей, под звон бокалов с искрящимся вином и звуками итальянских мелодий. И только беспокойные поезда, проносящиеся за окном, как-то вскользь напомнят о минувшем дне. А завтра уже ждет и готовится бесконечная вереница музеев, галерей, ресторанов, магазинов…
Как-то сложилось, что вкусы туристов формируются туристическими агентствами, как правило, предлагающих посетить Милан, Венецию, Флоренцию, Неаполь. Опасайтесь пресыщенности великолепием памятников культуры, грандиозностью ночных шоу, авторитетностью имен будь то Рафаэль Санти или Версаче, вкусом пиццы и ароматом вин. Здесь каждый предмет (даже горшок с геранью!) – явление, не терпящее охлажденного взгляда. Поэтому при первых симптомах страшного недуга – скуки -  садитесь в машину, прихватив с собой друга, и неситесь  прочь от «красивостей», потому как Италия не только в городах-эталонах, она – в промежутках между ними, обозначенных на карте точками и линиями шоссейных дорог…
 
               
                Давно, очень давно.