Обзор фильма Джой

Игорь Тазеев
Джой (Joy)

"Некоторые люди любят создавать что-то. Им хватает терпения и упорства, чтобы довести своё творение до конца."

Биографическая драма Дэвида О. Расселла, основанная на жизни изобретательницы самоотжимающейся чудо-швабры и прочих бытовых "вкусняшек" Джой Мангано, рассказывает историю успеха простой домохозяйки, матери-одиночки, ставшей, впоследствии, благодаря своей настойчивости, вере в себя и пробивному характеру, одной из самых успешных женщин-предпринимательниц США.
Фильм, который удивил. Совершенно не ожидал ничего стоящего от очередного, как я полагал, сопливого чисто женского байопика. Максимум, что рассчитывал увидеть - политкорректную мелодраму с ноющей в привычном стиле "Голодных игр" Лоуренс. С громкими словами, красивыми жестами и прекрасным Брэдли Купером на белом коне.
Какого же было моё удивление, когда на экране развернулась самая настоящая психологическая семейная драма - глубокая, напряжённая, эмоциональная, искренняя и необычайно жизненная. Сильное и вдохновляющее кино о том, что "нельзя так просто сдаваться - нужно стремиться к тому, что любишь". О желании и силе воплощать детские мечты и стремления, менять мир к лучшему вместо того, чтобы сидеть и терпеть, уживаться с имеющимся.
Удивительно волнующий, будоражащий и мотивирующий фильм, вызывающий массу чувств и эмоций, заставляющий переживать за героев, радоваться с ними, постигать в их компании несправедливости жизни.
Сюжет, в целом, строится совершенно стандартно для байопика про "продажи" - классическая история взлёта и падений, так сказать, "через тернии к звёздам". Но самое удивительное, что были в ленте и достаточно неожиданные повороты сюжета, добавившие повествованию интриги и интереса.
Что понравилось отдельно - качественное прописывание истории. Она цельная, насыщенная, без видимых пробелов и послевкусия недосказанности. События разворачиваются динамично, заскучать попросту не успеваешь. И особенно радует акцентирование внимания именно на бытовых моментах жизни героини, показанных очень живо и естественно, помогающих раскрыться большинству персонажей, а также лучше понять саму Джой, буквально, погрузившись в её жизнь - со всеми проблемами, стрессами, нескончаемыми делами и заботами. Вообще, герои прописаны на удивление тщательно - ими успеваешь проникнуться, понять, принять, полюбить. Единственное исключение - Джекки - подруга детства главной героини. Она пропадает из истории практически на час, и после возвращения просто мелькает "картонным" персонажем на экране.
Из явных минусов картины также отмечу излишне скоротечный по сравнению с остальным повествованием, немного рваный финал, выбивающий из умело созданной общей накалённой атмосферы, а также откровенно слабые, в большинстве своём, диалоги - излишне по-американски пафосные, как и некоторые явные преувеличения, призванные накалить драму. Увы, но практически ни одно кино о пути к вездесущей "американской мечте" без подобных "косяков" не обходится - дань моде.
Отдельно следует отметить удивительно органичное переплетение взаимоотношений героев, созданное сценаристами - следить за всеми этими ниточками связей искренне интересно и увлекательно - авторам "Санта-Барбары" и "Династии" явно есть чему поучиться у творения Расселла. Впечатлили также и полные метафор символические сны Джой - восхитительная находка и необычный подход.
Что касается режиссуры - картинка, в целом, меня порадовала. Камера не раздражает, сцены не мельтешат. Хотя, чего-то сверх-оригинального и из ряда вон выходящего я в фильме не заметил.
Но, на мой взгляд, всё же, главная "изюминка" фильма - идеальный кастинг. Каждый актёр действительно как никто другой подходит для своей роли и вписывается в неё на 100%. Удивительное попадание и игра. Расселл не изменяет своему стилю, и в очередной раз приглашает на главные роли своих любимых Лоуренс, Купера и Де Ниро. Что является выигрышным выбором во всех отношениях!
Дженнифер Лоуренс искренне радует настоящей, серьёзной драматической игрой после позорно-сопливой "Сойки-пересмешницы". Актриса раскрывает свой истинный талант и великолепно вживается в роль по-настоящему сильной девушки с волевым, жёстким характером. Девушки, на плечах которой лежит буквально всё - от заботы за сумасшедшей мамашей, до контроля за своим набирающим обороты бизнесом с параллельными неутихающими препирательствами с завидующей сестрой. Ей на удивление легко удалось изобразить и решительность, и усталость своей героини, и того самого не умершего ребёнка в ней. Ребёнка, который хочет своими изобретениями изменить этот мир. Как говорит герой Брэдли Купера: "В Америке обычному нужно быть необычным каждый день". И Лоуренс создаёт на экране именно такую необычную Джой. Потрясающая работа!
Следующая главная звезда фильма - сварливый папаша Джой со своим бизнесом и сверхнасыщенной личной жизнью в блистательном исполнении шикарного Роберта Де Ниро - привычное для актёра амплуа и, тем не менее, идеальная игра в своей роли.
Порадовал и Брэдли Купер в роли человека, давшего Джой настоящий первый шанс. Ничего нового, но зато как искренне и точно!
Отдельного упоминания заслуживают великолепный Эдгар Рамирес, сыгравший бывшего мужа Джой (их удивительные отношения в разводе - одна из потрясающих "фишек" в картине), Изабелла Росселлини в роли подруги отца главной героини и, однозначно, Вирджиния Мэдсен, блистательно исполнившая роль "съехавшей с катушек" после развода мамы Джой - необычайно искренняя и эмоциональная игра, заслуживающая оваций!
Резюмируя, однозначно порекомендую фильм к просмотру - это сильная, удивительно вдохновляющая история человека, не побоявшегося сказать своим мечтам и желаниям "Да!". Отличное, неожиданное и весьма полезное, на мой взгляд, кино про силу веры в себя. С блестящим актёрским составом. 9/10!

"Когда ты прячешься - ты в безопасности. Потому что тебя никто не видит. Но когда ты прячешься от других - ты прячешься и от себя."