Школа моя первая...

Надежда 10
********
 *****
           Годы идут, и сегодня все меньше остается с нами тех, кто мог бы поделиться личными ощущениями событий школьных  лет. Пройдет не так много времени, и возможность воссоздать историю тех лет будет упущена навсегда. Работа по сбору воспоминаний чрезвычайна важна. Эта работа важна и весьма актуальна, так как будет способствовать воспитанию наших детей, внуков, молодежи. Она даст возможность подрастающему поколению оценить своих учителей, оценить школьную базу, оценить старшее поколение.

*******
  ****

          Я жила и воспитывалась в рабочей семье, которая никогда не пасовала перед трудностями. В первый класс я пошла 1969 году в школу № 86 Куйбышевской железной дороги Министерства  путей сообщения, которая находилась на станции Миннибаево Альметьевского района Татарской АССР.

         Директором школы был Загайко Степан Николаевич, учителем моим первым – Загайго Вера Ивановна. Это была начальная школа: обучались с 1 по 4 класс; всего два учебных кабинета, в одном кабинете одновременно размещались два класса. Учитель, позанимавшись с одним классом, распределив задание, переходил  к другому классу.
 
         Школа моя первая  находилась за железной дорогой в деревянном здании барачного типа. Здание было ветхим, и в зимние времена  сильные ветра мгновенно выдували тепло. Первая моя учительница, заботясь о школьниках в лютые холода, рассаживала детей вокруг печи и проводила внеклассные занятия: читала, либо  рассказывала  интереснейшие жизненные истории; шел разговор о том, что такое порядочность, совесть, добро, зло.  Дети на это время прекращали свои шалости, и в школе устанавливалась долгожданная тишина.
 
        Года через три новая школа нам  распахнет свои двери. Нам посчастливится переехать в новое здание, более современное и оснащенное. Не имея в те времена какой-либо излишней роскоши - транспорта, школьники  от мала до велика, сами своими силами перетаскивали весомые школьные предметы. Перед моими глазами гуськом идущие счастливые ученики со школьными принадлежностями в руках. С  высоты птичьего полета можно было увидеть, что будто  идет караван…. Они были молоды,  счастливы и этот  груз был им не в тягость.


        Здание новой школы будет построена из кирпича  и  отапливаться углем. Немалое усилие к этому приложат дорогие моему сердцу люди – это мои родители: Василий Егорович и Мария Васильевна, а поддержат и помогут им их дети: мой старший брат Сергей, сестра Маргарита и я. Трое их детей будут обучаться в этой  же школе;  будут воспитаны  в трудолюбии, в честности, в уважении к старшим и учителям.

        Мои родители: мама Мария Васильевна, 1928 года рождения, отец Василий Егорович, 1929 года рождения, детство которых выпало на самые тяжелые военные и послевоенные годы, ценили любой труд и считали гордостью работать в школе. Об этом их очень попросит директор школы Загайко Степан Николаевич, а они не смогут отказать ему. Доверить такое дело по тем временам считалось честью. 

        Подростки их поколения с раннего детства столкнулись  с  тяжелым изнурительным  трудом  на колхозных полях и заводах. Самоотверженный и героический труд миллионов их сверстников помогли стране победить войну и поднять страну из послевоенной разрухи. Мой отец вагонами разгружал уголь, просушивал  и в отопительный период  протапливал школьные печи, согревая помещения и сердца школьников. Мама моя убиралась и создавала уют, чтобы наутро дети могли прийти в родную школу и ощутить домашнюю обстановку. Ею создавалась особая аура: школа превращалась во второй дом, и делалось все, чтобы нас тянуло в этот уютный дом. Школа притягивала, согревала, радовала детей.
              В 1972 году родители мои переедут в город Альметьевск, так я расстанусь с сельской жизнью. Трудно уйти из школы, в которой ты провела свое детство, в которой испытала чувства первой любви, познала чувство крепкой школьной дружбы. У меня остались самые хорошие воспоминания о первой моей школе, о первой моей учительнице. Львиную долю знаний я получила именно здесь. Я безгранично благодарна моей первой учительнице Загайко Вере Ивановне. Уроки этого учителя не прошли бесследно.  Они остались в моем сердце, в моей душе. Предметы, которые нам она преподавала, уроки, которые она проводила, были наполнены совершенно иным содержанием. Она научила тому, что человеку необходима недюжинная настойчивость и желание постоянно, ежедневно приобретать знания. Именно в начальных классах я получила те незаметные, но очень важные знания и навыки – умение учиться всерьез, самой организовываться, рассчитывать только на свои силы и уметь их распределять. Знания дали мне возможность усовершенствоваться. Каждый человек строит свое будущее исходя из тех жизненных ценностей, который он получил в первые школьные годы.

Функционирование учителя и ученика было построено как единый организм, повязанный друг с другом тысячами нитей совместной жизни. Единый организм постоянно пульсировал, был  здоровым и крепким, и в этом узелке жизни созревал весь набор человеческих отношений, которые, формируясь, остались с конкретным человеком навсегда.

Обучая воспитывать – один из основных принципов школ 60-70 годов. Этот принцип был обязательным для каждой школы. В воспитательной функции школы немаловажную роль играли детские общественные организации октябрят, пионеров и комсомол. Хотя и были в их деятельности много формального, несмотря на это их роль, несомненно, была положительной.

Великолепный был директор школы – Загайко Степан Николаевич. Отличный психолог, он всегда направлял энергетику учащихся  в нужное русло. Был замечательным педагогом, он воспитал в нас самостоятельность, ответственность за наши поступки.

Очень интересная была традиция, когда после окончания учебного года, где-то в конце мая, приходил общий спортивный день. Всей школой мы шли  в поход в лес на природу. Это было здорово. Все свои навыки мы получали во время похода, которого ждали с большим нетерпением в течение учебного года.

             За спиной незаметно пролетевшие школьные годы, годы школьной  жизни. Школьный звонок не позовет нас больше на уроки, к любимому учителю, и слезы невольно появляются на глазах. Сегодня моя первая школа стала твердо на ноги со стажем средней общеобразовательной школы: и школьников больше, и педагогов грамотных  современных достаточно, и оснащенность на высоком уровне. А фундамент успеха был заложен в шестидесятые годы уже прошлого столетия.

             Но время неумолимо движется только вперед. Закончилось детство, мы вступили во  взрослую жизнь.

    Педагогов всех своих хочу поблагодарить за огромный труд, за их терпение и трудную работу. Они – не только учителя, они и воспитатели. Они первыми чувствовали неурядицы в семьях своих учеников. Пытались разобраться в судьбе ребенка, помочь. Спасибо им за это. Нынешним педагогам хочу пожелать, чтобы они брали пример и опыт у старшего поколения педагогов, давали детям современные знания и сами учились. Сегодня для этого есть все возможности. И хочу верить, что именно учителя по-прежнему останутся самыми активными гражданами страны, готовыми воспитать достойное будущее поколение.