Путеводная звезда

Ольга Азарова 3
(Очерк).

Она видна со всех сторон. Зеленоватым куполом возносится ввысь и венчает всю округу. Стёпка Гудков, по колено увязая в снегу, стоя, делал зарисовки храма Святой Живоначальной Троицы с южного фасада. На его деревянном планшете чётко отпечатались линии и контуры этого старинного здания.
- А, почему, именно южный фасад, Стёпа? – спросила я.
- Потому что, он сейчас хорошо освещён. Смотрите, какое над ним красивое небо и солнышко играет.
  В этот момент к нам подошёл Вовик Миклашенко, прищуренным глазом окинул пространство и присвистнул. Я посмотрела в ту сторону, куда и ребята, и увидела над храмом нечто необычное. Облака разошлись веером от центра в котором светило зимнее, неяркое солнце, а небо было вокруг, точно размыто яркими лучами. Да, красиво, вот Стёпка это первым заметил и стоит сейчас рисует самозабвенно, даже кончик языка прикусил.
  Мороз был сегодня слабый, градусов шесть. Впору для поездки на этюды. К вечеру обещали похолодание, но мы должны были успеть всё закончить. Со своей группой на этюды мы выехали около 11 часов, раньше не было транспорта. Всю дорогу обсуждали предстоящие впечатления и встречу с интересным местом, которое было выбрано не случайно. Очень уж похожа была история этой старинной церкви в селе Болтино и нашей, мытищинской. И названия у них одинаковые, Храм Святой Живоначальной Троицы, и построены они были из дерева, а судьбы у обоих разные, хоть и сходства по событиям просто поразительные. Вот мы и поехали всей группой туда посмотреть на это маленькое чудо. А за одно и запечатлеть всё это великолепие в своих этюдах и эскизах.
  Что же общего в историях наших храмов? Что нас так роднит с Болтином? Не только название. Наш храм тоже был несколько раз разрушен, первая деревянная церковь, построенная на его месте в 90-х годах, сгорела. Поджег или случайность – не выяснили. Вот и здесь, когда мы приехали на место, узнали много интересных подробностей. Мы вышли из автобуса против колокольни. Её величественный вид заставил на некоторое время остановится и рассмотреть более подробно детали постройки. Она была необыкновенно хороша! Четырёхярусная с резным барабаном и шлемовидным куполом. Она, несомненно, является основной достопримечательностью здешних мест. Необыкновенно стройная, высокая, многие годы она была путеводным ориентиром для местных жителей. Когда же со временем село Болтино оказалось на берегу водохранилища, то силуэт колокольни стал виден далеко окрест.
  В своём названии Болтино содержит фамилию дворян Болтиных, владельцев некогда этой земли. Мы то, раньше думали, что происходит название от слова «болото». Хотя, скорее всего, но не на 100 %, первая версия вернее. Когда-то, ещё в первой половине 14 века, татарский князь Кутлубуга, переселился в Москву. Здесь он принял православие и женился на русской девушке. Родился сын Михаил, получивший прозвище Болт, почему оно к нему приросло – не известно. А его наследник Матвей стал писаться Болтин. Как напоминание о происхождении Болтиных, на их гербе изображен ездок в татарской одежде на белом коне с серебряным мечом в поднятой руке. известно, что представители этого рода нередко занимали видные должности при дворе. Один из них был слугой Ивана Третьего, другой дослужился до воеводы при Иване Грозном, а затем стал послом в Дании и Польше.
  С 1572 года Болтино стало дворцовым имением. Оно перешло во владение четвертой жены Ивана Грозного, Анны Ивановны Котловской. Это отражено в духовной грамоте. В начале 17 века Болтино являлось присёлком царского села Тайнинское. А вот точного времени построения здесь церкви – не известно. Но вот в приходской книге патриаршего Казенного приказа указано наличие в 1628 году, после Смутного времени, в присёлке деревянной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. Правда, через полтора века, в 1771 году она была разобрана, так как сильно обветшала. На её месте вскоре построили новую, тоже деревянную, с колокольней. Сохранилось описание этой церкви 18 века. По форме она представляла собой традиционный для византийского образца восьмерик на четверике. Трехярусная колокольня имела звонницу в третьем ярусе. Церковь украшали решетки и скульптуры внутреннего убранства.
  Она простояла более ста лет, после чего была заменена на кирпичную, сохранившуюся до наших дней. В этом её отличие от мытищинского храма, который по сей день остался деревянным. Но в этом и заключается его своеобразие. В следующем очерке, я остановлюсь на нем подробнее, а сейчас вернемся в Болтино.
  Вечерние часы нас встретили цветными и таинственными сумерками. Сгустившаяся небесная синева очень четко обрисовала белокаменные ворота со снежными шапками на маковках, которыми они к месту украшены. С правой стороны, если смотреть с внутреннего двора, растет огромная липа, она замечательно вписалась в этот зимний пейзаж и атмосферный образ, достойный этюда. Наши девочки рисовали, как раз с этой стороны и ворота на рисунках вышли, просто сказочными. Красивые арочные дуги, украшены резными переплетениями белых решеток. Створчатые проходы, которые обрамляют центральную часть, стоят на столбах с изображением коринфских колонн.
Кстати, кирпичный храм Святой Живоначальной Троицы перестроенный из деревянной церкви, был воссоздан в 1866 году на средства купеческой семьи Чернышевых, владельцев суконной фабрики в Пирогово. Также они владели несколькими мелкими окрестными предприятиями. И вот такое доброе дело сделали! Потомственный почетный гражданин Сергей Иванович Чернышев в течении 15 лет исполнял обязанности церковного старосты. Сам он был очень хорош собой; образован, осанист, носил очки и был вежлив в обращении.
  Архитектура этого храма была характерна для сооружений последней четверти 19 века. Высокая колокольня имела уже четыре яруса. В храме (этим он и отличается от простой церкви) есть два придела – Алексея человека Божия и преподобного Кирилла Белозерского. Храм пятикупольный, центральная главка возвышается на резном, как у колокольни, барабане, и увенчана луковичной головкой купола. Боковые четыре главки стоят на обычных барабанах без окон, украшенные рисунком округлых колонн. Их купола слегка вытянуты вверх, как фитилёк свечи. Стены строения имеют зеленоватый оттенок с белым композиционным обрамлением. Колокольня украшена резными карнизами и выступающими белыми полуколоннами на сгибах строения. Лёгкие, плавные переходы из яруса в ярус обеспечены ажурным обрамлением открытых арок. И вот эта красота в 1932 году очень сильно пострадала.
  Храм был закрыт, главки с крестами сбиты, церковная утварь разворована. В помещениях храма молотили зерно, после войны использовали как мастерскую по изготовлению матрацев, позднее здесь был цех для производства полиэтиленовых пакетов. От вибрации станков здание стало разрушаться, без ремонта крыша протекала, фрески, украшавшие храм, частично обрушились, частично были забелены и известь «съела» роспись. Что-то из церковной утвари сохранили жители села, что-то было перенесено в другие храмы. По рассказам старожилов, богатый иконостас Болтинской церкви после войны был передан церкви села Пушкино.
  Храм возродился в 1989 году. Тогда же он был передан церковной общине. По крупицам восстанавливали его убранство. Люди приносили бережно сохраненные иконы. Все они были из разных приходов. С настенной росписью оказалось сложнее. Восстановить по контурам, оставленным и чудом уцелевшим под побелкой, было почти не возможно. Тогда стали искать старые дореволюционные фотографии. Благодаря им и был восстановлен его внутренний облик. Там же, где штукатурка была сбита совсем, дописывали по аналогам, стараясь не отступить от стиля. Нашлись доброхоты, которые помогли покрыть крышу серебристой жестью, огородить палисадником, установить эти роскошные ворота, приобрести необходимую церковную утварь. Первая, после долгого забвения служба, была проведена летом в день празднества Владимирской иконы Божией Матери.
  Уже в 90-е годы 20 века, храм поджигали и грабили. Было украдено с десяток икон конца 19 века. После поджога храм был вновь восстановлен. Основная заслуга в этом принадлежит прежнему настоятелю храма, протоиерею Валентину Дятлову ( год смерти 2004). Назначенный после его кончины на должность настоятеля священник Иоанн Осипов продолжает дело восстановления храма и старается делать то, что не успел отец Валентин.
  Уезжали из Болтино мы в благоговейно-трепетном настроении. Красота окружающих мест и самого храма, старинная атмосфера, которая скрадывает пространство и время, не могли не подействовать благотворно. Много замечательных работ в масле по холсту получилось у ребят в последующем, и перед весенней выставкой 2008 года нам было не стыдно за пройденный год. Эти Болтинские места впитали в себя аромат эпохи и российского архитектурного стиля. Туда хочется возвращаться и вновь наслаждаться чудесами этих дивных мест. Моё родное Подмосковье очень богато ими, и за каждым стоит своя уникальная и неповторимая история!
 
31.01.16.