Конец прекрасной эпохи Станислава Говорухина

Светский Экран
Наивно думать, что Станислав Сергеевич Говорухин в этом фильме радуется окончанию прекрасной эпохи «второсортной державы». В отличие от Бродского режиссер об этом сожалеет. Вероятно, потому что прожил (и дай Бог здоровья!) гораздо больше известного поэта.

Мастерски окуная зрителя с головой в атмосферу советской жизни, Говорухин не говорит нам: Ох, как ужасно там было жить! Нет, он сцена за сценой показывает, что именно там и была жизнь. Несмотря на цензуру, слежки, обыски, пустые прилавки, дефицит книг, «неумелый» секс ... Люди боролись и уже этим были счастливы. Но та эпоха закончилась, бороться люди перестали, забыли, что такое любовь и, как результат, смирились с отсутствием жизни. И уж теперь им самим не нужны умные книги, полные прилавки, да и секс только по праздникам подавай.

Но согласитесь, была в «прекрасной эпохе» красота. И Говорухин подает нам ее дозами, чтобы не объелись. Вот мент пьет водку с журналистом, который написал заранее запрещенную книгу, вот журналист ищет в роддоме идейно подходящего новорожденного для праздничной газеты, вот девушка просит «самого аморального из всех своих знакомых» помочь ей овладеть мастерством секса. Прелесть! Во всем этом нужно уметь разглядеть красоту. Иначе держава и, правда, покажется второсортной.

Чтобы подчеркнуть красоту, режиссер с оператором намерено выстраивали изящные кадры. Про такие говорят – хоть на стену вешай.

Однако не сказать, что новый фильм мэтра Говорухина шедевр. Да и главные герои явно не дотягивают до прекрасной эпохи. Порой и вовсе не понимают, что играют. Довлатов – по мотивам книги которого снят фильм – для них всего лишь бородатый диссидент.

Но плюсов все-таки больше, чем минусов. Пусть актеры не ахти, пусть юмор временами анекдотный, пусть много штампов, но атмосфера, повторюсь, выстроена блестяще. Детально. («Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика»). История тоже прослеживается. Почерк режиссера и его собственный лирический герой – в каждом кадре.

Искушенные зрители без труда узнают в этом фильме, конечно, и самого Довлатова, и того же Бродского, и, наверное, самих себя.

«Конец прекрасной эпохи» - надо смотреть обязательно! Но вот вам мой совет. Прочтите одноименное стихотворение Бродского. Вы удивитесь, но режиссеру удалось экранизировать буквально каждую его строчку.

Читай киноблог "Светский ЭКРАН" на Facebook
https://www.facebook.com/svetskyekran/