На первой стадии"Подавленного художника" творчество скорее от боли, как спасение. Еще не от радости и изобилия, но уже ОТ боли. Сначала ОТ, а потом и К. ..(вставьте свое)!
Если охарактеризовать одним словом, это напряжение. Чем выше тревога, тем ,конечно, больше мотив ее расходовать, но и начать сложнее. Высокая тревога- высокий барьер. Много растерянности, поисков, страха, беспокойства, сомнений. Мало сил, а веры часто нет совсем. Бывает , что мое "угощение" в виде тряпочек, бусинок, ниток и т.д. вызывает ужас. Цитирую участницу группы" О, боже мой! Еще что-то делать надо! Да мне и так тяжело, а тут еще напрягаться" . Тяжелый случай, может быть, даже неоперабельный. Вот здесь важно не насиловать человека творчеством, он и так привык к насилию. Я предлагаю просто быть в группе, и сделать себе максимально комфортно и уютно. Иногда участницы, которые не рукодельничают, просто лежат рядом, "греются", смотрят и получают новый опыт из разряда-"А что можно было сказать нет? И никто не осудит, не проклянет и не выгонит? Ужассс! "
Кстати, творческие занятие как раз и способствуют сбросу напряжения. Как модно сейчас говорить, антистресс. Слово это не люблю, но смысл примерно такой.
Приведу классический пример сессии " Руки чешутся", когда симптом творческого зуда выводит на актуальные задачи, которые требуют решения:
Алена, 20 лет. Студентка факультета психологии. Пришла на группу "Целебное рукотворчество"(делали букеты из конфет). Выглядит это так, как будто мы сидим делаем что-нибудь и "просто разговариваем". Просто да не просто!
-Зачем пришла на группу?
-Руки чешутся. Хочу что-нибудь поделать.
-А в каких случаях чешутся?
-Особенно в стрессовых ситуациях.
-А когда последний раз?
-Во время сессии.
-Если не удовлетворить зуд и ничего не сделать, тогда что ?
-Обламываю ногти и обкусываю кожу на пальцах.
-А что такое происходит во время сессии?
-Я тяну до последнего. А потом все делаю в последнюю ночь, пытаясь все успеть и , конечно, не успеваю.
-А ты на каком курсе?
-На 3.
-А почему не отчислена? Получается, твоя стратегия все делать в последнюю ночь неплохо работает. Что тебя не устраивает?
-Мне тяжело. Лучше ведь все делать по порядку во время всего семестра.
-А это чьи слова?
-Мамины! (Йеесс, кто бы сомневался.)
-А что мешает делать так, как рекомендует мама?( Ведь мама плохого не посоветует).
-Я протестую.
-Перед кем?
-Перед мамой. Она говорит, а я сопротивляюсь...
- С какими чувствами?
-Обида, злость раздражение!
Дальше, идет сессия с бородой- выбираем фигуру мамы, используем гору салфеток. И все для того, чтобы сепарироваться от материнской фигуры, сделать необходимую для взросления вещь- отделиться. И когда заканчивается все действие со словами, мол спасибо мама, а дальше я уж как нибудь сама, у всех просветление и облегчение. Кстати, Алена сделала для мамы букетик синих тюльпанов с конфетами внутри, в знак благодарности и уважения. Ведь мы, психологи, работаем с представлениями , с образам другого человека у нас в голове. Вернее сказать, с нашими искажениями этого образа. А после психотерапевтической работы монстры в нашей голове оказываются обычными людьми, которых мы и любим и ценим.
В данном случае, творчество выступает в роли укрытия. Творческий зуд «руки чешутся» вполне может быть заменителем, компенсирующим механизмом, бессознательным уходом от какой-то базовой потребности. То есть иногда мы просто прячемся от принятия решения из страха перед будущим, неизвестностью. Понятно, выходить из под маминой опеки "и хочется и колется", а надо!
Любое творческое занятие может выполняет роль большого уютного зонта, под которым мы укрываемся от бурь, напастей, дождей, от всех трудностей взрослого опыта. На определенном этапе –это хорошо и экологично. Мы собираемся с силами и мыслями, восстанавливаем ресурсы.
Если этот процесс так и оставить бессознательным, не потрудиться узнать свои помехи и преграды на жизненном пути, то можно"провязать" всю жизнь. Чтобы творческие занятия не тормозили, а двигали Вас- идите на группы к психологам!
Приведу еще один пример творческого укрытия. На мой взгляд, моя героиня нашла свой способ жить в сложных условиях, сохраняя себя, сама организовала себе "хорошо и счастье". Татьяна Георгиевна, 67 лет, пенсионерка. Увлеклась плетением из бумаги. (Бумага скручивается определенном образом и получается прутик как из лозы. Примечание автора). "Я поставила себе столик на кухне, а внизу корзину с бумагой. Сижу себе- кручу-накручиваю. Очень кропотливая работа, не каждый сможет. А мне в радость! Дети и внуки, вместе живем, но тяжело ведь. Они ,конечно, рады, чтобы я целыми днями у мартена стояла-готовила да подносила. А теперь- у меня свой островок счастья и свободы. Вы, родные, как-нибудь сами, а я плести хочу! По субботам мы собираемся в библиотеке и показываем, кто что за неделю намаял, так заряжаемся друг от друга. К выставке готовимся!" Вот такое позитивное укрытие - творить, чтобы выжить.
Есть такая распространенная ловушка взрослого человека-контроль за результатом."Я не знаю что получится, поэтому не делаю". Это про гарантии, которых нет. Ни у кого их нет. Рекомендации простые- "забить" на результат, разгонять тяжелой лопатой тех, кто зудит под руку. Сначала попробуйте договориться, объяснить. Если не получиться -вычеркивайте! В любом случае, они отваляться сами, когда начнете жить как вам подходит. Исключение составляют наши дети (несовершеннолетние) и домашние животные. Те, кто препятствует вашему творческому росту- враги, потому что "выжирают" вашу бесценную жизнь. Если есть такая необходимость, то свои границы надо суметь защитить. Вообще, компания измениться. Уверяю, в лучшую сторону.
Что делать? Начать . Делать все и пробовать-пробовать. Главный лозунг, а говоря научным языком разблокирующая установка-главное, не результат а процесс! В данном случае творчество-антибиотик, скорая духовная помощь. Обезболивающее, витаминное, возвращающее к жизни занятие. Очень гуманное, простое и быстродействующее лекарство для души. Я бы прописала четкий режим-2 раза в день молиться этому Богу, творить и радоваться. А потом когда женщина воскреснет, воспрянет- обязательные творческие прифилактические инъекции каждый день! Творческие вечеринки, утренники с близкими по духу, друзьями, детьми, а потом и выставки-продажи своих работ. Ну, это уже другая ступень. О ней -позже.
А жить будет только тот, кто преодолеет страх. Чистилище, одним словом. Не каждая из нас вынесет хор голосов в своей голове. Когда не делаешь новое, а живешь как все прилично- смирно- понятно -задано, там в голове- спокойствие и молчок. Как только осмелилась- возмущенная волна поднимается и может смыть как тайфун все наши начинания, похоронить навсегда. На этом этапе это особенно просто сделать. Творческие ростки только проклюнулись и свернуть им шею - раз плюнуть.
Вот что слышат люди, когда решаются взять в руки иглу, кисть, спицы, круглогубцы, пяльца, лобзик и т.д :"Руки у тебя не из того места растут", "ты еще маленькая", "тебе уже поздно", "это детское бессмысленное занятие", "ты спятила на старости лет", "тебе о серьезном деле подумать надо, а не об этих бирюльках", "вот выучись сначала, а потом делай что хочешь", "да китайцы в сто раз лучше и быстрее это делают". Те, кто сумеет проигнорировать эти голоса, выдержит эту экзекуцию внутреннего "чморения", будет вознагражден. Сколько я видела подавленных художников(утираю слезы полотенцем) . Не пополняйте, их ряды! Эти жестокие унизительные слова- бичом по коже, а сверху -солью. Помните, когда Вы ругаете свои творческие работы- Вы плюете на иконы. А когда вы отказываетесь от своих неродившихся творческих работ -Вы распинаете Его еще раз.
Здесь очень важна поддержка. Больше просто человеческая. Тревоги так много, что если подключить станцию, то можно отапливать большой сибирский город в 30градусный мороз. На других ступеньках творческого восхождения тоже нужна поддержка, но там уже и профессиональная, экспертная , когда мы готовы учиться, брать. Здесь же, важны самые простые искренние слова : " все с тобой и с твоими руками в порядке," " у тебя получится", " пробуй", " у всех первые работы не ахти", и самое сильнодействующее-" можно все, запретов нет". Баюкать-баюкать на ручках своего внутреннего ребенка, гладить и кормить. Большинство из нас бережно и нежно относится к себе не умеет, поэтому, стоит обратиться к людям- попросите их -прямо и честно, мол, хочу, но боюсь, поддержите если можете. Очень нужна группа на этом этапе, теплый круг доверия, в котором женщина и опыт творчества получает, и опыт другого обращения с позиции принятия, интереса и любви. Наши творческие работы- это наши дети. Дети нашей души, именно поэтому объединение в творческие стаи на этом этапе важная вещь.
Потрясающие синхронии происходят именно сейчас, когда я пишу эту главу про страх и блокирующие установки в сознании. Оказалось, что часть материала просто потеряна, повредился жесткий диск. Удивительно, ничего не пропало кроме черновиков будущей книги. Восстанавливала чудом и божьими молитвами . Сейчас батарейка в мышке закончилась и она отключилась. Ладно, нашла в доме еще 4(!), все дохлые. Про что это? Как писатель -я на первой стадии, а как дизайнер женской бохо - одежды уже далеко впереди, там " где страх боится интереса". Это я к тому, что мы можем быть в разных творческих деятельностях на разных уровнях одновременно. Выражаться как писатель я только начинаю, поэтому и встречаюсь со своими железобетонными табу, мощнейшими запретительными приборами, распространяющими яд подавления себя, сравнимый с радиацией на много сотен метров убивающий все живое.
Есть и хорошие новости. Раз эта силища есть, то она работает и в обратную сторону также. Альтернатива- преобразовать ее в энергию созидания, красоты, любви, вдохновения, радостного труда и прочие чудеса. Дело за малым- сменить минус на плюс. Одним словом, с какой силой мы себя убиваем, с той же силой мы можем себя развивать и растить!
Заканчиваю эту главу словами эпиграфа из романа братьев Стругацких "Пикник на обочине") : "Ты должна научиться делать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать."Р. П. Уоррен