4. 03. 1993. Университет Хоэнхайм. Мерседес-Бенц

Анатолий Волков
==================
1993. СНОВА В ФРГ. НО УЖЕ ИЗ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА
=================
Перейти к оглавлению: http://www.proza.ru/avtor/avolkov1&book=4#4
=================


4 марта 1993 года, день. Штутгарт. Университет Hohenheim. Штаб-квартира «Мерседес-Бенц»


Наш дальнейший путь пролегал в Университет Хоэнхайм (Hohenheim), старейший университет Штутгарта, в 1967 году переименованный в Сельскохозяйственный институт, а позже в Университет Hohenheim.

Подъехали, осмотрелись и пошли прямо… в коровник. Принимавшее нашу делегацию руководство Университета и представитель Министерства сельского хозяйства, подчеркнули, что, пожалуй, впервые столь представительную делегацию встречают… в коровнике.

Конечно, это не простой коровник, а университетский, компьютеризированный, высокомеханизированный, в котором ведётся целенаправленная научная работа.
У коров прикреплены датчики, позволяющие собирать информацию об их состоянии по многим параметрам и не мешающие им.
Обработанная по каждому животному информация вновь возвращается к нему и заставляет корову делать то, что необходимо для её развития и жизни.

Очень продуманно и оригинально размещены в огромном помещении кормушки со своеобразными воротцами, подойдя к которым корова пытается открыть их и, при этом, устройством помещённом на ошейнике включает соответствующие датчики. Если по данным компьютера ей необходимо получить питание, то дверцы открываются, и корова начинает есть. При этом корм тоже сбалансирован по всем параметрам.

Одним словом здесь решаются многие вопросы, связанные с питанием и содержанием коров. При этом делается всё, чтобы коровы не чувствовали техники окружающей их со всех сторон. В результате коровы дают на круг по 7700 кг. молока жирностью 4,2 % себестоимостью 45 пфеннигов за литр при цене реализации по 60 пфеннигов.

Университету в Hohenheim 175 лет, он готовит кадры высокой квалификации по многим направлениям. Государство заботится о нём, финансирует его (учебное место в год обходится в 70-80 тыс. марок). В нём проходило обучение много выдающихся специалистов, в числе которых и тот (проходил подготовку к получению профессорского звания), чьим именем названа Тимирязевская сельскохозяйственная академия.

        * * *
Ознакомившись с работой Университета, мы отправились обедать в «Garbe» — харчевню, таверну, или даже не знаю, как ещё назвать это типично немецкое заведение, двухэтажное, с мансардой, с небольшими залами, в которых столы расставляются как угодно, в зависимости от числа посетителей.

На стенах висят картины, или даже картинки в рамочках пасторального направления. Вся наша делегация, да еще и все нас сопровождающие устроились в зале, как говорится в тесноте, но не в обиде, за столами составленными в виде буквы «П», так что официанты еле пробирались к нам вдоль стен за нашими спинами. Быстро опросили: вино, пиво? Почти все сказали: ПИВО!, т. к. до этого, находясь в Германии, пива и не видели. Конечно, было много зелени — салаты, приправы и т. п. на красивых больших тарелках. Пиво было обычное, но очень качественное.

Сидящие в торце стола обменялись небольшими речами а, завершив трапезу (другим словом и не назовёшь), вышли и сопровождаемые лёгким снежком, отправились в германский сельскохозяйственный музей, по-немецки основательный, с действующими экспонатами.

Провёл экскурсию директор музея, начав обзор экспонатов с тех, которыми пользовались ещё пять тысяч лет назад, причём большинство из них — натуральные, да ещё в сопровождении стилизованных человеческих фигур и это производит сильное впечатление.

Очень скрупулёзно, последовательно показано развитие технических средств постепенно повышавших производительность труда в сельском хозяйстве.
Интересно продемонстрировано как десять женщин убирают свёклу и за этим наблюдает один мужчина, а далее размещена первая машина, сооружённая для её уборки. И следует шутливый комментарий, что этим изобретением заменить десять женщин не удалось.
Впрочем, есть первый европейский комбайн 1936 года, который заменял труд 60 крестьян, в то время как нынешний заменяет труд 300 крестьян. Экспонаты не лакируют, они такие как есть, точнее такие какими их забрали из жизни, есть даже порванная отделка на сиденье машины, оцарапанная боковая поверхность, но зато любой механизм легко запускается и всё работает, вращается и движется. Осмотр музея вызвал у всех большой интерес.

Вышли, поблагодарили нашего экскурсовода, расселись по машинам и поехали в штаб-квартиру фирмы «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz). Кстати, мы произносим первое слово как Мерседе;с (ударение на последнем «е»), а немцы — Мерце;дес (ударение на втором «е»).

        * * *
Когда вереница автомобилей остановилась у внушительного здания фирмы — все ахнули. Среди ряда флагов развевающихся у здания — и наш флаг, флаг Казахстана. Нет слов — приятно.

Вошли. Как раньше говорили — стекло и бетон, мрамор и металл, геометрические формы. Прошли в зал, где нас принял господин Вернер Нифер — председатель Правления «Мерседес-Бенц АГ», он же заместитель председателя Правления «Даймлер-Бенц АГ», профессор, доктор и прочая, прочая, прочая.
Встреча, или работа, вновь велась в сопровождении диапроектора, т. е. демонстрации слайдов. Само по себе это устройство внешне несложно — подставка или стол с прозрачной поверхностью, на которую укладывают прозрачный лист плёнки с нанесённым на него текстом, схемами, графиками и включают освещение. Над поверхностью стола на кронштейне небольшое устройство преобразующее поток света и направляющее его в сторону стены, на которой укрепляется экран. Просто, удобно, наглядно, доходчиво для всех присутствующих.

Господином Нифером было сообщено, что фирма Мерседес-Бенц заинтересована в торговле с Казахстаном. Идут переговоры о создании Представительства фирмы в республике для развития дальнейших отношений. В широком плане требуется создание инфраструктуры позволяющей эксплуатировать автомобили. Тем самым господин Нифер показал, что фирма с годовым оборотом в 100 млрд. марок достаточно солидна для того, чтобы не просто сбывать с рук производимый ими товар, а заботится о каждом своём автомобиле, как о ребёнке и создавать ему все необходимые условия для его жизни.
«А мы думаем, — подчеркнул господин Нифер, — о том, чтобы наладить у Вас производство автобусов, грузовиков и легковых автомобилей типа Униваг, наиболее приспособленных к вашим условиям, вашим дорогам.

Далее он сообщил о строении (организационном) фирмы выпускающей и все виды автомашин и авиатехнику, включая аэробусы, двигатели, а также различную технику гражданского и военного назначения. На фирме гордятся тем, что первый автомобиль был изготовлен и запатентован в 1886 году Готлибом Даймлером, хотя первый в мире с двигателем внутреннего сгорания изготовил Карл Бенц.

В 1926 году эти компании соединились. А в 1900 году после аварии одного автомобиля Эмиль Елинек, успешно представлявший коммерческие интересы фирмы, после разработки новой изящной модели, ненавязчиво предложил дать ей имя своей очаровательной дочери, которую звали Мерседес (исп. Милосердие), это имя, которое потом распространилось на все модели этой фирмы.

В настоящее время у фирмы имеется 24 сборочных завода, в т. ч. 19 за рубежом, а также 4450 филиалов и баз во всём мире. Заводы Мерседес размещены и в США, и в Бразилии, и в Аргентине, и в Мексике, и в Нигерии, и в Индонезии, и в Турции, и в Саудовской Аравии, и ряде других стран. Строится завод в Китае, а также в Голицино под Москвой. Фирма Мерседес-Бенц выпускает всю гамму грузовых автомобилей, а также автобусы, в т. ч. в Турции, Индонезии, Малайзии. В числе продукции составы: дизельные, электрические, тепловозы. Одним словом — лозунг фирмы Даймлер-Бенц — двигатели. На земле, в воздухе, в воде.

Обращаясь к С. А. Абдильдину и членам делегации, господин В. Нифер сказал, что надо переходить от разговоров ознакомительных и на общие темы, к конкретным делам, реализовывать программы и зарабатывать деньги. У вас, например, сказал он, тоже имеется много военных заводов и пора на них размещать выпуск необходимой продукции, заниматься конкретными вопросами конверсии. Мне довелось вести переговоры со многими лидерами стран СНГ — Кравчуком, Керимовым и др. и я готов вести переговоры со всеми.

С. А. Абдильдин напомнил, что переговоры с фирмой вёл и Н. А. Назарбаев и сообщил, что Верховный Совет сможет принять необходимые правовые основы обеспечивающие решение конкретных вопросов и будет содействовать и способствовать всем начинаниям. С. А. Абдильдин также напомнил, что в Казахстане имеется мощная база, в т. ч. на Байконуре, в Курчатове и других местах, располагающая высококвалифицированными кадрами, производственными помещениями, оборудованием.

Выступивший доктор Бернд Готшальк, отвечающий в руководстве фирмы за реализацию проектов за рубежом, напомнил о встречах представителей фирмы с представителями Казахстана, в частности господами Терещенко, Карамановым, Саламатиным, Власовым и другими, о посещении Мерседес-Бенц Н. А. Назарбаевым и ряде других встреч.

Далее на экране возникли таблицы, информирующие о конкретных разработках в Казахстане, согласно которым будет организован выпуск автобусов, малотоннажных грузовиков и универсальных автомашин Униваг.

Было сообщено, что, например, автобусы намечено выпускать того же варианта, что уже производятся в Турции и начнут выпускать в Казахстане, вначале из поставляемых оттуда деталей (сборка), с последующим развитием производства комплектующих на месте. Грузовые автомобили намечено выпускать малотоннажные, из варианта, приспособленного для очень плохих дорог.
Далее он сообщил, что ими уже разработана определённая философия развития производства в условиях Казахстана — не строить завод на главном месте, выпуск продукции начинать постепенно, шаг за шагом, понемногу, а дальше развивать производство. Начинать нужно со сборки.

Господин Нифер добавил, что в мире существует и такая тенденция — создавать гигантские предприятия, выпуская на них всё, что необходимо для производства той или иной продукции, например, автомобиля. На практике же всё произвести на таком гиганте невозможно и они зачастую стоят пустые. Развиваться надо последовательно, постепенно широко вовлекая средние и малые предприятия.

С. А. Абдильдин поинтересовался — какой оптимальный выпуск автомобилей в Казахстане может быть осуществлён фирмой?
Ответ был таков:
«Прежде всего в концепции должны быть предусмотрены средства и источники их финансирования. Прежде всего, требуется и поддержка со стороны Правительства Казахстана. Кроме того, сейчас мы ведём переговоры с немецкими фирмами уже действующими в республике, чтобы использовать валюту, получаемую ими за выпускаемую у вас продукцию. Начинать будем с малого — частичной сборки автобусов общим числом — 138 (поставка — Турция). Сроки — начало март.

В апреле Правительство Казахстана должно принять решение о пробном выпуске от 100 до 200 малотоннажных грузовиков. При этом будут выяснены многие вопросы, в частности, соответствие Вашей законодательной базы нашим нуждам. Постепенное развитие производства автомобилей может создать много рабочих мест. Так, у нас недалеко от Штутгарта в Зиндельфингене трудится 50 тыс. человек».

С. Т. Такежанов отметил, что он понял философию фирмы — не надо терять времени. Поскольку я занимаюсь и возглавляю Комитет по экономической реформе, полагал бы целесообразным, чтобы вы направили группу специалистов, с которыми можно бы было проработать конкретные проекты. Так под Алматы построен завод горно-шахтного оборудования, на котором можно было бы выделить производственные площади и для выпуска автомобилей фирмы Мерседес-Бенц. Пока там планируется выпуск КАМАЗов.

Господин Нифер тут же откликнулся — мы будем действовать быстро, а доктор Б. Готшальк займётся этим вопросом.
После этого состоялся обмен сувенирами. Каждому члену делегации был вручён фирменный пакет Мерседес-Бенц с информационным журналом о деятельности фирмы, медалью фирмы в коробочке и тремя моделями автомобилей — двух первых легковых и современного грузового.

Кроме официального ответа с нашей стороны С. Т. Такежанов подарил господину Ниферу плоскую титановую фляжку, входящую в карман пиджака и в которой можно держать любые жидкости и очень долго. Хоть молоко.

=================
Перейти к оглавлению: http://www.proza.ru/avtor/avolkov1&book=4#4
=================
Перейти к другим главам:
1 марта 1993 г. Казахстан-ФРГ. Но пока мы в пути http://www.proza.ru/2016/01/12/75
2 марта 1993 года. Первая половина дня. Летим в Бонн. Прием парламентариев «Германия–СНГ» http://www.proza.ru/2016/01/13/88
2 марта, вторая половина дня. Обед. Дом Бетховена http://www.proza.ru/2016/01/15/214
3 марта 1993 года, утро. Бонн. Бунденхаус. Фонд им. Фридриха Науманна http://www.proza.ru/2016/01/16/186
3 марта 1993 года, день. Бонн. Прием в министерстве внутренних дел http://www.proza.ru/2016/01/17/61
3 марта 1993 года, вторая половина дня. Штутгарт. 5-звездочный отель. Прием в Ландтаге Земли Баден-Вюртемберг http://www.proza.ru/2016/01/19/189
4 марта 1993 года, утро. Штутгарт. Фирма «Алкатель» http://www.proza.ru/2016/01/23/128
   — * —
Читать далее:
4 марта 1993 года, вторая половина дня. Штутгарт. Завод «Мерседес-Бенц». Прием в замке Солитюд http://www.proza.ru/2016/02/02/482