Президент

Лидия Нилова
Клавдия Михайловна Сидорова была Президентом Клуба служебного собаководства Карелии бессменно 25 лет.
Может, больше.
Мы с мамой и братом пришли к ней покупать собаку.
Она, с саамской свой невозмутимостью, раскуривая трубку, приказала: "Не шевелитесь".
Из другой комнаты вышла собака. Более страшной я не представляла. Баскервилей какой. Ротвейлер. Айчурек. Наш карельский многократный чемпион. Это была президентская собака. Чемпион. В глаза ей смотреть было страшно. От нее были самые лучшие щенки. Вот мы за ними и пришли.

Мы с братом поняли. Оценили.

Баба Клава - так её потом называли - навсегда влюбилась в моего брата. А в него невозможно было не влюбиться!
Взяли мы щенка. Ротвейлера. Девочку. Назвали - так клуб решил - Синьорой. Вырастили с рукавички, маленькую, писающую повсюду. Брат дрессировал. Под руководством бабы Клавы. ОКД - Общий курс дрессировки, потом ЗКС - Защитно-караульная служба - это очень круто. Собака выполняет сложнейшие команды, она умна и выдержанна. Не шавка с бантиком.
50 кг мускулов!  С ней было всё не страшно. Это был надежный защитник и верный друг.
Сколько она титулов и призов взяла в нашем клубе! Лучшей собакой стала в клубе. Мне баба Клава всерьез предлагала стать кинологом. Но. Но нет. Брат ушел в армию, я - в ссылку, собака осталась в семье.
 
Как она скучала по мне и брату...

Собаку брали в разные службы города. Серьезные.  За деньги. 
Но мы не сдали.

Она умерла в 3,5 года на руках моей матушки, когда мои родители развелись. Инфаркт.
 
Я прилетела из Архангельска, чтобы маме помочь пережить смерть собаки. Брат отнес её на руках на пирс, отвез на катере через залив, похоронил в Зимнике под сосной,  завалил могилу камнями от волков.

Баба Клава воспитала, наверное, сотни собак. Мой брат, придя из армии, отслужив три года на Севере, пришел перво-наперво в бабе Клаве. Она, сощурив свое саамское лицо, раскурив трубку, достала маленькую. Собаки пришли. Сидели, слушали.
 
И упала она в городе - инсульт. Две собаки, серьезные, не давали подойти, когда скорая приехала, она еще жила.

Лежит она на деревенском кладбище, в Ялгубе, под сосной. В шикарном месте. Мы с братом приезжали на катере, сидели под сосной, поминали. Любимая нами.
Президент.